Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

Новые подходы в саморегулировании предприятий

04.07.2015 0

4 июля 2015 г. в газете «Казахстанская правда» была опубликована статья депутата Сената Парламента РК Ершова С.М. «Новые подходы в саморегулировании предприятий – газета»

 

Новые подходы в саморегулировании предприятий – газета

 

Главой государства придан мощный импульс в Плане нации – 100 конкретных шагов для реализации пяти президентских реформ. Определены конкретные и достижимые цели.

Каждый шаг – это приближение каждого гражданина нашей страны к общей цели – комфортно жить и работать, реализовывать себя в условиях прозрачной, справедливой государственной системы, обеспеченной правовым содержанием, иметь возможность строить свой бизнес в условиях максимальной поддержки, а также понимание необходимости увеличения среднего класса казахстанцев – основы экономики государства.

 

Сергей ЕРШОВ, депутат Сената Парламента Республики Казахстан

 

Как человека, большую часть жизни посвятившего построению бизнеса, его сопровождению, знающего не понаслышке о неимоверных трудностях его продвижения, меня глубоко заинтересовала идея, заложенная в шаге 54, которая направлена на реа­лизацию президентской реформы индустриализации и экономического роста – "Укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей". В состав нового института войдут представители бизнеса и Национальной палаты предпринимателей.

Мною к активному обсуждению данного вопроса были привлечены топ-менеджеры корпорации Казах­мыс, сотрудником которой я являлся буквально полгода назад. Меня глубоко заинтересовало предложение представителей компании об одном из механизмов реализации идеи, заложенной в шаге 54. В эту идею вписывается механизм самоконтроля и саморегулирования, который в международной бизнес-практике имеет свое четкое предназначение в структуре нормативно-правового регулирования и носит название "комплаенс-менеджмент", или правовой контроль (LegalComplianse). Я лично имел возможность убедиться в актуальности этого процесса в пору моей деятельности в этой крупнейшей компании, представляющей горнодобывающий сектор страны.

Итак, термин "комплаенс-менедж­мент" представляет собой все действия, которые необходимо предпринимать, чтобы обеспечить соблюдение правила. "Комплаенс-менеджмент" является важным аспектом ведения бизнеса в большинстве отраслей промышленности и финансовых институтах в странах Европы, Центральной Азии, США. Например, рестораторы обязаны соблюдать законы, касающиеся гигиены и чистоты в местах общественного питания. Авиакомпании обязаны соблюдать правила, установленные органами гражданской авиации. Финансовые организации должны соблюдать требования нормативно-правового регулирования и законодательства.

В контексте финансовых организаций и иных сфер "комплаенс-менеджмент" работает на двух уровнях – соблюдение внешних правил, которые регулируют работу организации в целом, и соблюдение требований внутренних систем контроля, внед­ренных для исполнения требований правил, введенных извне. "Комплаенс-менеджеры" – это высокопрофессиональный, как правило, профильно дипломированный состав специалистов, имеющих соответствующий уровень квалификации, образования, опыта работы, как в государственных регуляторах, так и в бизнесе.

Может возникнуть мнение, что "комплаенс-менеджмент" ничто иное как риск-менеджмент на предприятии. И да, и нет. Классически задача риск-менеджмента работать с имеющимися рисками, уметь управлять ими, чтобы не допустить дефолта и иных нежелательных последствий. Задача "комплаенс-менеджмента" гораздо эффективнее – профилактика рисков, а значит, нарушений. Что, в свою очередь, обеспечивает достижение субъектом бизнеса своих стратегических задач и целей. Работает этот механизм через систему внутренних организационно-распорядительных актов.

Прежде всего через политику субъекта, в которой признается личная ответственность руководства за соб­людение требований законодательства, внутренних правил и стандартов, определяются место и роль "комплаенс-менеджмента" в организационной структуре. Ключевой задачей "комплаенс-менеджмента" является вовлечение в самоконтролируемый процесс всех сотрудников структуры, тем самым ответственность несут не только те сотрудники, у которых слово "комплаенс" присутствует в должности, но и вся организация: ее сотрудники и руководители. И самое сложное здесь для "комплаенс-менеджмента" – добиться изменения правосознания, как простого работника, так и руководителя. И, насколько мне известно, корпорация Казахмыс является единственной на постсоветском пространстве, внедрившей расширенную многофункциональную систему комплаенс-функции. 

Как итог – происходит совершенствование и повышение эффективности хозяйственной деятельности, вовлеченной в систему управления рисками, устанавливаются наиболее четкие приоритеты при финансировании затрат, направленных на реализацию планов мероприятий по снижению рисков. Также создаются единые стандарты системы управления рисками. Повышаются персональная ответственность каждого руководителя, доверие и уровень лояльности со стороны персонала. Кроме того, растет конкурентоспособность субъекта бизнеса, улучшаются его позиции при участии в тендерах, торгах или переговорах по поставкам.

Очевидно, что от введения в дея­тельность организаций функции «комплаенс-менеджмента» выгоду получает как субъект бизнеса, так и государство. Бизнес за счет четкого планирования затрат, формализации бизнес-процессов, сохранения и увеличения активов, государство получает законопослушного субъекта, привлечение инвестиций в экономику, а общество – безопасный продукт, услугу, работы.

В связи с тем что понятие и функция "комплаенс-менеджмента" абсолютно новые для казахстанского бизнеса, в частности в промышленности, его понимание и содержание пока четко не определились. В Казахстане рискоориентированный подход с 2005 года осуществляется в основном в банковской сфере, где эта функция велась теперь уже бывшим Агентством по финансовому надзору. Лишь 3–4 года назад для банков и страховых организаций появилась инструкция с требованиями по "комплаенс-контролю". В рамках Таможенного союза назрела необходимость создания системы управления рисками и в государственных, и в наднациональных органах. В настоящее время система управления рисками внедряется в таможенных органах Республики Казахстан.

В компаниях горнодобывающей отрасли данная функция действует только в вопросах противодействия легализации средств, полученных мошенническим путем, и исключения потоков средств, направленных на террористические цели. 

И даже в этом случае данная функ­ция работает лишь в тех компаниях, которые находятся в юрисдикции стран, где приняты законы, определяющие требования к ведению бизнеса по противодействию коррупции. Между тем расширение функции по отраслям хозяйственной деятельности бизнеса позволило бы в среднесрочной перспективе эффективно решить задачи, связанные с оптимизацией государственного контроля, большим количеством контролирующих функций и проверок государственных органов, в этот процесс вовлеченных, с поэтапным уменьшением административных барьеров, что, безусловно, положительно скажется на развитии бизнеса.

Одновременно усиливаются роль и ответственность бизнеса в управлении своими рисками, приверженности работать в правовом поле, соблюдать применимые стандарты качества и так далее. В противном случае мы имеем то, что имеем. Моратории на проверки бизнеса сопровождаются громкими скандалами – массовыми отравлениями людей в сфере общественного питания, пожарами, реализацией некачественной продукцией, попытками провоза через границу продукции, несоответствующей качественным характеристикам, строительством сооружений, не отвечающих требованиям безопасности, и так далее.

Естественно, у государственных регуляторов остается уверенность: бизнес без постоянного контроля оставлять нельзя. Но опыт работы и государственного регулирования других развитых стран показывает – можно. И именно этот фактор служит росту экономики, увеличению количества субъектов предпринимательства, уверенному их развитию, доверию инвесторов ввиду прозрачности бизнеса. А прозрачность, как сказано выше, обеспечена наличием в бизнесе функции, отвечающей за обеспечение ведения деятельности организации в правовом поле.

Но для этого нужно создать нормативно-правовую среду для развития института "комплаенс-менеджмента" во всех сферах бизнеса, ввести в квалификационный справочник должностей и профессий специальности "комплаенс-специалиста" и организовать обучение этой профессии с участием практикующих дипломированных "комплаенс-менеджеров", профильных консалтинговых организаций, признанных мировым бизнес-сообществом. Полагаем, указанной деятельностью успешно могла бы заниматься Национальная палата предпринимателей с участием заинтересованных государственных органов.

Нужно отметить, что сначала было сложно и не совсем понятно, зачем аудировать собственные бизнес-процессы, идентифицировать в процессе работы риски, связанные с нарушением требований законодательства, представлять эту работу для рассмотрения и дачи оценки качеству управления рисками коллегиальному органу во главе с первым руководителем компании. Но именно заданный "тон сверху", заинтересованность высшего руководства во внедрении в сознание и работу темы профилактики рисков позволили нам в кратчайшие сроки осознать эффективность от наличия данной функции в повседневной деятельности компании Казахмыс.

Можно привести массу положительных примеров, но основной эффект был получен – персонал и линейные руководители оказались крайне заинтересованы в процессе качественного управления рисками и их профилактики, потому что это напрямую влияло на их личные показатели: заработную плату, премии, карьерный рост, обу­чение. Таким образом, эта функция имеет еще и важное преимущество при правильной его организации – высокомотивированный персонал.

Актуальным создание института "комплаенс-менеджмента" становится и в связи с принятием Антикоррупционной стратегии, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986. Как известно, коррупция обладает высоким уровнем латентности и приспосабливаемости. Вследствие чего государство проводит непрекращающуюся и планомерную работу по ее искоренению. В Казахстане Закон "О борьбе с коррупцией" подписан Главой государства и введен в действие 2 июля 1998 года. За период с 1999 по 2010 год реализованы три государственные программы, в рамках которых приняты комплексные меры, направленные на снижение уровня коррупции в стране. В настоящее время реализуется отраслевая Программа по противодействию коррупции в РК на 2011–2015 годы, а также Антикоррупционная стратегия до 2025 года.

Одной из задач стратегии является противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах. Реализация этой задачи предусмотрена через создание в субъектах бизнеса подразделений, отвечающих за внедрение антикоррупционных правил и положений. И с этим направлением вполне согласуется функция "комплаенс-менеджмента", которая, имея определенные для этого инструменты и внутреннюю нормативную среду, успешно может реализовать политику противодействия коррупции в деятельности субъекта бизнеса.

Поделиться