Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

2015 жылғы 24-25 қыркүйек айында "Республика Қазақстан" - "Еуропалық Кеңес" арасындағы Парламент ынтымақтастық комитетінің 13 отырысына қатысты

02.12.2015 0

Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии

(справка)

 

22 июня т.г. Совет Европейского Союза принял заключения о Стратегии ЕС по Центральной Азии. Данный документ стал итогом полугодовой работы, проводившейся Европейской службой внешних действий при поддержке латвийского председательства в Совете.

Основной целью этой работы, по заявлениям европейской стороны, являлось подведение итогов восьми лет реализации Стратегии и определение ключевых направлений дальнейшего развития сотрудничества со странами Центральной Азии.

Отдельно подчеркивается, что задачи и приоритетные сферы Стратегии 2007 года остаются актуальными. Европейский Союз подтверждает готовность выстраивать сильные, длительные и стабильные отношения с пятью странами региона на основе принципов ответственности и соучастия.

При этом ЕС намерен принимать во внимание уроки, усвоенные за восемь лет реализации Стратегии, а также изменения в регионе, в том числе увеличивающиеся различия между центральноазиатскими странами в политическом, экономическом и социальном планах и меняющуюся геополитическую ситуацию вокруг Центральной Азии.

В качестве новшества во взаимодействии с государствами региона следует выделить принятие Евросоюзом дифференцированного подхода в отношении развития сотрудничества, глубина и объем которого будет «зависеть от амбиций и потребностей отдельных центральноазиатских стран в продвижении двусторонних отношений».

В этой связи, европейская сторона планирует произвести переоценку баланса между региональными и двусторонними программами в пользу последних.

В то же время, отмечается необходимость продолжения реализации существующих региональных инициатив и платформ сотрудничества. Однако, к взаимодействию в рамках данных механизмов также будет применяться дифференцированный подход.

В частности, ЕС готов отказаться от практики обязательного привлечения всех государств региона к участию в той или иной инициативе и исходить, в первую очередь, из их заинтересованности и потребностей. Предполагается, что такой подход может придать бо́льший импульс и эффективность программам ЕС и рамочному сотрудничеству.

Еще одним немаловажным выводом, сделанным в рамках подготовки документа, является необходимость усиления координации деятельности Европейского Союза в регионе.

С одной стороны, это касается самого Европейского Союза, его структур и стран-членов, согласованные действия которых могут улучшить эффективность имплементации проектов ЕС, диалогов и платформ, а также способствовать продвижению их узнаваемости.

С другой стороны, предполагается расширение усилий по продвижению диалога с региональными и международными организациями (ОБСЕ, Советом Европы, ООН и др.), а также соседями центрально-азиатских государств и другими странами, действующими в регионе.

Представители Европейской службы внешних действий особо отмечают целесообразность координации своей деятельности с соответствующими стратегиями России и Китая, относящимися к региону Центральной Азии. Поиск «синергии» между имеющимися инициативами планируется в таких вопросах как безопасность, транспорт, энергетика, устойчивое развитие, а также в возможностях, возникающих из инициатив «Шелкового пути».

Приоритетными направлениями сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией, выделенными в заключениях Совета ЕС, являются:

1. Развитие надлежащего управления (good governance), в особенности усиление возможностей государственной администрации и местных властей по продвижению экономического и социального развития.

2. Продвижение прав человека в регионе, в том числе, посредством диалогов по правам человека, придание еще бо́льшего приоритета сотрудничеству в сфере верховенства закона, поддержка центрально-азиатских стран в их стратегиях по борьбе с коррупцией.

В данный сегмент также входит имплементация обязательств стран, касающихся Универсальных периодических обзоров, ситуация с правозащитниками, продвижение уважения свободы собраний, свободы ассоциаций, свободы самовыражения, свободы религии и вероисповедания, прав женщин, детей и лиц, относящихся к меньшинствам, а также поддержка усилий по искоренению пыток.

Планируется расширить работу с гражданским обществом, включая его вовлечение в диалоги и программы, относящиеся к имплементации Стратегии.

3. Содействие созданию и поддержанию надежного и привлекательного инвестиционного климата, включающего стабильность правовых механизмов, открытость, функционирование социального партнерства и сотрудничество с международным деловым сообществом.

Предлагается организовать специальный диалог с компаниями ЕС, инвестирующими в Центральную Азию, который позволит рассматривать вопросы повышения привлекательности региона для европейских инвесторов.

Также будет усиливаться сотрудничество по обмену опытом и ноу-хау в инновационных технологиях, в частности, в сферах энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, сельского хозяйства и развития сельских территорий.

4. Сотрудничество в сфере безопасности.

В качестве угроз, существующих в регионе, Европейский Союз называет «иностранных бойцов» и радикализацию в сторону насильственного экстремизма (новые угрозы), а также водные и пограничные споры, нарко-трафик, организованную преступность и конфликты в прилегающих регионах, особенно в Афганистане.

Евросоюз намерен продолжать региональный и двусторонние диалоги по вопросам безопасности, обеспечивая большую вовлеченность Афганистана, а также, основываясь на существующих программах в сферах миграции, управления границами, борьбы с терроризмом и нарко-трафиком.

5. Рациональное управление природными ресурсами

Совет ЕС подчеркивает важность продвижения региональных рамочных диалогов и увеличения участия в международных конвенциях и правовых принципах, регламентирующих трансграничные ресурсы.

ЕС будет поддерживать центрально-азиатские страны в усилении их способности противостоять вызовам в сфере окружающей среды, а также продолжать свою поддержку региональных инициатив в данном секторе, в частности Международный фонд спасения Аральского моря.

6. Сотрудничество в сфере образования

По мнению ЕС, образовательные программы, в особенности программа «Erasmus+», должны играть ключевую роль в помощи странам региона в создании, модернизации и расширении возможностей международного сотрудничества, а также приобретении передового международного опыта.

Европейской Комиссии поручено разработать, совместно с центрально-азиатскими партнерами, стратегии, отвечающие динамике рынков труда и изменениям характера трудовой миграции, в целях минимизации безработицы посредством продвижения предпринимательства, а также трудоспособности и правоспособности молодежи, женщин и представителей меньшинств.

7. Энергетика и транспорт

Сотрудничество между ЕС и Центральной Азией будет иметь приоритетом интеграцию центрально-азиатских стран как между собой, так и с международными рынками и коридорами.

ЕС продолжит рассмотрение вопроса продления Южного энергетического коридора до Центральной Азии и дальнейшее продвижение своих многосторонних энергетических инициатив.

Евросоюз готов предложить опыт и ноу-хау в продвижении принятия стандартов безопасности и экологических стандартов в отношении всех способов транспортировки и поддерживать каналы связи на всем протяжении транспортного коридора Европа-Кавказ-Центральная Азия.

При этом предполагается скорреспондировать развитие энергетического и транспортного сотрудничества с Центральной Азией с соответствующими инициативами, действующими в рамках Европейской политики соседства, в частности, Программой «Восточное партнерство».

Что касается финансирования дальнейшей реализации Стратегии, следует обратить внимание на определенное увеличение общих расходов на двустороннее и региональное сотрудничество на программный период 2014-2020 годов. В частности, в сравнении с предыдущим периодом 2007-2013 годов финансирование увеличено на 56% и составит 1,068 млрд. евро.

Принятые Советом ЕС заключения являются «программным документом» и определяют основные направления и принципы взаимодействия. Конкретные предложения по имплементации Стратегии должны быть дополнительно выработаны Европейской Комиссией и Европейской службой внешних действий «в соответствии с потребностями обновленного партнерства с регионом». По информации представителей ЕСВД, данная работа будет проводиться во втором полугодии 2015 года.

Необходимо иметь в виду, что европейская сторона позиционирует принятие указанных заключений, а также восстановление должности Специального представителя ЕС по Центральной Азии в качестве проявления заинтересованности в дальнейшем развитии сотрудничества со странами региона.

Вместе с тем, несмотря на изложенное, Центральноазиатский регион остается на периферии внешнеполитических интересов Европейского Союза и не привлекает значительного внимания со стороны руководства европейской дипломатии.

В частности, ранее планировавшаяся на 30 июля т.г. в Астане Конференция министров иностранных дел ЕС – Центральная Азия с участием Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по ее инициативе была перенесена на более поздние сроки.

Таким образом, представляется, что, учитывая наличие значительного количества сложных вопросов, требующих концентрированных усилий европейской дипломатии (реализация программ Восточного и Южного партнерства, отношения с Россией, ситуация в Украине, Сирии и Ираке и др.), регион Центральной Азии в среднесрочной перспективе не будет рассматриваться ЕС в качестве приоритетного.

Соответственно, сотрудничество со странами региона будет осуществляться в «фоновом режиме» согласно установкам, заложенным в Стратегии, и исходя из конкретных интересов Евросоюза в текущий период времени.

 

МИД РК

 

 

Бөлісу