Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Депутат А. Куртаев 27 октября 2020 года выступил на круглом столе в режиме on-line на тему «Универсальная интеллектуальная модель аль-Фараби», посвященного 1150-летию аль-Фараби в Москве

27.10.2020 0

Уважаемые участники круглого стола!

 

Во-первых разрешите выразить благодарность организаторам круглого стола за возможность выступить на столь высоком уровне.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подчеркивает важность обращения к духовному наследию аль-Фараби. По словам Главы государства, это особенно важно в контексте процессов модернизации общественного сознания, при формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения.

Нам известны имена многих знаменитых ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Наср аль-Фараби.

Абу Наср аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, в месте, где река Арысь впадает в Сырдарью, в 870 г. в тюркской семье. «Фараб» позже стал именоваться Отраром, который стал крупным центром, находившимся на стыке важнейших исторических взаимодействий и торговых путей. Первоначальное знание ремесел и основ науки аль-Фараби получил в медресе Отрара. Обучался он на родном тюркском языке. С детства увлекся науками: изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках.

Любопытный и жаждущий знаний аль-Фараби стремился узнать как можно больше. Его интересовало все: трактаты по астрономии и медицине, теории великих философов, основы психологии и педагогики, логики, права и музыки. Поэтому не удивительно, что с его именем связывают создание древнейшей коллекции книг - появление Отрарской библиотеки. Именно в Фарабе будущий ученый, читал философские и научные произведения в знаменитой Отырарской библиотеке. Это книгохранилище считалось вторым в мире по числу рукописей после знаменитой Александрийской библиотеки.

Историки предполагают, что до двадцати лет Абу-Насыр аль-Фараби жил в Отраре. Здесь он начал свой путь к познанию мира. В большой торговый город приходили не только купцы, но и путешественники, мудрецы, ученые, поэты и проповедники. Одной из наибольших ценностей того времени были книги. Поэтому караванщики везли с собой древние свитки. Часть из них оставалась в Отраре.

В Отырарском районе работает музей духовности имени Абу Насра аль-Фараби. Научные конференции на республиканском уровне, посвященные Абу Насру Аль-Фараби, проходят каждые пять лет в Отырарском районе, месте рождения нашего предка. В «Аллее славных предков» открывшемся в районном центре в селе Шаульдер, возведен памятник Абу Насру Аль-Фараби.

Первое посещение официальной делегации  могилы нашего предка Аль-Фараби в Дамаске было совершено в 2006 году.

В состав делегации вошел - я, тогдашний аким Отырарского района, а также ученый-востоковед тогданший муфти РК Абсаттар кажы Дербисали и тогдашний ректор университета имени аль-Фараби Толеген Кожамкулов, директор издательства «Жазушы» Жарылкасын Нускабай, директор музея Аль-Фараби Абдулла Жумашев.

Мы привезли горсть земли Отрара где он родился, на место захоронения Аль-Фараби, затем в Отрар, мавзолей Арыстанбаб была привезена горсть земли с места захоронения. На сегодняшний день это место считается священным.

Правительство Казахстана в 2007 году профинансировало строительство культурного центра аль-Фараби в Дамаске, который расположен рядом с мавзолеем ученого, тем самым подтверждая неоспоримую причастность философа к казахстанской земле.

В целях реализации государственной программы «Рухани жаңғыру» и статьи «Семь граней великой степи» Елбасы Н.А. Назарбаева, делегация из Казахстана в рамках подготовки к празднованию 1150-летия со дня рождения Великого мыслителя Абу Насра аль-Фараби посетила г. Дамаск (Сирия) в 2019 году.

Цель визита - ознакомление с сотоянием культурно-исторического центра и мавзолея аль-Фараби, построенного казахстанской стороной, обсуждение вопросов подготовки и проведения в 2020 году празднования 1150-летия великого мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Продвижение общих исторических и культурных ценностей дружественных стран и создание эффективной платформы взаимодействия.

В составе казахстанской делегации был я и ректор КазНУ им. аль-Фараби академик Галым Мутанов, декан факультета востоковедения КазНУ Ыктияр Палторе, а также съемочные группы известного кинорежиссера Сергея Азимова и журналист национального телеканала «Qazaqstаn» Дархан Абдик.

В ходе визита состоялась встреча с мэром г.Дамаск, с которым состоялся обмен мнениями о будущей деятельности культурно-исторического центра и мавзолея аль-Фараби.

Руководимый жаждой знания, аль-Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Он учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он проводит в Багдаде - политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующее положение.

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на такие ученые средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие.

Аль-Фараби имел возможность очень рано познакомится в подлинниках с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов, став одним из основоположников восточного перипатетизма, в связи с чем, он получил прозвание «Второй Учитель» после Аристотеля.

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой  категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание. Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир.

Последние годы своей жизни он провел в Каире, Алеппо и Дамаске и пользовался большим уважением. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.

В наше время дошли только основные произведения аль-Фараби. Он был известен широкой публике с незапамятных времен и оказал неизмеримое влияние на дальнейшее развитие философской и научной мысли.

Конечно, Аль-Фараби вобрал в себя традиции, гораздо более широкие, чем традиции родного города. В противном случае его имя не попало бы в список мировых культурных гигантов. Его деятельность получила широкое распространение по своему внешнему облику в рамках региона арабоязычной, так называемой исламской культуры.

Для меня была большая честь посетить с большой казахстанской делегацией Дамаск в рамках празднования юбилея великого ученого. Что меня поразило? Несмотря на то, что в Сирии идет война, ни один снаряд, ни одна пуля не попали в мавзолей и усыпальницу величайшего философа. Я думаю это не спроста. Даже Аллах бережет покой нашего великого предка!

Духовное наследие великого мыслителя - наше неиссякаемое достояние. В своих произведениях он воплотил идеи формирования справедливого общества, воспитания доброго человека.

Необходимо прививать в сознание поколений человеческие качества, духовные ценности, которые исходят от предков.

Ведь каждый ребенок-это будущее нашей страны, будущее нашего государства.

Рукописи аль-Фараби распространены во многих библиотеках мира и хранятся там. Известно, что многие видные наши соотечественники писали и изучали наследие аль-Фараби. Это поэт Магжан Жумабаев, выпускник Санкт-Петербургского университета Мустафа Шокай и многие другие лидеры партии «Алаш». Однако их труды долгое время были в забвении, а сами лидеры «Алаш» репрессированы. Мы должны сегодня быть благодарны горному инженеру геологу Акжану Машанову (аль-Машани) и академикам Канышу Сатпаеву, Шахмардан Есенову которые вернули казахскому народу имя аль-Фараби и внесли новую лепту в изучение наследия великого нашего предка. Считаю, что нынешняя молодёжь Казахстана вправе гордиться аль-Фараби и благодарить тех, кто пропагандировал его гуманное учение.

Изучая труды аль-Фараби, необходимо подчеркнуть уникальность  культурного наследия народа в создании настоящего человеческого общества, отвечающего принципам духовности и представляющего ряд интересных взглядов, таких как уважение духовных ценностей прошлых эпох.

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке.

Глубокое и всестороннее изучение духовного мира аль-Фараби -требование времени.

Перед нами стоит большая задача - сделать нашу страну одной из самых развитых стран мира за счет современного использования всемирно известных трудов ученого.

Поэтому я считаю, что 1150-летие аль-Фараби - хорошее начало, которое даст мощный импульс быстрому развитию нашей духовной жизни и проложит путь к национальному возрождению!

Поделиться