Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Статья "Развивать транзитный потенциал страны", газета Литер от 9.12.2016

09.12.2016 0

Михаил Бортник

депутат Сената Парламента Республики Казахстан

 

Развивать транзитный потенциал страны

 

В принятой Парламентом Декларации 25-летия Независимости Республики Казахстан особо отмечено, что данный период «стал для Казахстана эпохой прогресса и устойчивого развития». За эти годы молодая республика, под руководством Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, достигла значительных успехов во всех сферах социально-экономического развития. Несмотря на ряд кризисов, периодически сотрясающих мировую экономику, принятые меры позволили существенно улучшить уровень жизни наших граждан, макроэкономическую и финансовую стабильность, создать необходимые условия для привлечения инвестиций в индустриально-инновационное развитие.

Казахстанский опыт экономического развития, накопленный за годы независимости, стал основой устойчивости экономики республики и ее способности противостоять негативным проявлениям кризиса.

Свою важную роль в этом сыграло динамичное развитие транзитного потенциала и транспортно-логистического комплекса Казахстана, что является одним из приоритетных направлений работы на ближайшее время.

С учетом выгодного географического положения Казахстана между крупнейшими торговыми партнерами – Китаем и странами Европейского Союза по поручению Главы государства Казахстан должен стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центрально-азиатского региона.

В настоящее время в стране реализуются Госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы и Развития интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года, направленные на обеспечение интеграции транспортной инфраструктуры Казахстана в международную транспортную систему и реализацию возможностей транзитного потенциала.

В связи с этим, большое внимание уделяется развитию транспортного сообщения в направлении Восток-Запад по территории Казахстана, маршрута, связывающего «восточные» и «западные» ворота страны. Такой Евразийский трансконтинентальный коридор позволяет связать Европу и Азию, а также способен привлечь потенциальный объем транзитного грузопотока от общего товарооборота Китай – ЕС – Китай. Реализация данной идеи напрямую зависит от институциональной и инфраструктурной готовности страны.

На западе Казахстана завершается расширение порта Актау в северном направлении и ведутся интенсивные работы по строительству паромного комплекса Курык. Реализация этих проектов позволит Казахстану увеличить свое присутствие на Каспийском море и занять конкурентоспособные позиции среди прикаспийских стран.

На востоке страны, на границе с Китаем, в июле 2015 года запущен и успешно обрабатывает грузы сухой порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Немаловажным фактором в привлечении грузов является сокращение обработки груза, которая с учетом смены колесных пар и приграничных процедур составляет чуть больше часа.

В целях эффективного формирования грузопотоков по направлению запад-восток особо важным является завершение строительства в 2016 году международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Функционирование данного коридора позволит увеличить грузоперевозки не только между Россией, Казахстаном и Китаем, но и между странами Европы и Азии.

В целом за последние пять лет реконструкцией охвачено 5 тысяч километров автодорог, эксплуатационная протяженность железнодорожных линий увеличена на 1 700 километров, из 8 аэропортов, требующих модернизации, 4 аэропорта полностью реконструированы, увеличена пропускная способность морского порта Актау до 20 миллион тонн.

Для обеспечения населения и дальнейшего улучшения позиции страны в вышеуказанном рейтинге в рамках госпрограммы «Нурлы жол» начата реализация 8 автодорожных проектов, которые по лучевому принципу свяжут Астану с другими городами-хабами, что позволит обеспечить рабочими местами около 200 тысяч человек.

Вместе с тем, за годы независимости также были реализованы масштабные проекты по строительству железнодорожных линии общей протяженностью 2624 километров. Развитие железнодорожных линий было обусловлено необходимостью диверсификации транспортных потоков и транзитных коридоров страны, направленных на создание магистральной сети, которая объединяет восток и запад. Крупнейшим проектом является строительство железнодорожной магистрали «Жезказган-Бейнеу», которая на сегодня введена в опытную эксплуатацию. Данная линия дает возможность реализовать транзитный потенциал страны, так как с ее появлением сократилось расстояние с востока на запад на 1200 километров.

В 2012 году также был реализован проект строительства железной дороги Узень – госграница с Туркменистаном протяженностью 146 километров, являющейся частью трехсторонней железнодорожной линии Казахстан-Туркменистан-Иран, которая была введена в эксплуатацию в прошлом году.

Данная железнодорожная линия направлена на построение эффективного маршрута через Казахстан для продвижения грузов из западных и центральных регионов Китая в Иран, страны Персидского залива и Турцию, а также на обеспечение транспортных потребностей в экспорте казахстанской продукции в страны Персидского залива, в том числе в экспорте зерна в Иран.

Особо важно отметить институциональную поддержку в становлении страны крупнейшим транспортно-логистическим хабом Центрально-азиатского региона. Разработанный по инициативе Главы государства и успешно реализуемый План нации «100 конкретных шагов» содержит в общей сложности 6 шагов, направленных на реформирование транспортной отрасли и создание благоприятных законодательных условий для развития. Так, в сфере автомобильных дорог – это шаг 58, в сфере логистики – шаг 65 и по гражданской авиации – шаги 66, 67, 68, 73.

Хотел бы отметить, что мне, как члену профильного Комитета Сената Парламента по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству довелось принять непосредственное участие в формировании законодательной базы транспортно-коммуникационного комплекса. Так, были приняты важные для отрасли законы «Об автомобильных дорогах», «О железнодорожном транспорте», «Об автомобильном транспорте», «О внутреннем водном транспорте», «О торговом мореплавании» и ряд других.

Важным моментом стало подписание 27 октября 2015 года Закона, которым внесены ряд поправок в 12 законодательных актов Республики Казахстан. Изменения направлены на эффективное функционирование мультимодального коридора и привлечения инвестиций на строительство автомобильных дорог и развития дорожно-транспортной инфраструктуры на принципах ГЧП.

В частности, для эффективного функционирования мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор» будет утвержден единый транспортный документ, для осуществления смешанных перевозок на законодательном уровне определен оператор смешанных перевозок, урегулированы взаимоотношения клиента и перевозчиков с оператором смешанных перевозок.

В целях развития контейнерных перевозок дерегулированы услуги магистральных железнодорожных сетей по контейнерным перевозкам. На сегодняшний день контейнерные перевозки грузов один из перспективных видов перевозок, на маршруте Китай-Европа наблюдается рост контейнерных перевозок – прежде всего за счет переориентированного грузопотока с морских перевозок на железнодорожный транспорт.

Национальному оператору по управлению автомобильными дорогами АО «Национальная компания «Казавтожол» данные поправки позволят получать государственную гарантию для привлечения средств негосударственного займа, что в итоге даст возможность привлекать средства для реконструкции эксплуатируемых автодорог. Также, предусматривается наделение Национального оператора функцией по содержанию автодорог и развитию придорожного сервиса, созданию условий для привлечения компанией инвестиций и возможность погашения вложенных средств инвесторов за счет сборов с платных дорог.

Кроме того, в ноябре текущего года при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» для увеличения конкурентоспособности транзитного потенциала страны внесена поправка, в соответствии с которой перевозка железнодорожно-паромным транспортом будет относится к международной, то есть облагаться по нулевой ставке НДС, что значительно повысит логистический потенциал казахстанских морских портов каспийского побережья.

Уверен, что совместно проводимая Парламентом и Правительством работа и меры государственной политики позволят Казахстану занять достойное место на Евразийском материке как основного звена между Европой и Азией.

Бөлісу