Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Навигация

Новости

Проект Закона РК "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах «Туймазы – Омск – Новосибирск-2» и «Омск – Павлодар"

07.11.2018 0

22.10.18 г. проведено заседание рабочей группы;

30.10.18 г. проведены заседание Комитета и расширенное заседание Комитета по рассмотрению проекта Закона РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах «Туймазы – Омск – Новосибирск-2» и «Омск – Павлодар».

 

СПРАВКА

по проекту Закона РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах «Туймазы – Омск – Новосибирск-2» и «Омск – Павлодар»

После прекращения существования СССР права собственности на магистральные нефтепроводы, как недвижимое имущество, были разделены между странами по территориальному принципу.

Данное разделение основывалось на Соглашении о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, ратифицированном Указом Президента Республики Казахстан от 22 мая 1996 года №2815 (далее – Соглашение стран СНГ).

При этом остался нерешенным вопрос определения прав собственности на 62 048 тонн технологической нефти, заполняющей казахстанский участок нефтепровода «Туймазы - Омск - Новосибирск-2» (ТОН-2), и 141 728 тонн технологической нефти, заполняющей российский участок нефтепровода «Омск-Павлодар» (0-215,063 км - территория России). Указанная нефть физически не передавалась по территориальному принципу, но была принята на балансы ПАО «Транснефть» (РФ) - 62 048 тонн технологической нефти, заполняющей казахстанский участок нефтепровода ТОН-2, и АО «КазТрансОйл» (РК) - 141 728 тонн технологической нефти, заполняющей российский участок нефтепровода «Омск-Павлодар» (0-215,063 км - территория России).

Вместе с тем, указанные хозяйствующие субъекты не могли в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться находящейся на их балансе нефтью по причине отсутствия первичных документов на нее, исторически подтверждающих их право собственности на эту нефть.

По итогам длительных переговоров сторонами было достигнуто понимание, что наиболее приемлемым решением указанного вопроса является заключение межправительственного соглашения путем принятия соответствующего закона в силу следующих факторов:

1) в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции Республики Казахстан и пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность, а также муниципальная и иные формы собственности (в РФ);

2) согласно пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся, в том числе, режима собственности и иных вещных прав, а также налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей.

3) поскольку вопрос определения права собственности на технологическую нефть связан с разграничением прав на имущество, ранее являвшееся собственностью СССР, решение данного вопроса должно было основываться на Соглашении стран СНГ, и не могло быть урегулировано хозяйствующими субъектами самостоятельно на их корпоративном уровне, так как выходило за пределы полномочий заинтересованных компаний;

4) наличие суверенного права Республики Казахстан на заключение международных договоров с любыми субъектами международного права по любым вопросам, не запрещенным международным правом;

5) соответствия Соглашения принципам и нормам действующего международного права;

6) заключение рассматриваемого Соглашения, обладающего наднациональным характером, позволит избежать оспаривания вопроса определения права собственности на технологическую нефть в судебных органах и обеспечит вовлеченность в его решение всех заинтересованных сторон.

В результате стороны пришли к соглашению о необходимости заключения международного договора, определяющего право собственности на нефть по принципу балансовой принадлежности соответствующих объемов, и устанавливающего порядок взаимоотношений между ПАО «Транснефть» и АО «КазТрансОйл».

Ратификация и реализация Соглашения позволят Республике Казахстан в лице АО «КазТрансОйл» на законных основаниях вступить в права собственности в отношении ранее спорной технологической нефти в количестве 141 728 тонн, что влечет за собой безусловное получение экономических выгод для Республики Казахстан.

В соответствии с действующим налоговым законодательством процедура передачи нефти могла быть признана сделкой по купле-продаже и обложена  налогом на добавленную стоимость,  корпоративным подоходным налогом и иными налогами.

Так как Соглашением восстанавливается историческая справедливость, процедура передачи нефти в рамках Соглашения не будет признана сделкой по купле-продажи нефти и, соответственно, эта операция будет освобождена от налогов, предусмотренных законодательством сторон.

 

Поделиться