Предложения Комитета в головной комитет по сопутствующему проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам биологической безопасности»
Председателю Комитета
по социально-культурному развитию и науки
Исабаеву Б.О.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ
по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам биологической безопасности»,
одобренного Мажилисом Парламента Республики Казахстан
№ п/п | Структура НПА | Редакция статьи проекта закона, одобренного Мажилисом | Предлагаемые изменения и дополнения | Обоснование | Позиция МЗ |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»: | |||||
Статья 1 пункт 3 подпункт 1) | 1) статью 9 дополнить подпунктами 40-1), 40-2), 40-3) и 40-4) следующего содержания: «40-1) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения; 40-2) осуществляет выдачу лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; 40-3) разрабатывает и утверждает правила формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 40-4) разрабатывает и утверждает правила выдачи, возобновления действия, переоформления, прекращения действия разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами и приложений к ним; 40-5) разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами;»; | Изложить в следующей редакции: 1) статью 9 дополнить подпунктами 40-1), 40-2), 40-3) и 40-4) следующего содержания: «40-1) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения; 40-2) осуществляет выдачу лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения; в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; 40-3) разрабатывает и утверждает правила формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 40-4) разрабатывает и утверждает правила выдачи, возобновления действия, переоформления, прекращения действия разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами III и (или) IVгрупп патогенности и приложений к ним; 40-5) разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами III и (или) IVгрупп патогенности;»; | Не поддерживается 1. Предложенная поправка противоречит: - ст. 17, 19 и 21 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» - относящим обращение с ПБА I – IV группы патогенности к разрешениям, а не лицензиям; - ст.18 Закона «О разрешениях и уведомлениях» - разрешительный порядок вводится только посредством включения соответствующего разрешения в перечень, предусмотренный данным законом. 2. Обращение с ПБА в большинстве случаев сопряжено с осуществлением медицинской деятельности, которая в соответствии с пп.1) п.1 ст.17 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» и перечня разрешений к Закону «О разрешениях и уведомлениях», отнесена к лицензируемой деятельности. Таким образом введение лицензирования на обращение с ПБА I и (или) II групп патогенности будет дублировать лицензируемую медицинскую деятельность. Указанное противоречит п.4 ст.6 Закона «О разрешениях и уведомлениях», не допускающему введение в рамках одного вида деятельности или действия (операции) более одного разрешения. Указанное существенно нарушает права предпринимателей и противоречит политики государства по сокращению разрешений. Более того в соответствии с п.2 ст.82 Предпринимательского кодекса введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности. Указанное в соответствии с данной нормой потребует проведение АРВ и отмену 2 требований в той же области, что является недопустимым для такой чувствительной сферы. 3. В соответствии со ст.82 Предпринимательского кодекса и п.2 ст.16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» уровни опасности деятельности или действий (операций) устанавливаются на основании АРВ. Процедура его проведения занимает от 2 и более месяцев, что повлечет срыв исполнения поручения Главы государства, данного в рамках его Послания от 01.09.21 г. об обеспечении Парламентом принятия законопроекта о биобезопасности до конца текущей сессии. | ||
7. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» | |||||
2. | Статья 1 пункт 7 подпункт 2) | 2) подпункт 46-28) статьи 8 изложить в следующей редакции: «46-28) разработка и утверждение правил формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в области ветеринарии;»; | Изложить в следующей редакции: «2) в статье 8: подпункт 46-11) изложить в следующей редакции: «46-11) разработка и утверждение порядка утилизации, уничтожения неопасных биологических отходов;»; подпункт 46-18) изложить в следующей редакции: «46-18) разработка квалификационных требований и лицензирование деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельментизации в области ветеринарии;»; подпункт 46-28) изложить в следующей редакции: «46-28) разработка и утверждение правил формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в области ветеринарии;»; | В связи с предложением о возложении функций по разработке и утверждению порядка утилизации, уничтожения опасных биологических отходов на уполномоченный орган в области биологической безопасности. В связи с введением лицензирования деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, предлагается ввести лицензирование на аналогичную деятельность и в области ветеринарии, поскольку она имеет одинаковую степень опасности. | Не поддерживается 1. Относительно отходов: В соответствии с пп.7) п.2 ст.3 Экологического кодекса снижение уровня опасности образуемых отходов и эффективного управления ими является одной из задач экологического законодательства. Таким образом, управление отходами регулируется Экологическим кодексом. При этом п.6 ст.1, статьи 377 и 378 Экокодекса предусматривают отсылки на законодательство в области ветеринарии и здравоохранения по особенностям регулирования обращения с биологическими и медицинскими отходами. Таким образом, предлагаемая поправка вступит в противоречие с действующим экологическим законодательством, законодательством в области ветеринарии и здравоохранения. Относительно квалтребований: Подпунктом 3) п.1 ст.13-1 Закона «О ветеринарии» и п.26 приложения 3 к Закону «О разрешениях и уведомлениях» проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельминтизации в области ветеринарии отнесено к уведомительному порядку. Предлагаемая поправка ужесточает требования к субъектам предпринимательства в области ветеринарии, что в соответствии со ст.82 Предпринимательского кодекса и п.2 ст.16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» потребует проведение АРВ. Процедура его проведения занимает от 2 и более месяцев, что повлечет срыв исполнения поручения Главы государства, данного в рамках его Послания от 01.09.21 г. об обеспечении Парламентом принятия законопроекта о биобезопасности до конца текущей сессии. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.82 Предпринимательского кодекса это также потребует отмену 2 требований в той же области, что является недопустимым для такой чувствительной сферы. |
13. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» | |||||
3. | Статья 1 пункт 13 | 13. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»: 1) приложение 1 дополнить строкой 88 следующего содержания: « 88. Лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения Неотчуждаемая; класс 1 »; 2) в приложении 2: дополнить строкой 120-1 следующего содержания: « 120-1. Выдача разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами и приложения к нему Разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами и приложение к нему Неотчуждаемое; бессрочное разрешение» | Изложить в следующей редакции: «13. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»: 1) приложение 1 дополнить строкой 88 следующего содержания: « 88. Лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения Неотчуждаемая; класс 1»; 89. Лицензия на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения Неотчуждаемая; класс 1 90. Лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельментизации в области ветеринарии Неотчуждаемая; класс 1»; 2) в приложении 2: дополнить строкой 120-1 следующего содержания: « 120-1. Выдача разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами и приложения к нему Разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами III и (или) IVгрупп патогенности и приложение к нему Неотчуждаемое; бессрочное разрешение » | Предлагается дифференцировать категорию разрешений в зависимости от групп патогенности патогенных биологических агентов. Важно обратить внимание и другой правовой пробел. В части определения компетенции государственных органов и подходов к биологической безопасности, представляется необоснованным, что деятельность, связанная с «обращением с патогенными биологическими агентами» должна осуществляться на основании не лицензий (разрешений первой категории), а разрешений второй категории. Разрешительный порядок осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий и максимальной защиты прав потребителей. Статья 16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» устанавливает, что разрешительный или уведомительный порядок вводиться в зависимости от уровня опасности предстоящих к осуществлению деятельности или действий и делиться на следующие уровни: 1) Разрешения первой категории – лицензии, которые вводятся в отношении видов деятельности, связанных с высоким уровнем опасности. 2) Разрешение второй категории – все разрешения, не являющиеся лицензиями, которые вводятся в отношении видов деятельности или действий, связанных со средним уровнем опасности. Следуя логики разработчика деятельность по комплексу мероприятий по борьбе с насекомыми, грызунами и другими членистоногими более опасна и важна для общества. И несмотря на ограничения на расширения видов лицензирования, вводится режим лицензирования по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации. А требования, предъявляемые к деятельности по осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами, менее опасна для общества и можно получить разрешение второй категории (пункт 2 статьи 15 п.2 законопроекта). По логике разработчиков обращение со особо опасными инфекционными заболеваниями для людей, на которых отсутствуют вакцины или эффективные средства терапии, менее опасны чем деятельность по борьбе с членистоногими. | Не поддерживается См. обоснование в п.2 таблицы. |
Секретарь Комитета по конституционному
законодательству, судебной системе и правоохранительным органам К. Сафинов