Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Навигация

Новости

На заседании Сената Владимир Волков выступил с докладом по законопроектам «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации судебной системы», «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

11.03.2021 0

Құрметті Мәулен Сағатханұлы!

Құрметті әріптестер!

 

Уважаемый Маулен Сагатханулы!

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаемые на Ваше рассмотрение проекты трех законов разработаны группой депутатов Парламента в целях дальнейшего совершенствования судебной системы.

  1. По проекту Конституционного закона              «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан               «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

    С 1 июля текущего года вступит в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс. 

    Следует отметить, что для Казахстана административная юстиция – это принципиально новый институт защиты прав наших граждан.

    Для того чтобы он успешно вписался в правовую систему Казахстана Указом Главы государства от 26 января 2021 года уже создан                 21 специализированный межрайонный административный суд. Определен штат судей в количестве 179 единиц. Это все в пределах имеющейся численности судей. 

    350 судей проходят переобучение в Академии правосудия.

    Вместе с тем, установленная Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» структура Верховного Суда и областных судов для выполнения задач Административного процедурно-процессуального законодательства также требует  корректировки.

    В связи с чем законопроектом предлагается следующие поправки:

    Первый блок

    В Верховном Суде предлагается создать судебную коллегию по административным делам. Существующая ныне специализированная судебная коллегия будет упразднена.

    В каждом областном суде также предусматривается создание судебной коллегии по административным делам.

    Второй блок

    Уточняются требования к кандидатам на должность Председателя Верховного Суда и судьи Верховного Суда.

    В соответствии с законопроектом требования о наличии стажа, прохождении стажировки, сдача квалифицированного экзамена, необходимость заключения пленарного заседания Верховного Суда не распространяются  на кандидатов на должность  Председателя Верховного Суда, а также  в случаях когда кандидата на должность судьи Верховного Суда вне конкурса выдвигает Президент РК.

    Необходимо отметить, что конкурс это только часть отбора. Механизм избрания судьи Верховного Суда во внеконкурсном порядке по представлению Президента уже предусмотрен и действует с 21 февраля 2019 года в Конституционном законе о судебной системе и статусе судей.

    Порядок избрания судьи Верховного Суда, в том числе во внеконкурсном порядке, в соответствии со статьей 82 Конституции требует обязательной рекомендации Высшего Судебного Совета.

    Проектом закона исключаются не все квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам, а только необходимость сдачи квалификационного экзамена и условия по стажу работы.

    При этом кандидат на должность Председателя Верховного Суда и судьи Верховного Суда во внеконкурсном порядке должен:

    преодолеть возрастной ценз;

    иметь необходимый уровень и профиль образования, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию;

    пройти медицинское освидетельствование и подтвердить отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.

    Кандидаты, не являющиеся судьями, также проходят полиграфологическое исследование.

     

    Уважаемые депутаты!

    Вносимые поправки в условиях введения административной юстиции позволят судебной системе равномерно распределить нагрузку, разграничить судебную практику и будут способствовать обеспечению конституционных прав граждан на судебную защиту.

     

  2. Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации судебной системы» вносятся поправки в два кодекса и один закон и связаны они с пересмотром инстанций споров с участием инвестора.

     На сегодняшний день существуют две инстанции рассмотрения инвестиционных споров. Первой является суд города Нур-Султана, в который только в 2020 году поступило 227 исков.

     Верховный Суд выступает в качестве высшей инстанции. То есть предусмотрена двухзвенная система рассмотрения таких споров.

Вместе с тем, для остальных хозяйственных споров предусматриваются три судебные инстанции и двухзвенная система по инвестиционным спорам логично вызывала вопросы у инвесторов.    

 Поэтому в целях более тщательного рассмотрения таких дел, обеспечения дальнейшего повышения уровня правовой защиты прав инвесторов в спорах с государственными органами предлагается изменить подсудность между специализированными судами путем установления трехзвенной системы защиты по инвестиционным спорам.

       Кроме того, законопроектом в Административный процедурно-процессуальный кодекс вносятся уточняющие поправки в связи с созданием и функционированием с 1 июля 2021 года новых административных (межрайонных) судов.

3. Проектом Закона Республики Казахстан                   «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» вносятся изменения исключающие понятие «Специализированная судебная коллегия Верховного Суда».

Кроме того, предлагается поправка в части наделения уполномоченного органа по противодействию коррупции правом возбуждать дела по административным коррупционным правонарушениям. Это связано с образованием в июне 2019 года Агентства РК по противодействию коррупции.

Уважаемые депутаты!

В целом принятие законопроектов будет способствовать реализации проводимой реформы судебной системы в рамках Послания и поручений Президента.

      Прошу поддержать! 

 

       Спасибо!

Поделиться