Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

Статья по медиации в научный журнал

31.08.2021 0

 

Актуальные проблемы института медиации в Казахстане и пути их законодательного урегулирования


 

 

Десять лет назад в Казахстане был принят Закон «О медиации», законодательно закрепивший основы института медиации.

Медиация, как сказано в законе – это процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.

Между гражданами, юридическими лицами, между частными лицами и государственными органами нередко возникают правовые споры, конфликты. Как правило, эти споры разрешаются судами на основе норм действующего права.

Усложнение жизни, законодательства, регулирующего общественные отношения, ведет к неизбежному росту числа таких споров, а это, в свою очередь, к увеличению количества рассматриваемых судами дел, усилению нагрузки на судей, которые вынуждены рассматривать десятки дел ежедневно.

Между тем, многие из этих споров могли бы быть разрешены сторонами добровольно, путем взаимных уступок и компромиссов, без обращения в суд. Иногда и спора как такового нет – есть просто недопонимание, которое устраняется, как только стороны вступают в диалог друг с другом.

Разрешение спора во внесудебном порядке имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, экономические. Не надо платить госпошлину. Причем если спор начат в суде, но завершился мировым соглашением, пошлина сторонам возвращается. Не надо нести расходы, зачастую весьма значительные, на оплату адвокатов (представителей) и т.д. Когда стороны разрешают спор, конфликт миром, они могут избежать огласки некоторых сторон своей частной жизни или предпринимательской деятельности, сохранить конфиденциальность. Медиация в любом случае занимает меньше времени, чем рассмотрение спора в судах.

Поэтому во многих странах был давно существует институт медиации. При медиации особое лицо – медиатор, помогает сторонам достичь взаимоприемлемого варианта разрешения спора. Слово «медиатор» имеет латинское происхождение и означает «посредник». Медиатор на основе принципов добровольности, равноправия сторон медиации, независимости и беспристрастности медиатора, конфиденциальности, помогает сторонам достичь соглашения об урегулирования спора, которое в практике называется «медиативным соглашением».

Медиатором в Казахстане может быть лицо, достигшее 25-летнего возраста, имеющее высшее образование, прошедшее обучение по программе, установленной правительством, и состоящее в Реестре профессиональных медиаторов, либо судья в отставке (профессиональные медиаторы). Также медиатором может выступать судья при проведении примирительных процедур либо лицо, достигшее 40-летнего возраста и состоящее в Реестре непрофессиональных медиаторов местного исполнительного органа (непрофессиональные медиаторы).

От медиатора не требуется наличия именно юридического образования. Как сказано, он не разрешает спор, он только содействует сторонам, помогая им сесть за стол переговоров, выступая и как психолог, и как менеджер.

Хотя Закону о медиации уже десять лет, этот институт в Казахстане (как и во многих других странах) еще далеко не полностью реализовал свой потенциал. Спорящие больше пока доверяют государственным судам разрешать правовые споры.

В Послании Главы государства народу Казахстана 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент Республики Казахстан К.К. Токаев, говоря о реформе судебной и правоохранительной систем, об укреплении доверия общества к судам отметил, что нужно развивать и «альтернативные способы разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя в развитых странах».

За десять лет, прошедшие после принятия Закон «О медиации», «ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует. Данное положение дел следует исправить».

В целях исправления этого положения группа депутатов Парламента разработала и внесла в Мажилис Парламента проект Закона, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон о медиации и ряд других законодательных актов. Цель законопроекта заключается в повышении роли медиатора, в совершенствовании регулирования его деятельности, в развития самого института медиации.

В соответствии с законом медиаторы делятся на профессиональных и непрофессиональных. К первым относятся те, кто избрал медиацию своей основной профессией, которые занимаются этим постоянно на платной основе.

К непрофессиональным относятся лица, которые, как правило, занимаются каким-то другим делом, но обладают богатым жизненным опытом и авторитетом в обществе, репутацией, что позволяет им быть посредниками в спорах. Непрофессиональные медиаторы больше распространены в сельской местности. Таких авторитетных людей избирают сходы (собрания) местных сообществ.

Вместе с тем, слово «непрофессиональный» вызывает неоднозначную реакцию. Зачастую так называют людей, которые плохо, неумело справляются с каким-либо делом. Во избежание такого толкование «непрофессиональных» медиаторов правильнее называть «общественными медиаторами» или медиаторами «на общественных началах».

Медиация применяется в отношении очень широкого круга дел – гражданских, трудовых, семейных. Даже большого числа уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем, по отдельным категориям споров участие медиации необходимо в большей степени, либо имеет значительную специфику.

Так, большинство споров в брачно-семейной сфере составляют споры о расторжении брака (супружества), споры по алиментам на содержание несовершеннолетних детей и т.д.

Руководство страны неоднократно обращало внимание на чрезмерно высокий уровень разводов в Казахстане, на необходимость принять меры к исправлению этой ситуации.

Разумеется, нельзя запретить или ограничить разводы. Но государство может принять законодательные и институциональные меры к укреплению семьи, к тому, чтобы супруги действовали обдуманно, не под воздействием сиюминутных настроений, искали возможности сохранить свой брак. И сейчас закон предусматривает, что при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов. На практике, это сводится к отложению рассмотрения дела о разводе на срок до шести месяцев. В течение этого срока супруги остаются один на один со своими проблемами, которые и привели хотя бы одного из них к решению о разводе. Здесь им может помочь институт медиации. В рамках процедуры медиации супруги, которые твердо решили расторгнуть брак (супружество) могут урегулировать свои споры по поводу раздела имущества, по поводу алиментов и т.д. Естественно, если стороны не придут к какому-либо соглашению, спор будет рассматриваться судом.

Надо иметь в виду, что ни по брачно-семейным, ни по каким другим спорам медиация не ограничивает и не может ограничить конституционное право граждан на судебную защиту своих прав и интересов. Медиация – это только возможность, инструмент, предоставляемый для урегулирования правовых споров (конфликтов) во внесудебном порядке.

Другое новое направления применение медиации, нуждающееся в особом регулировании, это медиация в спорах, вытекающих из публично-правовых отношений. Казахстанское законодательство ранее всегда исходило из того, что в спорах с участием государственных органов и должностных лиц примирение, в том числе и участием медиатора, не допустимо. Поскольку государственный орган или должностное лицо представляют в публичных отношениях не себя лично, а государство, реализуют свои четко установленные полномочия, они не могут идти на какие-либо компромиссы.

Однако, в 2020 году был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК), вводимый в действие с 1 июля 2021 года. АППК было предусмотрено так называемое административное усмотрение. Усмотрение, иногда называемое дискрецией, представляет собой определенные рамки, границы полномочий органа или лица, и в этих рамках орган или должностное лицо вправе принимать одно из возможных решений по своему усмотрению.

Одновременно с этим АППК допустил примирение, в том числе медиацию, по административным делам в случаях, когда у государственного органа или должностного лица имеется административное усмотрение.

При этом, однако, споры данной категории обладают существенной спецификой. Здесь важно, чтобы соглашение не только удовлетворяло обе стороны спора (конфликта), но и чтобы административный орган или должностное лицо не вышло за пределы своих полномочий, чтобы в целом медиативное соглашение не противоречило закону. Поэтому медиацию по таким делам должен проводить только судья, который бы осуществлял контроль за законностью соглашения. Медиативное соглашение по таким делам в любом случае будет утверждено соответствующим судебным актом.

Медиация возможна как в досудебном или внесудебном порядке, так и при рассмотрении спора судом, причем на любой стадии процесса, а также в исполнительном производстве. При заключении соглашения о урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации производство по делу (или исполнительное производство) прекращается.

Бывает, что стороны садятся на стол переговоров уже после того, как решение вынесено в пользу одной из сторон и начато исполнительное производство. По законодательству об исполнительном производстве частный судебный исполнитель получает вознаграждение пропорционально взысканной сумме по исполнительному документу. Важно закрепить в законе, что если стороны заключили медиативное соглашение, то при расчете оплаты деятельности частного судебного исполнителя необходимо исходить из суммы, зафиксированной сторонами в медиативном соглашении, но не более суммы по исполнительному документу.

В целях развития института медиации необходимо усовершенствовать механизм правового регулирования деятельности медиаторов, их организаций.

Например, необходимо четко отразить в законе, что организации медиаторов являются саморегулируемыми организациями в сфере профессиональной деятельности, основанными на обязательном членстве. Это позволит распространить на такие организации нормы Закона «О саморегулировании», принятого в Казахстане в 2015 году, то есть позже Закона о медиации.

По существу, фактически, так оно и есть. Профессиональной медиатор для осуществления своей деятельности должен состоять в реестре профессиональных медиаторов. А такие реестры ведут организации медиаторов. Но надо все эти аспекты отразить в законе более четко. Это позволит организациям медиаторов, устанавливать свои стандарты, обязательные для членов, в частности, по вопросам деловой этики, по срокам и формам переподготовки и переаттестации. Необходимо закрепить компетенцию уполномоченного органа по принятию единых правил ведения реестра профессиональных медиаторов.

Также необходимо более широко внедрять механизмы так называемого «судебного примирения». По инициативе Председателя Верховного Суда Республики Казахстан в ряде местных судов г. Нур-Султан был запущен пилотный проект «Примирительные процедуры в суде». В каждом из судов, участвующих в проекте, были определены судьи-примирители, которым передавались все поступившие иски. Судьи-примирители предлагали сторонам самим достичь соглашения. Результаты пилотного проекта показали, что из числа явившихся на примирительны процедуры сторон, большинство (две трети) заключили медиативные соглашения.

В целом за 2019 год благодаря применению медиации было прекращено в судах 41 658 гражданских дел.

Необходимо проводить работу по популяризации медиации как способа разрешения споров (конфликтов) и других примирительных процедур.

Медиацию относят к так называемым «альтернативным способам» внесудебного разрешения правовых споров, наряду, например, с арбитражем, с третейским судом и т.д.

Следует, однако, иметь в виду существенную особенность медиации по сравнению с другими внесудебными способами. При арбитражном или третейском разбирательстве наряду со сторонами спора есть «третья сторона» - единоличная или коллегиальная, которая и принимает обязательное для сторон решение по спору.

Медиатор же, в отличие от арбитра или третейского судьи, не принимает решений, он лишь способствует тому, чтобы стороны сами, добровольно, путем взаимных уступок и компромиссов, пришли к какому-либо взаимоприемлемому решению. Медиативное соглашение – это соглашение самих сторон правового спора (конфликта). Медиатор выступает лишь как их помощник.

Поэтому целью развития института медиации является не только усиление некоей профессиональной корпорации медиаторов или снижение нагрузки на государственные суды. Это, прежде всего – изменение самого общества, воспитание у людей способности и желания урегулировать возникающие конфликты миром, путем переговоров, снижение уровня конфликтности в обществе в целом.

 

 

 

Поделиться