Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Предложения Комитета в головной комитет по сопутствующему проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам биологической безопасности»

19.04.2022 0

Председателю Комитета

по социально-культурному развитию и науки

Исабаеву Б.О.

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам биологической безопасности»,

одобренного Мажилисом Парламента Республики Казахстан

 

 


п/п
Структура НПА Редакция статьи проекта закона, одобренного Мажилисом Предлагаемые изменения и дополнения Обоснование Позиция МЗ
12 3 4 5 6
3. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»:
Статья 1
пункт 3
подпункт 1)
1) статью 9 дополнить подпунктами 40-1), 40-2), 40-3) и 40-4) следующего содержания:
«40-1) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения;
40-2) осуществляет выдачу лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
40-3) разрабатывает и утверждает правила формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
40-4) разрабатывает и утверждает правила выдачи, возобновления действия, переоформления, прекращения действия разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами и приложений к ним;
40-5) разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами;»;
Изложить в следующей редакции:
1) статью 9 дополнить подпунктами 40-1), 40-2), 40-3) и 40-4) следующего содержания:
«40-1) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения;
40-2) осуществляет выдачу лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения;
в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
40-3) разрабатывает и утверждает правила формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
40-4) разрабатывает и утверждает правила выдачи, возобновления действия, переоформления, прекращения действия разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами  III и (или) IVгрупп патогенности и приложений к ним;
40-5) разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами III и (или) IVгрупп патогенности;»;
  Не поддерживается
1. Предложенная поправка противоречит:
- ст. 17, 19 и 21 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» - относящим обращение с ПБА I – IV группы патогенности к разрешениям, а не лицензиям;  
- ст.18 Закона «О разрешениях и уведомлениях» - разрешительный порядок вводится только посредством включения соответствующего разрешения в перечень, предусмотренный данным законом.
2. Обращение с ПБА в большинстве случаев сопряжено с осуществлением медицинской деятельности, которая в соответствии с пп.1) п.1 ст.17 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» и перечня разрешений к Закону «О разрешениях и уведомлениях», отнесена к лицензируемой деятельности.
Таким образом введение лицензирования на обращение с ПБА I и (или) II групп патогенности будет дублировать лицензируемую медицинскую деятельность. Указанное противоречит п.4 ст.6 Закона «О разрешениях и уведомлениях», не допускающему введение в рамках одного вида деятельности или действия (операции) более одного разрешения.
Указанное существенно нарушает права предпринимателей и противоречит политики государства по сокращению разрешений.
Более того в соответствии с п.2 ст.82 Предпринимательского кодекса введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности.
Указанное в соответствии с данной нормой потребует проведение АРВ и отмену 2 требований в той же области, что является недопустимым для такой чувствительной сферы.
3. В соответствии со ст.82 Предпринимательского кодекса и п.2 ст.16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» уровни опасности деятельности или действий (операций) устанавливаются на основании АРВ. Процедура его проведения занимает от 2 и более месяцев, что повлечет срыв исполнения поручения Главы государства, данного в рамках его Послания от 01.09.21 г. об обеспечении Парламентом принятия законопроекта о биобезопасности до конца текущей сессии.
7. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии»
2.                   Статья 1
пункт 7
подпункт 2)
 
 
2) подпункт 46-28) статьи 8 изложить в следующей редакции:
«46-28) разработка и утверждение правил формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в области ветеринарии;»;
Изложить в следующей редакции:
«2) в статье 8:
подпункт 46-11) изложить в следующей редакции:
«46-11) разработка и утверждение порядка утилизации, уничтожения неопасных биологических отходов;»;
подпункт 46-18) изложить в следующей редакции:
«46-18) разработка квалификационных требований и лицензирование деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельментизации в области ветеринарии;»;
подпункт 46-28) изложить в следующей редакции:
 «46-28) разработка и утверждение правил формирования, ведения и содержания рабочих коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, используемых в области ветеринарии;»;
 
В связи с предложением о возложении функций по разработке и утверждению порядка  утилизации, уничтожения опасных биологических отходов на уполномоченный орган в области биологической безопасности.
 
В связи с введением лицензирования деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, предлагается ввести лицензирование на аналогичную деятельность и в области ветеринарии, поскольку она имеет одинаковую степень опасности.
Не поддерживается
1. Относительно отходов:
В соответствии с пп.7) п.2 ст.3 Экологического кодекса снижение уровня опасности образуемых отходов и эффективного управления ими является одной из задач экологического законодательства.
Таким образом, управление отходами регулируется Экологическим кодексом. При этом п.6 ст.1, статьи 377 и 378 Экокодекса предусматривают отсылки на законодательство в области ветеринарии и здравоохранения по особенностям регулирования обращения с биологическими и медицинскими отходами.  
Таким образом, предлагаемая поправка вступит в противоречие с действующим экологическим законодательством, законодательством в области ветеринарии и здравоохранения.
 
Относительно квалтребований:
Подпунктом 3) п.1 ст.13-1 Закона «О ветеринарии» и п.26 приложения 3 к Закону «О разрешениях и уведомлениях» проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельминтизации в области ветеринарии отнесено к уведомительному порядку.
Предлагаемая поправка ужесточает требования к субъектам предпринимательства в области ветеринарии, что в соответствии со ст.82 Предпринимательского кодекса и п.2 ст.16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» потребует проведение АРВ. Процедура его проведения занимает от 2 и более месяцев, что повлечет срыв исполнения поручения Главы государства, данного в рамках его Послания от 01.09.21 г. об обеспечении Парламентом принятия законопроекта о биобезопасности до конца текущей сессии.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.82 Предпринимательского кодекса это также потребует отмену 2 требований в той же области, что является недопустимым для такой чувствительной сферы.
 
13. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»
3.                   Статья 1
пункт 13
 
13. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»:
1) приложение 1 дополнить строкой 88 следующего содержания:
«
88. Лицензия на оказание
услуг по дезинфекции,
дезинсекции,
дератизации в области
здравоохранения
Неотчуждаемая;
класс 1
»;
2) в приложении 2:
дополнить строкой 120-1 следующего содержания:
«
120-1. Выдача разрешения на
обращение с
патогенными
биологическими
агентами
и приложения к нему
Разрешение на
обращение с
патогенными
биологическими
агентами
и приложение к нему
Неотчуждаемое;
бессрочное
разрешение»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изложить в следующей редакции:
«13. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»:
1) приложение 1 дополнить строкой 88 следующего содержания:
«
88. Лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения
Неотчуждаемая;
класс 1»;
 
89. Лицензия на осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности в области здравоохранения
Неотчуждаемая;
класс 1
 
90. Лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегельментизации в области ветеринарии
Неотчуждаемая;
класс 1»;
 
2) в приложении 2:
дополнить строкой 120-1 следующего содержания:
«
120-1. Выдача разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами и приложения к нему
Разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами III и (или) IVгрупп патогенности и приложение к нему
Неотчуждаемое;
бессрочное
разрешение
»
Предлагается дифференцировать категорию разрешений в зависимости от групп патогенности патогенных биологических агентов.
Важно обратить внимание и другой правовой пробел. В части определения компетенции государственных органов и подходов к биологической безопасности, представляется необоснованным, что деятельность, связанная с «обращением с патогенными биологическими агентами» должна осуществляться на основании не лицензий (разрешений первой категории), а разрешений второй категории.
Разрешительный порядок осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий и максимальной защиты прав потребителей.
Статья 16 Закона «О разрешениях и уведомлениях» устанавливает, что разрешительный или уведомительный порядок вводиться в зависимости от уровня опасности предстоящих к осуществлению деятельности или действий и делиться на следующие уровни:
1)    Разрешения первой категории – лицензии, которые вводятся в отношении видов деятельности, связанных с высоким уровнем опасности.
2)    Разрешение второй категории – все разрешения, не являющиеся лицензиями, которые вводятся в отношении видов деятельности или действий, связанных со средним уровнем опасности.
Следуя логики разработчика деятельность по комплексу мероприятий по борьбе с насекомыми, грызунами и другими членистоногими более опасна и важна для общества. И несмотря на ограничения на расширения видов лицензирования, вводится режим лицензирования по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации. А требования, предъявляемые к деятельности по осуществлению обращения с патогенными биологическими агентами, менее опасна для общества и можно получить разрешение второй категории (пункт 2 статьи 15 п.2 законопроекта). По логике разработчиков обращение со особо опасными инфекционными заболеваниями для людей, на которых отсутствуют вакцины или эффективные средства терапии, менее опасны чем деятельность по борьбе с членистоногими.
 
Не поддерживается
См. обоснование в п.2 таблицы.

 

 

                  Секретарь Комитета по конституционному

законодательству, судебной системе и правоохранительным органам                                                                                   К. Сафинов

 

Поделиться