Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Письмо МНЭ по законопроекту по агломерации

21.12.2022 0

Ссылка:

https://storage.yandexcloud.net/dossymbetov/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%9C%D0%9D%D0%AD%20%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%2021.12.22.docx

https://storage.yandexcloud.net/dossymbetov/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%20%D0%9C%D0%9D%D0%AD%2021.12.22.docx

 

 

 № исх: 26-2-9/6696-И   от: 21.12.2022
№ вх.4977  от: 21.12.2022

____________№____________________________

__________________________________________

Депутату

Сената Парламента

Республики Казахстан

Сафинову К.Б.

 

 

Уважаемый Канатбек Бейсенбекович!

 

Министерство национальной экономики РК (далее – Министерство) касательно поднятых Вами вопросов по проектам законов РК «О развитии агломераций» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций» (далее – законопроекты), сообщает следующее.

В настоящее время имеются значительные дисбалансы в экономическом развитии, финансовом и человеческом потенциале между столицей, городами республиканского значения и расположенных вокруг них населенных пунктов.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие единого пространственного планирования развития территории агломераций, механизмов реализации совместных проектов, системы управления, источников финансирования (например, запрет на взаимоотношения местных бюджетов одного уровня с другим), а также четких правил в отношении ответственности и контроля за целевым использованием средств, эксплуатацией и техобслуживанием определенных объектов инфраструктуры и систем предоставления услуг (например, объектов регионального общественного транспорта).

В связи с этим возникает необходимость законодательного разделения обязанностей, механизмов подотчетности и других институциональных механизмов, связанных с агломерациями.

Для решения вышеуказанных проблем и создания эффективной институциональной среды для развития агломераций Главой государства в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» поручено разработать Закон «О развитии агломераций».

Вместе с тем, согласно протоколу заседания Высшего совета при Президенте РК по реформам от 5 мая т.г. Главой государства поручено обеспечить принятие проектов законов до конца т.г.

 

Касательно определения термина «агломерация» и отнесения населенных пунктов к агломерациям

В настоящее время определение термина «агломерация» предусмотрено в Законе РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Также необходимо отметить, что согласно Закону РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» в систему административно-территориального устройства РК входят административно-территориальные единицы: село, поселок, сельский округ, район в городе, город, район, область.

Учитывая, что законопроект не предполагает изменения действующего административно-территориального устройства страны принято решение определить термин «агломерация» в рамках данного законопроекта.

Согласно законопроекту критериями отнесения населенных пунктов к агломерации являются наличие повседневных трудовых, производственных, социально-культурных и иных связей с центром агломерации и тенденция к территориальному слиянию с центром агломерации.

Таким образом, список входящих в агломерацию населенных пунктов будет утвержден постановлением Правительства РК (проект ПП РК «Об утверждении перечня и состава агломераций» прилагается).

Как показывает практика, населенные пункты, расположенные в пригородной зоне города-центра, также входят в состав агломерации.

Однако, в случае наступления рисков, озвученных Вами, когда населенный пункт, расположенный в пригородной зоне города-центра, не будет соответствовать критериям отнесения населенных пунктов к агломерации, предусмотренных законопроектом, Министерством в рамках анализа правоприменительной практики, будут инициированы соответствующие изменения в законодательные акты.

Вместе с тем, правила включения населенных пунктов в состав агломераций и ведения их перечня будут утверждены приказом Министра национальной экономики РК (проект приказа «Об утверждении Правил включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня» прилагается).

Необходимо отметить, что при разработке правил включения населенных пунктов в состав агломераций будут учтены:

административный статус города-центра (столица, город республиканского значения, областной центр);

демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток (маятниковая миграция), ресурсную базу (земельные, водные и др. ресурсы);

логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;

экономический потенциал, то есть многоукладная развитость
города-центра 
(индустриально-инновационный, финансовый, сервисный, трудовой, научный и культурный потенциал).

 

Касательно создания советов по управлению агломерациями

Законопроектом внедряется новая модель управления агломерациями.
На республиканском уровне вопросы по развитию агломераций будут выноситься на рассмотрение Совета по агломерациям – консультативно-совещательного органа при Правительстве, предназначенного для межведомственной координации вопросов развития агломераций.

В настоящее время Правительством в рамках работы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата проведена работа по сокращению количества консультативно-совещательных органов (далее – КСО). Так, общее количество КСО сокращено с 1 175 до 592 (на 50%), из них при Правительстве с 70 до 25 (на 64%), центральных государственных органах c 189 до 115 (на 39%), местных исполнительных органах с 916 до 452 (на 51%).

Также в целях сохранения принципов дебюрократизации Совет по агломерациям будет создан путем реорганизации действующего Совета по управлению Алматинской агломерацией (распоряжение Премьер-Министра РК от 10.06.2021г. № 106-р).

На региональном уровне будут созданы местные советы агломераций, как площадки взаимодействия местных исполнительных органов города и прилегающей области для решения конкретных вопросов скоординированного развития территории агломерации.

Местный совет будет вырабатывать предложения по задачам и мерам поддержки развития агломерации, при этом секретариат местного совета будет разрабатывать комплексный план развития агломерации.

В состав местного совета агломерации будут входить представители МИО и маслихатов столицы или города республиканского значения, прилегающей области, населенные пункты которой входят в агломерацию, а также представители Национальной палаты предпринимателей РК и неправительственных организаций.

Внедрение института местного совета агломерации согласовано с Администрацией Президента РК и получило одобрение Высшего совета при Президенте РК по реформам.

В целом, создание органов управления агломерациями поможет построить сильную систему местного управления, а также обеспечить реализацию проектов в масштабах всей агломерации.

 

Касательно соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации

В соответствии с законопроектом Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации (далее – Соглашение) заключается с учетом требований, установленных Законом «О развитии агломераций» и уполномоченным органом.

Подготовка и заключение соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации регулируются в соответствии с Гражданским кодексом РК и законодательством РК.

Необходимо отметить, что проект Соглашения до его подписания будет предварительно согласован местными представительными органами столицы, городов республиканского значения, областей, населенных пунктов, которые входят в состав агломерации, что позволит депутатскому корпусу принимать активное участие в определении стратегических направлений развития агломерации и совместно решать вопросы и задачи местного значения на территории агломерации.

При этом данный подход согласуется с последними поручениями
Главы государства в части предоставления большей самостоятельности госорганам для достижения поставленных задач по служению интересам граждан. Законодательство отходит от детального регулирования и ориентируется на необходимость достижения целей и задач государственного управления наиболее эффективным и гибким способом.

Именно через заключение соглашений будет реализовываться заложенный в законопроекте принцип согласованности – реализация сбалансированной региональной политики с учетом национальных и местных интересов, путем принятия местными исполнительными органами согласованных решений по вопросам агломераций.

В настоящее время основные условия и порядок заключения договоров (соглашений) регулируется Гражданским кодексом РК (статьи 378-405).

В этой связи при заключении соглашений о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации предлагается руководствоваться положениями Гражданского кодекса, так как нарушение положений Соглашения могут повлечь, в том числе и гражданскую ответственность.

При этом, несовпадение мнений сторон Соглашения не всегда означает возникновение споров и необходимость их решения в судебном порядке.

В этой связи законопроект предусматривает площадки в виде местных советов агломераций, где могут быть рассмотрены проблемные вопросы в досудебном порядке, в том числе с участием вышестоящего акима. В случае, если местным советом агломерации решение по спорному вопросу не будет принято два раза подряд, то решение по данному вопросу принимается советом по агломерациям.

Дополнительно отмечаем, что в целях предотвращения, указанных Вами рисков механизмы урегулирования споров будут предусмотрены в рамках подзаконных актов, принимаемых в реализацию данного законопроекта.

 

 

 

Касательно включения комплексного плана развития агломерации в перечень документов Системы государственного планирования

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического и скоординированного развития местным советом будет разработан комплексный план развития агломерации.

Комплексный план будет включать объемы и источники финансирования, сроки реализации, ответственных исполнителей, ожидаемый результат.

В свою очередь, учитывая Ваше предложение по обеспечению согласованности документов Системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов Министерством совместно с Агентством по стратегическому планированию и развитию будет проработан вопрос по включению комплексного плана развития агломерации в перечень документов Системы государственного планирования.

 

Касательно отсутствия в проекте Закона «О развитии агломераций» норм, предусматривающих участие органов местного самоуправления в решении вопросов развития агломераций

Согласно Конституции РК маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

В законопроекте отражена роль местных представительных органов как одного из органов местного самоуправления путем согласования маслихатами проектов Соглашений и комплексных планов развития агломераций, а также включения в состав местных советов агломераций представителей маслихатов.

На основании вышеизложенного отмечаем, что поднятые Вами вопросы по развитию агломераций будут учтены и доработаны с учетом правоприменения норм, предусмотренных законопроектом в рамках текущей законопроектной деятельности Министерства.

 

Приложение на 10 листах.

 

 

Исполняющий обязанности

              министра                                                                     А. Амрин

 

 

 

 

 

Исп.: Данияр Бакиров

тел: 74-35-59

ПРИЛОЖЕНИЕ:

№ исх: 26-2-9/6696-И   от: 21.12.2022
№ вх.4977  от: 21.12.2022

Приложение к письму МНЭ РК

 

 

ПРОЕКТ

 

«Об утверждении Перечня и состава агломераций»

 

В соответствии пункта 2 статьи Закона Республики Казахстан от «__» ___ 2022 года «О развитии агломераций» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый перечень и состава агломераций.

2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

         Премьер-Министр

 Республики Казахстан                                                                     А. Смаилов


 

Перечень и состав агломераций

 

1. Алматинская агломерация

1) 

2) 

3) 

4) 

5) 

 

2. Актюбинская агломерация

1

2

3) 

4)

5)

 

3. Карагандинская агломерация

1) 

2) 

3) 

4) 

5)

 

4. Столичная агломерация

1)

2)

3)

4)

5)

 

5. Шымкентская агломерация

1)

2)

3)

4)

5)

 

 

 

 


 

 

ПРОЕКТ

 

 

Об утверждении Правил включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня

 

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан от «__» ___ 2022 года «О развитии агломераций»ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня.

2. Департаменту регионального развития обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Министр                                                                   А. Куантыров


 

Утвержден

приказом Министра

национальной экономки

Республики Казахстан

от ______ 2022 года № ___

 

Правила включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня

 

  1. Общие положения

     

    1. Настоящие Правила включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О развитии агломераций» и определяют порядок включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня.
    2. Настоящие Правила распространяются на все населенные пункты, которые расположены в потенциальной зоне влияния центра агломерации.
    3. Основной задачей включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня является делимитация городских агломераций.

       

  2. Порядок включения населенных пунктов в состав агломерации и ведения их перечня

 

  1. Местные исполнительные органы по согласованию с местными представительными органами вносят в уполномоченный орган по региональному развитию предложения по включению населенного пункта в Перечень населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций и информацию о нем в соответствии критериями, предусмотренных пунктом 6 настоящих правил.
  2. Уполномоченный орган по региональному развитию рассматривает предложения местных исполнительных органов о включении населенных пунктов в перечень агломерации и по согласованию с советом по агломерациям направляет для утверждения в Правительство Республики Казахстан.
  3.   Включение населенных пунктов к агломерациям осуществляется при одновременном наличии следующих критериев:
    1. наличие центра агломерации – столицы, города республиканского значения или между города областного значения (центра агломерации) с численностью населения свыше пятьсот тысяч человек;
    2. не менее пятнадцати процентов трудоспособного населения населенных пунктов участвует в ежедневной маятниковой миграции (туда и обратно) в центр агломерации.
  4. Перечень утверждается Постановлением Правительства и подлежит опубликованию в течение 30 (тридцати) календарных дней на интернет-ресурсе Правительства.
  5. Изменения в Перечень вносятся один раз в год до 1 июня текущего года.

Поделиться