Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

15-19 марта (туризм)

19.03.2021 0

15 марта депутат принял участие в форуме «Открытый диалог – бизнес и правосудие https://sud.gov.kz/rus/news/v-verhovnom-sude-obsuzhdeny-voprosy-sudebnoy-zashchity-interesov-biznesa .

16 марта депутат выступил с содокладом по головному законопроекту «О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза» на расширенном заседании Комитета. 18 марта на заседании Сената. Закон был принят Сенатом. Видео заседания доступна на официальном канале youtube https://www.youtube.com/watch?v=_L7KVhwNSRA . Также депутат дал интервью по законопроекту в программе Время Сената (можно посмотреть на сайте Сената).

16 марта прошло заседание Комитета  по вопросу дальнейшего совершенствования законодательства о судебной системе. Депутат участвовал в обсуждении и предложениях по совершенствованию судебной системы.

Продолжается работа по замечаниям к проекту Закона по вопросам туризма. Ранее была направлена Сравнительная таблица.

Депутат провел встречу с Министром культуры и спорта по обсуждению законопроекта.

С таблицей и замечаниями можно ознакомится ниже.

Также в настоящий момент таблица обсуждается в рамках рабочей группы в головном комитете.

19 марта депутат принял участие в заседании ОДКБ.

 

Руководителю рабочей группы,

Члену Комитета по социально-культурному развитию  и науке

Нукетаевой Д.Ж.

 

Сравнительная таблица

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности»

 


п/п
 
Структурный элемент Редакция законодательного акта Редакция проекта Предложения депутата Сената
Сафинова К.Б.
Обоснование
1 2 3 4 7 8
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года
1.        Подпункт 1) пункта 1 статьи 1 проекта
 
Пункт 5 статьи 11 Бюджетного кодекса
 
Статья 11. Поступления бюджета
 
5. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.
 
 
1) пункт 5 статьи И после слов «связанные гранты,» дополнить словами «туристские взносы для иностранцев,»;
 
Пункт 1 статьи 1 проекта исключить.
 
Соответственно
изменить последующую
нумерацию пунктов
 
 
Подпункт 1) пункта 1 статьи 1 законопроекта исключить
Представляется необоснованным включение в законопроект так называемого «туристского взноса для иностранцев», а также, главным образом, юридическая квалификация его как «неналогового платежа».
Во-первых, данный «взнос» имеет все признаки налоговых поступлений.
В преамбуле Налогового кодекса закреплено, что этот Кодекс устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.
В соответствии с действующим законодательством налоги и другие обязательные платежи в бюджет:
- устанавливаются и уплачиваются в рамках публично-правовых отношений (отношений власти-подчинения);
- распространяются на всех лиц (в соответствии со статьей 35 Конституции РК
уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого);
- имеют установленные законом (Кодексом) ставки, основания уплаты и т.д.
Неналоговыми поступлениями (согласно Бюджетному кодексу) являются платежи, уплачиваемые в рамках частно-правовых отношений (гражданских, корпоративных правоотношений) с участием государства. Так, к неналоговым поступлениям относятся доходы от государственной собственности (часть прибыли госпредприятий, дивиденды (доходы) по государственным пакетам акций или долям участия, доходы от продажи или аренды государственного имущества, вознаграждение по кредитам, штрафы и иные санкции и т.д.
Все эти платежи носят индивидуальный, спорадический характер (будут ли распределены дивиденды и в каком размере, будет ли продано или сдано в аренду имущество и за какую-сумму решается в каждом конкретном случае соответствующими лицами).
Предлагаемый «туристский взнос» будет являться платежом, который:
- установлен законом и носит обязательный характер;
- уплачивается по заранее утвержденным ставкам (ставки утверждаются местными органами);
- не обусловлен использованием государственной собственности или предоставление какого-либо встречного удовлетворения плательщику данного взноса.
Таким образом, данный платеж носит все признаки «налогового платежа» (сбора, платы и т.д.), в связи с чем подлежит регламентации в Налоговом кодексе.
Также следует отметить, что «туристский взнос» предусмотрен в Государственной программе развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 мая 2019 года № 360 (пункт 3.5.4 Госпрограммы).
При этом за основу взят опыт использования так называемого «bed tax» (туристского сбора), а также курортного сбора в РФ и Республике Узбекистан.
В России Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" предусмотрена возможность введения в четырех субъектах Федерации курортного сбора в размере не более 100 руб. В Республике Узбекистан Указом Президента РУ от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» и постановлением
Кабинета министров РУ
«О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» предусмотрено введение «туристского (гостиничного) сбора».
Таким образом, в зарубежных странах этот платеж рассматривается либо как налог (tax) либо другой налоговый платеж (сбор) либо взимается (как в РУ) во внебюджетный Фонд.
Представляется, что одно только использование термина «взнос» и простое декларирование «неналогового» характера данного обязательного платежа является недостаточным для выведения этого платежа из сферы регулирования Налогового кодекса.
Подобный подход создает, помимо прочего опасный прецедент того, что и другие обязательные платежи, путем объявления их «неналоговыми», могут выводиться из сферы регулирования Налогового кодекса.
Таким образом, так называемый «туристский взнос» должен быть регламентирован Налоговым кодексом. Однако, поскольку в Налоговый кодекс изменения могут вноситься только один раз в год и только отдельными законами, предлагается все положения о «туристском сборе» из законопроекта исключить.
Следует также отметить, что заложенная в Госпрограмме цель введения данного платежа – финансирование продвижения Казахстана на внешних рынках – не может быть достигнута в рамках действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Бюджетного кодекса «доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов». Это относится как к налоговым, так и к неналоговым поступлениям.
 
Во-вторых, представляется сомнительной и экономическая целесообразность данной меры. Практика зарубежных стран показывает, что такой вид платежа, как bed tax вводится для ограничения туризма, решения вопроса с избыточным туризмом, и избыточной нагрузкой на городскую инфраструктуру.
В казахстанских же условиях цель заключается в привлечении иностранных туристов.
Также разработчики законопроекта не представили расчеты и прогнозы по вводимому туристическому сбору. Механизм планирования, расчета ставки для различных регионов, прогнозов влияния на развитие туристической отрасли отсутствуют. В связи с вышеуказанным предлагается исключить туристический сбор для иностранцев.
2.        Подпункт 2) пункта 1 статьи 1 проекта
 
Пункт 2 статьи 51 Бюджетного кодекса
 
 
 
 
Статья 51. Поступления в бюджеты города республиканского значения, столицы
 
2. Неналоговыми поступлениями в бюджеты города республиканского значения, столицы являются:
1) доходы от коммунальной собственности:
поступления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий, созданных по решению акиматов города республиканского значения, столицы;
дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в коммунальной собственности города республиканского значения, столицы;
доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в коммунальной собственности города республиканского значения, столицы;
доходы от аренды имущества коммунальной собственности города республиканского значения, столицы;
вознаграждения по кредитам, выданным из бюджетов города республиканского значения, столицы;
вознаграждения, полученные от размещения в депозиты временно свободных бюджетных денег;
другие доходы от коммунальной собственности города республиканского значения, столицы;
2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы;
3) поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы;
4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы;
4-1) отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры;
5) другие неналоговые поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.
2) пункт 2 статьи 51 дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания:
 
«4-2) туристские взносы для иностранцев;»;
Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 проекта исключить. В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
 
3.        Подпункт 3) пункта 1 статьи 1 проекта
 
Пункт 2 статьи 51 Бюджетного кодекса
 
 
 
 
 
Статья 52. Поступления в районный (города областного значения) бюджет
 
2. Неналоговыми поступлениями в районный (города областного значения) бюджет являются:
1) доходы от коммунальной собственности:
поступления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий, созданных по решению акимата района (города областного значения);
дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в коммунальной собственности района (города областного значения);
доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в коммунальной собственности района (города областного значения);
доходы от аренды имущества коммунальной собственности района (города областного значения), за исключением доходов от аренды имущества коммунальной собственности района (города областного значения), находящегося в управлении акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа;
вознаграждения по кредитам, выданным из районного (города областного значения) бюджета;
другие доходы от коммунальной собственности района (города областного значения);
2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из районного (города областного значения) бюджета;
3) поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из районного (города областного значения) бюджета;
4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из районного (города областного значения) бюджета, за исключением штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
4-1) отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;
5) другие неналоговые поступления в районный (города областного значения) бюджет.
 
3) пункт 2 статьи 52 дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания:
 
«4-2) туристские взносы для иностранцев;». 
Подпункт 3) пункта 1 статьи 1 проекта исключить. В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года
4.        Подпункт 4) пункта 2 статьи 1 проекта
 
Пункт 1 статьи 292 Кодекса
 
 
 
 
Статья 292. Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций
1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется по форме, установленной уполномоченным органом по инвестициям, при наличии:
1) справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
2) копии устава юридического лица, заверенной подписью руководителя и печатью юридического лица.
В случае, если юридическое лицо является субъектом частного предпринимательства, скрепление документов печатью не требуется;
3) бизнес-плана инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом по инвестициям;
 
5) документов, подтверждающих размер (стоимость) запрашиваемого подавшим заявку юридическим лицом Республики Казахстан государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
 
7) копий паспорта или документа, удостоверяющего личность привлекаемого иностранного работника (с переводом на казахский или русский язык), трудового договора, заключенного между работодателем и привлекаемым иностранным работником (с переводом на казахский или русский язык), документов, подтверждающих его квалификацию и (или) образование (с переводом на казахский или русский язык).
4) пункт 1 статьи 292 дополнить частью второй следующего содержания:
 
«В случае реализации инвестиционного приоритетного проекта на приоритетных туристских территориях, также прилагается письмо центрального исполнительного органа, осуществляющего функции государственного управления в области туристской деятельности, подтверждающее реализацию инвестиционного приоритетного проекта на приоритетных туристских территориях.».
Подпункт 4) пункта 2 статьи 1 проекта исключить. Во-первых, по смыслу Предпринимательского кодекса заявка на предоставление инвестиционных преференций подается до заключения инвестиционного контракта и, следовательно, до реализации инвестиционного проекта. Поэтому неясно, как к заявке на предоставление инвестиционных преференций может быть приложено какое-либо письмо «подтверждающее реализацию инвестиционного проекта».
Во-вторых, «письмо» не является официальным документом центрального исполнительного органа, ни нормативным правовым актом, ни актом индивидуального правоприменения.
В проекте не говорится, в чей адрес направляется это письмо, кем подписывается, в какой форме и т.д. При таком широком понимании под «письмом» может иметься в виду любая передача какого-либо текста, в том числе по электронной почте.
В-третьих, неясно, зачем нужно устанавливать особые требования для инвестиционных проектов «на приоритетных инвестиционных территориях». Такая информация может и должна содержаться в бизнес-плане.
В-четвертых, расширение компетенции государственного органа за счет функции, касающейся данного «письма», неоправданно расширяет «усмотрение» отдельных должностных лиц и, тем самым, увеличивает коррупционные риски.
 
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»
5.        Подпункт 1) пункта 5 статьи 1 проекта
 
Статья 6 Закона
Статья 6. Компетенция маслихатов
 
1. К компетенции маслихатов относится:
 
Отсутствует
1) статью 6 дополнить пунктом 2-10 следующего содержания:
 
«2-10. К компетенции маслихатов городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) относится утверждение ставок туристского взноса для иностранцев.»;
 
Пункт 5 статьи 1 проекта исключить
 
Подпункт 1 пункта 5 статьи 1 проекта исключить.
В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
6.        Подпункт 2) пункта 5 статьи 1 проекта
 
Статья 27 Закона
 
 
Статья 27. Компетенция акимата области, города республиканского значения, столицы
 
1. Акимат области, города республиканского значения, столицы в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
 
 
Отсутствует
2) статью 27 дополнить пунктом 1-5 следующего содержания:
 
«1-5. Акимат города республиканского значения, столицы разрабатывает и представляет на утверждение в соответствующий маслихат ставки туристского взноса для иностранцев. Ставки туристского взноса для иностранцев разрабатываются на основе правил уплаты туристского взноса для иностранцев, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.»;
 
Подпункт 2) пункта 5 статьи 1 проекта исключить В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
7.        Подпункт 3) пункта 5 статьи 1 проекта
 
 
 
Статья 31. Компетенция районного (города областного значения) акимата
 
1. Районный (города областного значения) акимат в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
 
Отсутствует
 
 
3) пункт 1 статьи 31 дополнить подпунктом 31) следующего содержания:
 
«31) разрабатывает и представляет на утверждение в соответствующий маслихат ставки туристского взноса для иностранцев. Ставки туристского взноса для иностранцев разрабатываются на основе правил уплаты туристского взноса для иностранцев, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.».
Подпункт 3) пункта 5 статьи 1 проекта исключить В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года «О туристской деятельности в Республике Казахстан»
8.        Подпункт 2) пункта 6 статьи 1 проекта
 
Новый подпункт 13-1) статьи 1 Закона
 
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
 
 
отсутствует
«13-1) компенсация туристских услуг - возмещение работодателем затрат работника на туристские услуги, оказанные на территории Республики Казахстан;»; Двадцать четвертый абзац подпункта 2) пункта 6 статьи 1 проекта исключить Правовые отношения между работником и работодателем, в том числе и по компенсации каких-либо затрат, должны регламентироваться Трудовым кодексом Республики Казахстан.
Законопроект не предусматривает обязанности работодателя компенсировать затраты работника.
9.        Подпункт 3) пункта 6 статьи 1 проекта
 
 
Пункт 1 статьи 3 Закона
Статья 3. Субъекты и объекты туристской деятельности
 
1. К субъектам туристской деятельности относятся:
1) туристские операторы (туроператоры);
2) туристские агенты (турагенты);
3) гиды (гиды-переводчики), инструкторы туризма, экскурсоводы;
4) туристы и их объединения;
5) экскурсанты;
6) иные объединения в области туристской деятельности;
7) государственные органы, регулирующие общественные отношения в области туристской деятельности.
3) пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:
 
 
«1. К субъектам туристской деятельности относятся:
1) туроператоры;
2) турагенты;
3) гиды, экскурсоводы, инструкторы туризма, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан в качестве индивидуального предпринимателя;
4) общественные объединения в области туристской деятельности;
5) организация, созданная Правительством Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма;
6) операторы туристского взноса для иностранцев.»;
Подпункт 3) пункта 6 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:
 
3) пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«1. К субъектам туристской деятельности относятся:
1) туроператоры;
2) турагенты;
3) гиды, экскурсоводы, инструкторы туризма.
 
 
В соответствии с подпунктом 12) статьи 1 Закона под туристской деятельностью понимается  «предпринимательская деятельность физических или юридических лиц по предоставлению туристских услуг». Таким образом, субъектами туристкой деятельности являются физические или юридические лица, предоставляющие туристические услуги. В связи с этим:
- неясно, почему гиды, экскурсоводы, инструкторы туризма ограничены только лицами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, хотя в статье 1 говорится, что эти лица могут действовать и как ИП, и как наемные работники;
- неясно, почему к субъектам предпринимательской деятельности отнесены именно общественные объединения (некоммерческие организации);
- какую предпринимательскую деятельность осуществляют и какие туристские услуги оказывают организация, созданная Правительством, и «операторы туристского взноса для иностранцев»?
 
10.    Подпункт 6) пункта 6 статьи 1 проекта
 
 
Новая статья 7-1 Закона
 
 
Отсутствует
6) главу 1 дополнить статьей 7-1 следующего содержания:
«Статья 7-1. Туристский взнос для иностранцев
1. Туристским взносом для иностранцев является платеж, взимаемый с туристов за каждые сутки пребывания в местах размещения туристов, за исключением хостелов, гостевых домов, арендного жилья в городах и районах.
2. Операторами туристского взноса для иностранцев признаются лица, предоставляющие места размещения туристов, за исключением мест размещения туристов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Операторы туристского взноса для иностранцев обязаны осуществлять взимание и перечисление туристского взноса для иностранцев в местный бюджет.»
Подпункт 6) пункта 6 статьи 1 проекта исключить. В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
 
Кроме того, необходимо отметить, что норма сформулирована некорректно. Туристы, кроме городов, размещаются не «в районах», а в «населенных пунктах» (Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»).
Неясно, должен ли взиматься взнос при пребывании туриста менее суток и т.д.
 
11.    Подпункт 8) пункта 6 статьи 1 проекта
 
 
Статья 10 Закона
Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан
 
Правительство Республики Казахстан:
8) статью 10 дополнить подпунктом 10-4) следующего содержания:
 
«10-4) утверждает правила уплаты туристского взноса для иностранцев;»;
Подпункт 8) пункта 6 статьи 1 проекта исключить. В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.
12.    Абзац шестой подпункта 9) пункта 6 статьи 1 проекта
 
Статья 11 Закона
 
 
Статья 11. Компетенция уполномоченного органа
 
Уполномоченный орган:
дополнить подпунктами 20-9), 20-10), 20-11), 20-12), 20-13), 20-14),
20-15, 20-16), 20-17), 20-18), 20-19), 20-20), 20-21), 20-22), 20-23), 20-24) и 20-25) следующего содержания:
«20-9) утверждает правила формирования, функционирования и управления приоритетными туристскими территориями;
20-10) утверждает карту туристификации;
20-11) утверждает правила субсидирования стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории Республики Казахстан;
20-12) утверждает правила компенсации туристских услуг;
20-13) координирует деятельность по строительству и совершенствованию инфраструктуры туризма;
20-14) утверждает правила субсидирования затрат туроператоров в сфере въездного туризма за каждого иностранного туриста;
20-15) утверждает правила возмещения части затрат субъектов предпринимательства при строительстве, реконструкции объектов туристской деятельности;
20-16) утверждает правила возмещения части затрат субъектов предпринимательства по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов;
20-17) согласовывает местным исполнительным органам области, города республиканского значения, столицы перечень санитарно-гигиенических узлов, по которым возмещается часть затрат при их содержании;
20-18) утверждает правила субсидирования части затрат субъектов предпринимательства на содержание санитарно-гигиенических узлов;
20-19) утверждает правила возмещения части затрат субъектов предпринимательства по строительству объектов придорожного сервиса;
20-20) утверждает правила возмещения части затрат по приобретению автомобильных транспортных средств вместимостью более восьми мест для сидения, исключая место водителя, субъектам предпринимательства, осуществляющим туристскую деятельность;
20-21) организует проведение изыскательских работ по развитию туристской отрасли;
20-22) субсидирует затраты туроператоров в сфере въездного туризма за каждого иностранного туриста;
20-23) возмещает часть затрат субъектов предпринимательства по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов;
20-24) формирует и утверждает классификатор направлений туризма в Республике Казахстан по отраслевому, субъектному и объектному принципам;11
20-25) утверждает правила формирования и ведения реестра национальных туристских брендов;»;
Исключить подпункты 20-11), 20-12), 20-14), 20-15), 20-16), 20-17), 20-18), 20-19), 20-20), 20-22), 20-23) На стадии обсуждения законопроекта в Мажилисе Парламента в него был включен ряд норм, предусматривающих компетенцию уполномоченного органа по утверждению правил «субсидирования», «возмещения», «компенсации» затрат субъектов предпринимательства. Как указывается в обосновании (сравнительная таблица Мажилиса) эти нормы вводятся «в целях
стимулирования развития
туристской инфраструктуры и увеличения объемов инвестиций в отрасль».
Однако, на достижение этих целей направлены нормы Предпринимательского кодекса, регламентирующие государственную поддержку инвестиций, в том числе путем предоставления различных преференций.
Представляется необоснованным поддерживать инвесторов еще и прямыми расходами бюджетных средств (субсидий, компенсаций и т.д.).
Неясно также, подвергались ли данные нормы, несомненно затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, анализу регуляторного воздействия (АРВ), который предусмотрен статьей 19 Закона «О правовых актах» и статьей 83 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
Кроме того, неясна отраслевая природа многих этих норм. Почему, например, затраты на строительство объектов придорожного сервиса, должны возмещаться по правилам, утвержденным уполномоченным органом в области туризма, а не, например, уполномоченным органом в области строительства автодорог или автомобильного транспорта.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» Правительство Республики Казахстан постановлением от от 31 декабря 2010 года № 1511 утвердило «Правила субсидирования авиамаршрутов». Этим актом, во-первых, не предусматривает отдельное субсидирование стоимости билетов для несовершеннолетних пассажиров, а во-вторых, почему такие правила в отношении несовершеннолетних не должны утверждаться уполномоченным органом в области гражданской авиации или Правительством? Далеко не все перелеты совершаются с туристическими целями и на практике определить цель перелета практически невозможно.
13.    Подпункт 10) пункта 6 статьи 1 проекта
 
 
Статья 12 Закона
 
 
 
 
Статья 12. Компетенция местных исполнительных органов (акиматов) областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения
 
1. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы:
 
 
отсутствует
 
Статья 12. Компетенция местных исполнительных органов (акиматов) областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения
 
1. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы:
 
дополнить подпунктами 13-5), 13-6), 13-7), 13-8), 13-9), 13-10), 13-11), 13-12) и 13-13) следующего содержания:
«13-5) создает инфраструктуру туризма на территории соответствующей административно-территориальной единицы, принимает меры по строительству и развитию объектов, способных удовлетворить потребности туриста;
13-6) создает условия для субъектов туристской деятельности в развитии туризма;
13-7) финансирует туристские информационные центры путем прямого заключения договора в рамках реализации совместной деятельности в сфере туризма;
13-8) возмещает часть затрат субъектов предпринимательства при строительстве, реконструкции объектов туристской деятельности;
13-9) утверждает перечни санитарно-гигиенических узлов, по которым возмещается часть затрат при их содержании, по согласованию с уполномоченным органом;
13-10) осуществляет меры по строительству, реконструкции, ремонту
и содержанию подъездных автомобильных дорог областного и районного значения до мест размещения туристов, находящихся вне населенных пунктов;
13-11) возмещает часть затрат субъектов предпринимательства по строительству объектов придорожного сервиса;
13-12) субсидирует часть затрат субъектов предпринимательства на содержание санитарно-гигиенических узлов;
13-13) возмещает часть затрат по приобретению автомобильных транспортных средств вместимостью более восьми мест для сидения, исключая место водителя, субъектам предпринимательства, осуществляющим туристскую деятельность;»;
Исключить новые пункты 13-8), 13-9), 13-11), 13-12), 13-13). Как корреспондирующие новеллам, предлагаемым законопроектом в статью 11 Закона, по которым замечания высказаны выше.
14.    Подпункт 11) пункта 6 статьи 1 проекта
 
Новые статьи 14-1, 14-2 и 14-3 Закона
 
 
 
Отсутствуют
11) главу 3 дополнить статьями 14-1, 14-2 и 14-3 следующего
содержания:
«Статья 14-1. Приоритетные туристские территории
1. Приоритетной туристской территорией является территория с
особым потенциалом туристского развития, включенная в перечень объектов
республиканского уровня карты туристификации.
2. Участниками приоритетной туристской территории являются физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Приоритетная туристская территория создается в целях:
повышения конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта;
повышения эффективности работы субъектов туристской деятельности;
концентрации ресурсов (материальных, интеллектуальных и других) в наиболее перспективных точках развития туризма.
4. Строительство объектов, способных удовлетворить потребности туриста на приоритетных туристских территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 14-2. Государственная поддержка инвестиций
 
Для юридических лиц, реализующих инвестиционный приоритетный
проект на приоритетной туристской территории, предоставляются преференции в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
Статья 14-3. Полномочия организации, созданной Правительством Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма
 
Организация, созданная Правительством Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма, наделяется следующими полномочиями:
1) осуществляет организацию мероприятий, направленных на развитие въездного и внутреннего туризма;
2) осуществляет продвижение Республики Казахстан и его туристских возможностей на международном и внутреннем туристских рынках, в том числе путем использования и развития национального туристского портала;
3) разрабатывает и продвигает национальные туристские бренды на международном и внутреннем туристских рынках, формирует и ведет их реестр в соответствии с утвержденными правилами;
4) разрабатывает, координирует и проводит мониторинг реализации маркетинговой стратегии в туристской отрасли;
5) участвует в создании и развитии туристских ресурсов;
6) проводит анализ туристского потенциала Республики Казахстан;
7) администрирует субсидирование стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории Республики Казахстан.»;
Подпункт 11 изложить в следующей редакции:
«11) главу 3 дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
Предлагается исключить из проекта новые статьи 14-2 и 14-3.
 
Статья 14-2 не имеет правового содержания, является отсылочной. Кроме того, она содержит некорректную отсылку к «законам Республики Казахстан», тогда как инвестиционные преференции устанавливаются Предпринимательским кодексом.
 
В статье 14-3 предусматриваются полномочия организации, созданной Правительством. Речь идет об АО «Национальная компания «Kazakh Tourism», существующей с 2017 года. Не ясен смысл закрепление полномочий этой коммерческой организации в законе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции, Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы.
Более того, предлагаемые полномочия этого «ведомственного оператора» полностью подпадают под конкурентную среду. Президент страны дал прямое поручение о развитии конкуренции и ликвидации подведомственных операторов и частных монополистов.
15.    Подпункт 16) пункта 6 статьи 1 проекта
 
 
Статья 28-1 Закона
Статья 28-1. Государственный контроль в области туристской деятельности
 
Государственный контроль в области туристской деятельности осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Статья 28-1. Государственный контроль за соблюдением
законодательства Республики Казахстан
о туристской деятельности
1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности осуществляется в форме проверки и профилактического контроля.
2. Проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящей статьей.
3. Целями профилактического контроля без посещения субъекта
(объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на субъект контроля.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется уполномоченным органом в форме анализа информации.
Источниками информации для анализа являются:
официальная статистическая информация;
информация государственных органов;
информация организации по формированию и ведению базы данных;
информация организации, созданной Правительством Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма;
информация администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
информация, поступающая от субъектов туристской деятельности.
В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в действиях (бездействии) субъекта контроля уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
Рекомендация об устранении нарушений должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения.
Рекомендация об устранении нарушений, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:
1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении;
2) почтой -заказным письмом с уведомлением;
3) электронным способом - с даты отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченным органом.
4. Рекомендация об устранении нарушений должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
5. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию об устранении нарушений, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
6. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений влечет назначение профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
7. Профилактический контроль без посещения субъектов (объектов) контроля проводится не чаще одного раза в год.».
Подпункт 16) пункта 6 статьи 1 проекта исключить
 
(оставить статью 28-1 Закона в действующей редакции).
Вопросы государственного контроля в достаточной степени регламентированы Предпринимательским кодексом.
Детализация вопросов предварительного профилактического контроля без посещения субъекта, предусмотренная в проекте, является нормативно избыточной.
Кроме того, она противоречит поручениям Главы государства об ограничении детального регламентирования проверок и контроля со стороны госорганов.

 

Замечания

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам туристской деятельности»

 

(для обсуждения с разработчиками на рабочей группе.

Замечания, изложенные в сравнительной таблице, с дополнениями)

 

 

Одно из концептуальных замечаний:

На первый взгляд, законопроект направлен на поддержание туристской отрасли и субъектов туристской деятельности, поскольку предусматривает для них разнообразные «меры поддержки».

В действительности же, законопроект повышает регулирующую роль уполномоченного органа и ставит субъектов туристической деятельности в зависимость от усмотрения этого органа. Уполномоченный орган будет определять приоритетные направления (руководствуясь некими формально-неопределенными критериями), по своему усмотрению оказывать меры поддержки (по им самим же утвержденным правилам).

Все это, помимо ничем неоправданного усиления регуляторного воздействия, содержит в себе большие коррупционные риски.

 

Также законопроект противоречит Конституции Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан.

 

 

1. По «туристскому сбору».

Представляется необоснованным включение в законопроект так называемого «туристского взноса для иностранцев», а также, главным образом, юридическая квалификация его как «неналогового платежа».

Во-первых, данный «взнос» имеет все признаки налоговых поступлений.

В соответствии со статьей 35 Конституции РК уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого)

В преамбуле Налогового кодекса закреплено, что этот Кодекс устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.

В соответствии с действующим законодательством налоги и другие обязательные платежи в бюджет:

- устанавливаются и уплачиваются в рамках публично-правовых отношений (отношений власти-подчинения);

- распространяются на всех лиц (в соответствии со статьей 35 Конституции РК уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого);

- имеют установленные законом (Кодексом) ставки, основания уплаты, льготы и т.д.

 

Неналоговыми поступлениями (согласно Бюджетному кодексу) являются платежи, уплачиваемые в рамках частно-правовых отношений (гражданских, корпоративных правоотношений) и иных отношений с участием государства. Так, к неналоговым поступлениям относятся доходы от государственной собственности (часть прибыли госпредприятий, дивиденды (доходы) по государственным пакетам акций или долям участия, доходы от продажи или аренды государственного имущества, вознаграждение по кредитам, штрафы и иные санкции и т.д.

Все эти платежи носят индивидуальный, спорадический характер (будут ли распределены дивиденды и в каком размере, будет ли продано или сдано в аренду имущество и за какую-сумму решается в каждом конкретном случае соответствующими лицами).

Такой же индивидуально-определенный (не общеобязательный) характер носят отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и его инфраструктуры в соответствии с Кодексом о недрах и недропользовании.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 2 статьи 36 Кодекса о недрах и недропользовании Контракт на недропользование должен содержать «обязательства недропользователя по расходам на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в период добычи».

Таким образом, основанием для установления таких платежей является контракт, договор между двумя сторонами, размер отчислений также определяется на договорной основе. Эти расходы является одним из видов платежей недропользователя в пользу государства за предоставленное ему государством право недропользования.

 

Предлагаемый «туристский взнос» будет являться платежом, который:

- установлен законом и носит обязательный характер;

- уплачивается по заранее утвержденным ставкам (ставки утверждаются местными органами);

- не обусловлен использованием государственной собственности или предоставление какого-либо встречного удовлетворения плательщику данного взноса.

Таким образом, данный платеж носит все признаки «налогового платежа» (сбора, платы и т.д.), в связи с чем подлежит регламентации в Налоговом кодексе.

Также следует отметить, что «туристский взнос» предусмотрен в Государственной программе развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360 (пункт 3.5.4 Госпрограммы).

При этом за основу взят опыт использования так называемого «bed tax» (туристского сбора или «налога с кровати»), а также курортного сбора в РФ и Республике Узбекистан.

В России Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" предусмотрена возможность введения в четырех субъектах Федерации курортного сбора в размере не более 100 руб. В Республике Узбекистан Указом Президента РУ от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» и постановлением Кабинета министров РУ «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» предусмотрено введение «туристского (гостиничного) сбора».

Таким образом, в зарубежных странах этот платеж рассматривается либо как налог (tax) либо другой налоговый платеж (сбор) либо взимается (как в РУ) во внебюджетный Фонд.

 

Республика Казахстан не создает внебюджетные (целевые) фонды.

Представляется, что одно только использование термина «взнос» и простое декларирование «неналогового» характера данного обязательного платежа является недостаточным для выведения этого платежа из сферы регулирования Налогового кодекса.

Подобный подход создает, помимо прочего опасный прецедент того, что и другие обязательные платежи, путем объявления их «неналоговыми», могут выводиться из сферы регулирования Налогового кодекса.

 

Подпункт 55) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса определяет налоги как законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса другие обязательные платежи в бюджет (далее - платежи в бюджет) - обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных настоящим Кодексом.

Туристский взнос отвечает признакам, установленным для налогов.

 

Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Налогового кодекса «запрещается включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Таким образом, так называемый «туристский взнос» должен быть регламентирован Налоговым кодексом. Однако, поскольку в Налоговый кодекс изменения могут вноситься только один раз в год и только отдельными законами, предлагается все положения о «туристском сборе» из законопроекта исключить.

Следует также отметить, что заложенная в Госпрограмме цель введения данного платежа – финансирование продвижения Казахстана на внешних рынках – не может быть достигнута в рамках действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Бюджетного кодекса «доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов». Это относится как к налоговым, так и к неналоговым поступлениям.

 

 

Во-вторых, представляется сомнительной и экономическая целесообразность данной меры. Практика зарубежных стран показывает, что такой вид платежа, как bed tax вводится для ограничения туризма, решения вопроса с избыточным туризмом, и избыточной нагрузкой на городскую инфраструктуру.

В казахстанских же условиях цель заключается в привлечении иностранных туристов.

Также разработчики законопроекта не представили расчеты и прогнозы по вводимому туристическому сбору. Механизм планирования, расчета ставки для различных регионов, прогнозов влияния на развитие туристической отрасли отсутствуют. В связи с вышеуказанным предлагается исключить туристический сбор для иностранцев.

В связи с предложением об исключении норм о «туристском взносе для иностранцев» из Бюджетного кодекса и в целом из законопроекта.

 

 

2. По новому подпункту 13-1) компенсация туристских услуг - возмещение работодателем затрат работника на туристские услуги, оказанные на территории Республики Казахстан;

 

Правовые отношения между работником и работодателем, в том числе и по компенсации каких-либо затрат, должны регламентироваться Трудовым кодексом Республики Казахстан.

Законопроект не предусматривает обязанности работодателя компенсировать затраты работника.

Кроме того, формулировка «компенсация услуг» является неправильной. Нельзя компенсировать услуги, можно компенсировать только стоимость услуг, расходы на оплату услуг и т.д.

 

 

3. По мерам поддержки

 

На стадии обсуждения законопроекта в Мажилисе Парламента в него был включен ряд норм, предусматривающих компетенцию уполномоченного органа по утверждению правил «субсидирования», «возмещения», «компенсации» затрат субъектов предпринимательства. Как указывается в обосновании (сравнительная таблица Мажилиса) эти нормы вводятся «в целях стимулирования развития туристской инфраструктуры и увеличения объемов инвестиций в отрасль».

 

Во-первых, предложенный законодательный подход противоречит Конституции.

Так, например, законопроект предусматривает, что уполномоченный орган

- утверждает правила возмещения части затрат субъектов предпринимательства по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов (подпункт 20-16) статьи 11) и

- возмещает часть затрат субъектов предпринимательства по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов (подпункт 20-23).

Из этого следует, что у субъектов предпринимательства должно возникнуть право на возмещение части затрат. Это право может возникнуть при наличии определенных условий. При нарушении этих условий субъекты предпринимательства могут нести определенную ответственность.

Все эти моменты могут быть предусмотрены только законом, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц.

Либо законом может быть установлено, что подобные вопросы решаются на основании договора (контракта) между государством и субъектом предпринимательства.

Само по себе закрепление полномочия госоргана по «утверждению правил возмещения части затрат» не делает таковое возмещение конкретным субъектам предпринимательства правомерным, без закрепления вышеперечисленных положений непосредственно в законе.

 

То же относится и к другим мерам поддержки.

 

Во-вторых, предложенный законодательный подход разрушает принципы построения системы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Предпринимательский кодекс регламентирует государственную поддержку инвестиций, в том числе путем предоставления различных преференций.

Кроме того, Предпринимательским кодексом, а также отдельным Законом «О государственно-частном партнерстве» предусмотрены возможности поддержки субъектов предпринимательства, вытекающие из законопроекта.

При необходимости соответствующие поправки должны быть внесены в эти законодательные акты, а не в закон о туристской деятельности.

 

Финансовая и имущественная поддержка частного предпринимательства регламентируется статьей 94 Предпринимательского кодекса.

В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 94 ПК финансовая и имущественная поддержка частного предпринимательства осуществляется путем: возмещения и (или) субсидирования расходов и (или) затрат.

Согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 94 – «предоставления иных мер финансовой и имущественной поддержки частного предпринимательства, установленных настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан».

Поскольку возмещение (субсидирование) расходов (затрат) названо в Предпринимательском кодексе, они не являются «иными мерами», то есть такие меры не могут быть предусмотрены в ином законодательстве

Кроме того, пункт 2 статьи 94 ПК предусматривает, что «Порядок, формы государственной финансовой поддержки, отрасль (отрасли) экономики, в которой (которых) осуществляют деятельность субъекты частного предпринимательства, подлежащие государственной финансовой поддержке, юридическое (юридические) лицо (лица), привлекаемое (привлекаемые) для оказания государственной финансовой поддержки, размеры финансовой поддержки и другие условия, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, утверждаются Правительством Республики Казахстан».

Таким образом, отнесение утверждения всех этих правил к компетенции уполномоченного органа противоречит пункту 2 статьи 94 Предпринимательского кодекса.

 

Неясно также, подвергались ли данные нормы, несомненно затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, анализу регуляторного воздействия (АРВ), который предусмотрен статьей 19 Закона «О правовых актах» и статьей 83 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

Кроме того, неясна отраслевая природа многих этих норм. Почему, например, затраты на строительство объектов придорожного сервиса, должны возмещаться по правилам, утвержденным уполномоченным органом в области туризма, а не, например, уполномоченным органом в области строительства автодорог или автомобильного транспорта.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» Правительство Республики Казахстан постановлением от от 31 декабря 2010 года № 1511 утвердило «Правила субсидирования авиамаршрутов». Этим актом, во-первых, не предусматривает отдельное субсидирование стоимости билетов для несовершеннолетних пассажиров, а во-вторых, почему такие правила в отношении несовершеннолетних не должны утверждаться уполномоченным органом в области гражданской авиации или Правительством? Далеко не все перелеты совершаются с туристическими целями и на практике определить цель перелета практически невозможно.

 

4. По «туристскому оператору»

В статье 14-3 предусматриваются полномочия организации, созданной Правительством. Речь идет об АО «Национальная компания «Kazakh Tourism», существующей с 2017 года. Не ясен смысл закрепление полномочий этой коммерческой организации в законе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции, Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы.

Рассматриваемая организация не является государственным органом, поэтому положения о ее компетенции не должны содержаться в законодательном акте.

Более того, предлагаемые полномочия этого «ведомственного оператора» полностью подпадают под конкурентную среду. Президент страны дал прямое поручение о развитии конкуренции и ликвидации подведомственных операторов и частных монополистов.

 

5. По вопросам государственного контроля

Вопросы государственного контроля в достаточной степени регламентированы Предпринимательским кодексом.

Детализация вопросов предварительного профилактического контроля без посещения субъекта, предусмотренная в проекте, является нормативно избыточной.

Кроме того, она противоречит поручениям Главы государства об ограничении детального регламентирования проверок и контроля со стороны госорганов.

 

Поделиться