Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Навигация

Новости

Казахстанская правда

17.04.2018 0

Цифровизация: как флагман Четвертой промышленной революции
в Казахстане

В ежегодном послании народу Казахстана Глава государства – Елбасы объявил о новых возможностях развития в условиях Четвертой промышленной революции. Президент обозначил ряд задач, которые помогут государству безболезненно адаптироваться в эпоху новейших технологий. Цифровой прогресс прочно вошел в нашу жизнь, он не только определяет львиную долю повседневной деятельности, но и оказывает финансовое влияние. Согласно подсчетам, благодаря техническому прогрессу, во всем мире производится ВВП в объеме от 10 до 15 трлн. долларов США. На сегодня это уже константа. Ряд крупных компаний как Google, Aplle, Microsoft зарекомендовали себя на рынке новых технологий и, благодаря таким компаниям-флагманам, глобальное сообщество открыло для себя альтернативные возможности развития экономики, получив тот самый мультипликативный эффект. Четвертая промышленная революция окажет существенное влияние на всю структуру мировой экономики. И если мы хотим быть среди ее лидеров, мы должны понимать, в каком направлении будет происходить технологическое развитие в ближайшие годы, и какие прорывные инновации ожидают нас в будущем.

В условиях глобального вызова мы приняли Стратегию развития «Казахстан – 2050», она служит фундаментом дальнейшего развития нашей страны. Однако Казахстан как молодое и амбициозное государство с конкурентоспособной экономикой поставил перед собой задачу войти в тридцатку самых развитых стран мира. Безусловно, мы планомерно двигаемся в этом направлении и не упускаем свой шанс, заявляем о себе с таких мировых площадок как ЭКСПО-2017, прошедшее в г. Астане. Для Казахстана это огромный опыт и большие возможности в развитии цифровых технологий и бизнеса.

За последние годы наша страна добилась больших результатов в продвижении цифровых технологий. В Казахстане процесс информатизации достиг уже такого уровня, когда под ее влиянием трансформируется вся государственная система. В 2013 году утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», которая способствовала цифровой трансформации экономики страны, переходу к информационному обществу, совершенствованию государственного управления, созданию институтов «открытого и мобильного правительства», росту доступности информационной инфраструктуры не только для корпоративных структур, но и для граждан страны. По результатам трех лет реализации данной Государственной программы уже исполнено 70 % мероприятий, на 40 % перевыполнены целевые индикаторы. Однако стремительное развитие IТ технологий в глобальных масштабах диктует свои правила и требует адекватной и незамедлительной реакции.

Президент Н.А. Назарбаев в своем ежегодном послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручил Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан». Государственная программа «Цифровой Казахстан» была утверждена в декабре 2017 года. Это важная комплексная программа, нацеленная на повышение уровня жизни каждого казахстанца с помощью использования цифровых технологий. Согласно Государственной программе «Цифровой Казахстан» планируется провести работу по пяти основным направлениям: создание инновационной экосистемы, развитие человеческого капитала, цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство и реализация шелкового пути.

В рамках указанных пяти направлений сформированы 17 конкретных задач и 120 проектов. Дальнейшее развитие в этом направлении требует слаженной и конструктивной работы, вовремя инициировать процесс преобразования ключевых отраслей национальной экономики, образования, здравоохранения, а также сферы взаимодействия государства c обществом и бизнесом.

Так по первому направлению следует развивать национальный IT-сектор, стимулировать создание инновационных технологий, создание инфраструктуры и развитие венчурного финансирования, сотрудничать для их развития на международном уровне. Стоит отметить, открыты и функционируют специальные экономические зоны, Парк информационных технологий «Алатау», АО «Назарбаев Университет», создан ряд элементов инновационной экосистемы, создается ИКТ-кластер, функционирует Международный Финансовый центр Астаны (МФЦА), запускается международный технопарк Astana hub, и это только часть проектов, которая послужит базовой составляющей для успешной реализации будущего продвижения процессов цифровизации в Казахстане.

Кроме того, необходимо уделить особое внимание вопросам подготовки кадров по новым востребованным профессиям. У нас наблюдается довольно серьезная нехватка квалифицированных кадров в сфере ИКТ, требуют своего решения вопросы по переподготовке профессиональных кадров в целях повышения цифровой грамотности. Здесь нужен комплексный подход на уровне учебных заведений (образовательные курсы в школах и вузах, увеличение всевозможных образовательных грантов для талантливой молодежи) и на уровне компаний (корпоративное обучение), и на уровне государства (госпрограммы развития образования в области ИКТ) с привлечением профессионалов в IT-сектора, специалистов.

Важным направлением программы «Цифровой Казахстан» является цифровизация отраслей экономики, которая направлена на увеличение производительности существующих отраслей и экономики в целом, а также на повышение ее сложности. Основным результатом станут снижение затрат, увеличение объемов производства товаров и услуг, диверсификация отраслей и рост числа высокопроизводительных мест. Ключом к сохранению и развитию конкурентоспособной экономики Казахстана является развитие цифровой составляющей совместными усилиями государства и бизнеса, в том числе в отраслях приоритетного направления, таких как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспортно-логистическая инфраструктура, торговля, здравоохранение, образование и сфера информационно-коммуникационных технологий. В рамках данного приоритета будут реализованы такие главные задачи, как развитие технологий будущего, развитие инфраструктуры и законодательства для цифровизации и привлечение высокотехнологичных компаний.

Такое направление как переход на цифровое государство содержит в себе четыре важных составляющих, это: цифровизация внутренней деятельности государственных органов, сокращение требований бумажного документооборота, создание инфраструктуры для реализации принципа «единого окна» для бизнеса и реализация проектов «умные» города.

В Парламенте Республики Казахстан с 2008 года успешно функционирует автоматизированная система «Мониторинг Парламента Республики Казахстан», в которой работает подсистема «Заседание», позволяющая обеспечение депутатов Парламента электронными материалами для заседаний, тем самым рационально распределив рабочее время, направленное на улучшение законодательного процесса в целом. Развитие «умных» городов поможет модернизировать систему ЖКХ, внедрить интеллектуальные транспортные системы, запущена и работает система по контролю дорожного движения «Сергек», благодаря которой ожидается улучшение ситуации с соблюдением ПДД. В случае фиксации системой правонарушения протокол формируется автоматически и направляется по адресу правонарушителю. В дальнейшем планируется оснащение новыми технологиями не только административные центры, но и моногорода, что приведет к снижению уровня правонарушений. На сегодня на портале автоматизированы 761 услуг и сервисов, более 6 миллионов человек зарегистрированы пользователями портала. Казахстан в рейтинге ООН по электронному правительству занимает 33 место и это неплохие показатели.

Реализация пятого направления – Цифрового Шелкового пути позволит расширить покрытие сетей связи и ИКТ инфраструктуры, а также усиление кибербезопасности. В целом обозначенные инициативы включают в себя развитие мобильной инфраструктуры нового поколения 4G, проведение волоконно-оптических линий связи до отдаленных населенных пунктов, модернизацию спутниковой системы, повышение транзитного потенциала и сети цифрового телерадиовещания, а также создание единого центра и трех лабораторий в области кибербезопасности. Киберпреступность на сегодняшний день является одной из более серьезных угроз для национальной безопасности страны в информационной сфере. Для противодействия киберугрозам необходим и активный союз с институтами гражданского общества, государственными учреждениями, бизнесом,
интернет-сообществом. Общими усилиями нужно обеспечить эффективность системы фильтрации контента и отсечь «вредную» информацию как от детей и подростков, так и от взрослых граждан.
В будущем эксперты считают, что основной угрозой для развития цифровой экономики может стать потеря доверия к технологиям из-за киберугроз.

Безусловно, реализации, связанные с достижением долгосрочных экономических целей, повышением уровня жизни и эффективности государства, в условиях развития технологий будущего потребуют соответствующего законодательного обеспечения. В этой связи роль Парламента в этом вопросе должна быть ключевая, которая потребует как профессионализма депутатов, так и качества исполнения законодательных актов на территории нашей страны. Предсказуемое законодательство высокого качества повысит уровень жизни населения, сделает Казахстан более конкурентоспособным и привлекательным для международного бизнеса.

Развитием цифровой экономики на законодательном уровне занимается Парламент Республики Казахстан. Парламентом Республики Казахстан проводится целенаправленная и значительная работа в этом направлении, среди которой можно выделить реальное развитие законодательного процесса, увеличение количества законов, дальнейшее совершенствование и обновление казахстанского законодательства в вопросах технологического обновления и цифровизации. Так, например, за последний год были приняты ряд законов, направленных на реализацию развития «Цифрового Казахстана».

Среди них можно отметить Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), законы «О внесении и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», «Об оценочной деятельности»,
«О государственном аудите и финансовом контроле» и еще много других законов. 

В целях содействия выражению активной гражданской позиции и построения обратной связи от населения будут реализованы мероприятия по дальнейшему развитию принципа «Открытого парламента». Соответственно, будут разработаны: «открытые бюджеты» – механизм общественного контроля за расходованием бюджетных средств; «открытые НПА» – опубликованные проекты нормативных правовых актов и концепций законопроектов для дальнейших публичных обсуждений; «открытые
данные» – данные в публичном доступе для коммерческого использования, не относящиеся к государственным секретам, персональным данным и другим, указанным в законах Республики Казахстан. Формирование систем электронного сопровождения нормативно-правовых актов позволит обеспечить более качественный процесс законотворчества, максимально прозрачный и общедоступный механизм, позволяющий общественности и,
в особенности, бизнес-сообществу иметь возможность непосредственного участия в нормотворческом процессе. Указанные меры будут способствовать повышению уровня доверия к органам власти и формированию благоприятного климата для ведения бизнеса за счет открытости принимаемых законодательных инициатив.

Необходимо уметь развивать постоянный конструктивный диалог, в котором государство, общество и бизнес будут иметь возможность предлагать свою позицию и слышать позицию своих коллег. Важно соблюсти баланс интересов человека, генератора персональных данных, бизнеса, использующего эти данные для роста, и, наконец, государства, защищающего и регулирующего эту сферу, – как залог роста цифровой экономики.

 

 

 

Поделиться