Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Г.Дюсембаев выступил организатором встречи с государственными органами по обсуждению некоторых вопросов, возникших в ходе рабочей поездки Председателя Сената Парламента РК Д.Н.Назарбаевой в Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области

30.10.2019 0

Заседание рабочей  группы по  обсуждению следующих вопросов:(30.10.2019г.)

 

  Министерству национальной экономики:

1. Рассмотреть вопрос внедрения единого аграрного налога в рамках четвертого уровня бюджета. Упрощение налогового администрирования позволит работать в этой сфере и сделать его налогом сельского округа, т. е. это налог с продаж. Тогда контроль за предпринимателем будет вести само население округа, это поможет увеличить сбор налогов и развивать данный сельский округ, что сподвигнет другие сельские округа подключиться к поискам и привлечению инвесторов; 

Согласно информации Министерства финансов на сегодняшний день внедрение единого аграрного налога (далее – ЕАН) находится на стадии детального изучения. Ранее проведенные расчеты по введению ЕАН показали, что предполагаемые подходы приведут к снижению налоговой нагрузки для крупных сельхозпредприятий и резкому повышению для малых и средних фермерских хозяйств за счет перераспределения нагрузки с более крупных участников данного сегмента экономики.

Вместе с этим, ранее при обсуждении вопроса по введению ЕАН, выявлена проблема по актуальности данных по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, необходимых для проведения оптимальных расчетов по введению ЕАН.

Учитывая вышеизложенное, для введения ЕАН и определения методики его расчета необходима окончательная инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения и оцифровка информации по ним.

Кроме того, для решения перехода на единый аграрный налог необходимо определиться с обложением данной категории налогоплательщиков налогом на добавленную стоимость.

В связи с чем, было решено перенести работу по рассмотрению вопроса перехода на ЕАН на следующий год (поручение Канцелярии Премьер-Министра РК № 17-4/04-332//19-01-7.1(2.11.4-т) от 23.07.2019 года).

При этом сообщаем, что в настоящее время рассматривается вопрос о передаче на четвертый уровень бюджета поступлений единого земельного налога, который уплачивают лица, применяющие специальный налоговый режим для сельского хозяйства.

 

2. Рассмотреть вопрос отмены транспортного налога и внесения его в акциз на топливо в розничной продаже при заправке транспортных средств на АЗС, так как огромное количество автомашин эксплуатируется без уплаты транспортного налога, в том числе с иностранными номерами и транзитный транспорт;

МНЭ совместно с заинтересованными сторонами на протяжении последних лет были проведены обсуждения по вопросу включения налога на транспортные средства в стоимость бензина.

Проведенное изучение показало наличие определенных рисков.

Так, для анализа изменения нагрузки на автотранспорт с малым объемом двигателя сравнены нагрузки на автомобили с разными объемами двигателя: первый легковой автомобиль – с объемом двигателя в 2 000 куб. см. и второй легковой автомобиль с объемом 4 600 куб. см.

Сумма налога на транспортные средства первого автомобиля в 2019 году – 7 575 тенге, второго автомобиля – 332 450 тенге.

Применено одинаковое условие по размеру пробега в год – 30 тыс. км.

Первый автомобиль при езде 30 тыс. км в год потребляет около 2700 л. бензина (9 л за 100 км), второй автомобиль – 5400 л. бензина (18 л за 100 км).

По проведенным расчетам при включении суммы налога на транспортные средства в стоимость бензина цена 1 л бензина увеличится на 11,7 тенге.

То есть, при включении налога в стоимость бензина дополнительная нагрузка на первый автомобиль в год составит – 31 590 тенге, что на 24 015 тенге больше чем сумма действующего налога, нагрузка на второй автомобиль – 63 180 тенге, что на 269 270 тенге меньше чем действующая нагрузка.

Данный расчет показывает, что при таком варианте налоговая нагрузка будет распределена с транспортных средств с большим объемом двигателя на транспортные средства с меньшим объемом двигателя.

Таким образом, по результатам изучения, вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина не поддержан.

 

3. Рассмотреть предложение о внесении поправок в Предпринимательский кодекс (ст. 156 ч. 2), а именно дополнить статью нормой о признании незаконными налоговые проверки в случаях непредставления субъекту предварительного акта налоговой проверки, предупреждения проверки, продления и приостановления проверки;

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Предпринимательского кодекса, на налоговые проверки распространяется действие пункта 1 статьи 145 Предпринимательского кодекса, в соответствии с которым проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом.

Соответственно, Предпринимательский кодекс не предусматривает составления предварительного акта налоговой проверки.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса, уже предусмотрено, что к грубым нарушениям требований настоящего Кодекса относится отсутствие акта о назначении проверки.

Также на налоговые проверки распространяется действие подпункта 3) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса, в соответствии с которым к грубым нарушениям требований настоящего Кодекса относится отсутствие уведомления, а равно несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки.

Таким образом, отсутствует необходимость внесения поправок в Предпринимательский кодекс, в части признания незаконными налоговые проверки в случаях непредставления субъекту уведомления о предстоящей проверке.

 

4. Рассмотреть вопрос по увеличению критерия среднегодовой численности работников для субъектов среднего предпринимательства до пятисот человек;

  1. 5.   Рассмотреть вопрос и провести анализ об исключении норм установления критериев для субъектов предпринимательства в части среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов, в связи с чем предлагается определить только один критерий – среднегодовой доход;

    Согласно пунктам 5 и 6 статьи 24 Предпринимательского кодекса, субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящей статьи; в свою очередь субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трех миллионно кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

    Используемые в Предпринимательском кодексе критерии разделения субъектов предпринимательства по категориям внедрены с учетом комплексного исследования международного опыта, в частности законодательства государств-членов Евразийского экономического союза.

    На основании вышеизложенного, внесение изменений в критерии субъекта среднего предпринимательства в части увеличения среднегодовой численности работников до 500 человек, а также определения категории субъекта предпринимательства только по критерию - среднегодовой доход не представляется возможным.

     

    6. Рассмотреть вопрос об освобождении от НДС региональных средств массовой информации или о предоставлении других льгот.

    Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) является налогом на потребление и уплачивается конечным потребителем.

    НДС, являясь косвенным налогом, представляет собой многоступенчатый налог, распространяющийся на все стадии процесса производства и распределения, включающий в свою базу все виды товаров, работ и услуг.

    Концепция обложения данного налога реализуется через включение НДС на каждом звене цепочки производство-реализация (зачет входного НДС позволяет избежать появления каскадного эффекта).

    Освобождение от НДС приведет к накоплению дебетового сальдо по НДС по приобретенным товарам, работам, услугам с НДС.

    В этой связи, предложение по освобождению от НДС региональных средств массовой информации не поддерживается.

    При этом, для рассмотрения вопроса по предоставлению других льгот необходимо представить конкретные предложения с мотивированным обоснованием и расчетами.

     

     Министерству финансов:

    7. Рассмотреть вопрос касательно мер по упрощению таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспорт, путем внедрения принципа «одного окна» и применения ЭЦП; 

    В рамках реализации 38 шага третьего направления «Индустриализация и экономический рост» Плана нации – 100 конкретных шагов, для упрощения таможенных процедур внедрена в эксплуатацию информационная система «АСТАНА-1».

    В ИС «Астана-1» оформились более 24 тыс. УВЭД, при этом более 3 тыс. непосредственные пользователи системы.

    С момента внедрения ИС «Астана-1» в системе обработано около 2 млн. декларации,  при этом доля авто выпуска по всем процедурам (импорт, экспорт, иные, транзит) составляет около 90%, около 500 тыс. деклараций по импортно-экспортным операциям обработано автоматически менее чем за 1 минуту.

    Автоматизация процесса таможенного декларирования, позволило УВЭД экономить средства на СВХ, брокеров, консультантов, а также исключило иные административные ресурсы, которые требовали значительных затрат при бумажном декларировании, такие как распечатка декларации со всеми предшествующими документами, дорожные расходы, физическое ожидание очереди, подача, выпуск декларации, предоставления копий декларации владельцам СВХ для отпуска товаров с СВХ и т.д.

    В соответствии с «Правилами совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов», утвержденных Приказом министра финансов Республики Казахстан от 26 января 2018 года № 73, электронная декларация на товары после ее заполнения, а также документы, подтверждающие заявленные в ней сведения, заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта или таможенного представителя в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

    В целях реализации механизма «Единого окна» по экспортно-импортным операциям, с 27 марта текущего года введен в эксплуатацию внешний портал «Единого окна». Также введены в эксплуатацию компоненты в сфере средств защиты растений для МСХ РК и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия для КККБТУ МЗ РК.

    До конца 2019 года запланирован ввод в эксплуатацию компоненетов по выдаче документов подтверждающих соответствие, разрешений на ввоз/вывоз диких животных и растений и включение в таможенные реестры.

    Таким образом, портал «Единого окна» по экспортно-импортным операциям позволит участникам ВЭД посредством единного пропускного канала  получать все разрешительные документы и таможенные услуги необходимые для ввоза/вывоза товаров.

     

      Министерству труда и социально защиты:

    8. Рассмотреть вопрос касательно закрепления на законодательной основе договорных обязательств работника в случае обучения специалистов за счет средств предпринимателя;

    Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации обучаемых по направлению работодателя регламентируется главой 9 Трудового кодекса Республики Казахстан. Рассмотрение вопроса касательно закрепления на законодательной основе договорных обязательств работника входит в компетенцию Министерства труда и социально защиты.

Поделиться