Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Навигация

Новости

Сенатор Владимир Волков на заседании Сената огласил депутатский запрос на имя Премьер -Министра РК А. Мамина о проблемах в уголовно-исполнительной системе страны

29.10.2020 0

Премьер-Министру

Республики Казахстан

МАМИНУА.У.

 

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

 

Поводом для депутатского запроса послужил проведенный анализ имеющихся проблем в уголовно-исполнительной системе страны.

Актуальные направления развития уголовно-исполнительной системы предусмотрены 34 шагом Плана нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Елбасы – Назарбаева Н.А.

Совершенствование системы исполнения наказания нашло свое отражение и в Послании Главы Государства.

В 2018 году Правительство Республики Казахстан утвердило Дорожную карту по модернизации органов внутренних дел РК на 2019 – 2021 годы, где одним из приоритетных направлений является модернизация уголовно-исполнительной системы.

Благодаря законодательным реформам и гуманизации уголовной политики, тюремное население снижено до 30 тысяч человек. В настоящее время с таким количеством Казахстан занимает 100-ое место в мировом тюремном рейтинге (на заре независимости Казахстан с количеством почти 100 тысяч заключенных занимал 3 место после США и России).

         Несмотря на принимаемые меры, остаются нерешенными следующие проблемы:

  1. Трудоустройство осужденных.

    Дорожной картой по модернизации органов внутренних дел предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению максимальной трудозанятости осужденных.

    На сегодняшний день в местах лишения свободы трудоустроены около 30% осужденных от общего количества лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Основным работодателем в уголовно-исполнительной системе является РГП «Енбек» и «Енбек-Оскемен». По ряду объективных причин выпускаемая продукция не может полноценно конкурировать на рынке товаров и услуг.

    Законом РК «О государственных закупках» в статье 39 в пункте 3 подпункте 29) предусмотрено проведение закупок товаров и услуг УИС из одного источника.

    При этом перечень товаров и услуг, и их объем определяется постановлением Правительства (постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 79). В 2019 году были внесены изменения в это постановление и были уменьшены объемы по продуктам питания, изделиям швейной продукции, исключены услуги по оказанию строительно-монтажных и ремонтных работ, разработке проектно-сметной документации, строительству и ремонту автодорог и другие виды работ и услуг, что негативно отразилось на производственных показателях предприятия. Данный фактор достаточно серьезно повлиял на возможность привлечения к труду осужденных, практически приостановил производство мебели, пошив вещевого и имущества, постельных принадлежностей для исправительных учреждений, проведение текущего ремонта помещений в учреждениях УИС.

     Устаревшая производственная инфраструктура, в том числе отсутствие современных производственных мощностей, необходимость капитальных вложений, да и условия режимных объектов не привлекают предпринимателей для развития предприятий в колониях. В этом контексте необходима поддержка государства в развитии производства в пенитенциарных учреждениях.  

    Трудоустроенность осужденных наряду с занятостью и развитием трудовых навыков, важных в ресоциализации, позволяют осужденным заработать средства на погашение исков и ущерба потерпевшим, помощи семье.

  2. Модернизация тюремной инфраструктуры.

    Для эффективного исполнения наказания в виде лишения свободы, безопасности осужденных в местах лишения свободы, организации индивидуальной работы с осужденными необходимо покамерное содержание лиц.

    Из действующих 66 исправительных учреждений, только 9 имеют условия покамерного содержания осужденных, в которых содержатся около 4 тыс. тысяч осужденных.

    Из 16 следственных изоляторов 3 – в предаварийном состоянии (СИ-4 г. Уральск, СИ-17 г. Усть-Каменогорск, СИ-12 г. Нур-Султан), 6 – 100% износ зданий (СИ-5 г. Актобе, СИ-7 г. Костанай, СИ-9 г. Атырау, СИ-13                г. Тараз, СИ-15 г. Петропавловск, СИ-16 г. Караганда). 7 – в удовлетворительном состоянии (СИ-20 г. Кокшетау, СИ-6 г. Талдыкорган, СИ-8 г. Алматы, СИ-10 г. Кызылорда, СИ-15 г. Актау, СИ-14 г. Павлодар, СИ-11 г. Шымкент).

    Большинство исправительных колоний являются наследием советской постройки прошлого века с проживанием в барачных общежитиях (отрядах) по 100-120 человек в одной комнате. В эпидемиологических условиях отрядное содержание является благоприятной средой для распространения вирусных и инфекционных заболеваний.

             Мы уже более 20 лет говорим о реформах в тюремной системе. При этом главным требованием международных стандартов является переход от отрядного содержания к покамерным условиям.

             Переход на покамерное содержание по поручению Правительства планируется осуществлять путем реконструкции жилых блоков на территории действующих исправительных учреждений. Хотя ранее были выделены земельные участки для строительства новых учреждений в 4 областях. С учетом состояния зданий и сооружений требуется реконструировать 42 исправительных учреждения.

    На наш взгляд содержание осужденных в камерах способствуют предупреждению совершаемых внутри учреждения нарушений и преступлений, обеспечению физической (личной) безопасности, как осужденных, так и сотрудников учреждений, профилактике распространения заболеваний.

  3. Установление систем видеонаблюдения.

    Необходимость введения сплошного видеонаблюдения в пенитенциарных учреждениях, прежде всего направлена на обеспечение безопасности осужденных, а также предупреждение совершаемых нарушений и преступлений, в том числе со стороны должностных лиц (пытки, превышение должностных полномочий, коррупция).

    Сегодня обеспеченность исправительных учреждений видеокамерами составляет только 30 %.

  4. Медико-санитарное обеспечение осужденных.

Особого внимания заслуживают проблемы медицинского обеспечения осужденных.  

Система медицинского обеспечения УИС находится в неравном положении с гражданским сектором (с точки зрения ресурсов, качества и контроля услуг в силу ее закрытости).

Основная проблема - медперсонал. Нехватка среди персонала составляет до 30%, в среднем по всем учреждениям Республики. При этом, не каждый гражданский врач соглашается работать в колонии, где сложный спецконтингет, режимные требования, не полная инфраструктура, высокие риски здоровью и жизни, отдаленное расположение учреждений от населенных пунктов и др.

В системе УИС функционируют 6 медицинских пенитенциарных учреждений, из них 1 психиатрическая и 3 противотуберкулезных колоний. В каждом пенитенциарном учреждении имеется медицинская часть или медпункт. В среднем в год в медицинских учреждениях пенитенциарной системы получают лечение около 800 осужденных. За последние три года и 9 месяцев т.г.  прошли лечение 1773, состояли на диспансерном учете 772 осужденных.

         Неукомплектованность медицинских служб, отсутствие узких специалистов, проблемы экстренной госпитализации, устаревшее медицинское оборудование приводят к низкому качеству предоставляемых медицинских услуг в местах лишения свободы.

На основании изложенного просим Вас,  уважаемый Аскар Узакпаевич, рассмотреть наш депутатский запрос, изучить озвученные и другие проблемные вопросы в данной сфере и принять  соответствующие меры по их решению, в том числе требующие законодательного регулирования.

         О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии
со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим дать письменный ответ в установленный законом срок.

 

Поделиться