Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Письмо МИИР по СЭЗ по законопроекту по поручениям Главы государства

15.12.2022 0
№ исх: 04-3-25/9440-И   от: 15.12.2022
№ вх.4905  от: 15.12.2022

______________________№______________________

 

______________________________________________

 

Депутату Комитета по конституционному законодательству,

 судебной системе и правоохранительным органам

Сената Парламента Республики Казахстан

Сафинову К.Б.

 

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в рамках рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы Государства» (далее – проект Закона), сообщает следующее.

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года Глава Государства озвучил необходимость решения вопроса права земельной собственности на территории специальных экономических зон (далее – СЭЗ) для предприятий, добросовестно выполнивших все инвестиционные обязательства.

В целях исполнения указанного поручения в проекте Закона предусмотрены поправки в Земельный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее – Закон «О СЭЗ и ИЗ) в части установления досрочного права выкупа земельного участка СЭЗ участниками СЭЗ по истечении трех лет с момента ввода в эксплуатацию всех объектов (строении и сооружений). При этом обязательным условием выкупа земельного участка является осуществление деятельности в промышленной отрасли, а равно производство продукции на соответствующих объектах (строениях и сооружениях) на территории СЭЗ.

Касательно возникающих вопросов с Вашей стороны сообщаем следующее.

Вопрос 1.«Почему право выкупа предоставляется только при условии начала выпуска продукции, а не выполнения всех инвестиционных обязательства, о чем сказано в послании Главы государства?»

Согласно Закону «О СЭЗ и ИЗ», участники СЭЗ осуществляют деятельность на территории СЭЗ на основании договора об осуществлении деятельности, заключаемого между участником СЭЗ и управляющей компанией СЭЗ.

Обязательства участников отражаются в данных договорах при этом приказом министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 19 июля 2019 года №522 утверждена типовая форма договора об осуществлении деятельности, где в качестве обязательств участника определены сумма и сроки вложения средств для реализации проекта, сроки ввода в эксплуатацию объектов проекта, а также обязательств по производству на соответствующих объектах.

Поправками устанавливаются требования к участнику для выкупа земельного участка СЭЗ: (1) ввод в эксплуатацию всех объектов (строении и сооружений), (2) производство продукции на соответствующих объектах в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию.

Таким образом, установленные в поправках требования к участнику для выкупа земельного участка охватывают все инвестиционные обязательств участников СЭЗ.

Вопрос 2.«Почему данная поправка касается только обрабатывающей промышленности, хотя в послании вопрос о "земельной собственности" ставился применительно ко всем предприятиям, выполнившим инвестиционные обязательства? В СЭЗ могут и должны работать высокотехнологичные, инновационные предприятия, которые не являются обрабатывающими. Но к ним данная поправка не применяется?»

Данное право предоставляется для участников, реализующих проекты в обрабатывающей промышленности, так как большинство участников СЭЗ представляют данную отрасль (312 проектов реализовано, 263 проектов на стадии реализации).

Согласно Закону Республики Казахстан «О промышленной политике», под обрабатывающей промышленностью понимается совокупность отраслей промышленности, которые связаны с обработкой сырья, материалов, веществ, компонентов для нового продукта. В целом целью промышленной политики является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.

Справочно: согласно общему классификатору видов экономической деятельности в отрасль обрабатывающей промышленности входят 24 подотрасли (с 10 по 33 знаки ОКЭД):

Производство продуктов питания 10
Производство напитков 11
Производство табачных изделий 12
Производство текстильных изделий 13
Производство одежды 14
Производство кожаной и относящейся к ней продукции 15
Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения 16
Производство бумаги и бумажной продукции 17
Печать и воспроизведение записанных материалов 18
Производство кокса и продуктов нефтепереработки 19
Производство продуктов химической промышленности 20
Производство основных фармацевтических продуктов 21
Производство резиновых и пластмассовых изделий 22
Производство прочей не металлической минеральной продукции 23
Металлургическая промышленность 24
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 25
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 26
Производство электрического оборудования 27
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 28
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 29
Производство прочих транспортных средств 30
Производство мебели 31
Производство прочих готовых изделий 32
Ремонт и установка машин и оборудования 33

 

Из Общего классификатора видов экономической деятельности мы видим, что «высокотехнологичные, инновационные предприятия» входят в отрасль обрабатывающей промышленности. К примеру: машиностроение, фармацевтика, нефтепереработка, химия и т.д.

Вопрос 3.«Почему установлено различие в возможности досрочного выкупа для земельных участков, находящихся в государственной собственности, в зависимости от того, что ранее одни участки были отчуждены для государственных нужд? И те, и другие земельные участки обладают одинаковым правовым режимом государственной собственности. И те и другие составляют территорию СЭЗ. Получается, что два одинаковых обрабатывающих производства, начавшие выпуск продукции и т.д., могут по-разному получить право на землю, если одно из них находится на участке, которое ранее у кого-то было выкуплено для госнужд? Неясно, чем обосновано такое различие?»

Касательно установления запрета на выкуп земельного участка, ранее отчужденного у собственников для государственных нужд, отмечаем, что поправками предлагается внедрить право выкупа земельного участка, находящегося в государственной собственности, при этом данное право не применяется в отношении земельных участков, перешедшим в государственную собственность путем принудительного отчуждения у собственников земельных участков для создания и функционирования СЭЗ.

Справочно: согласно Закона «О СЭЗ и ИЗ» СЭЗы создаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, либо на земельных участках, принудительно отчужденных у собственников земельных участков и землепользователей для государственных нужд в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Земельного кодекса Республики Казахстан не может быть признано принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд любое отчуждение, преследующее коммерческие цели и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное отчуждение, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели.

Таким образом, передача права собственности на земельный участок участнику СЭЗ не может быть применен в отношении земельных участков, ранее принудительно отчужденных у собственников земельных участков и землепользователей для создания и функционирования СЭЗ.

Вопрос 4. «Как быть в случаях, если участник СЭЗ, выкупивший земельный участок, продаст его (как собственник) или произведет отчуждение своего бизнеса третьему лицу, перепрофилирует свою деятельность и не будет подпадать под приоритетный сектор и т.д.? Но при этом, согласно поправкам, он все равно будет считаться находящимся на территории СЭЗ, поскольку по закону специальный правовой режим устанавливается для "территории СЭЗ", а его участок даже и после выкупа будет считаться территорией СЭЗ по поправкам в Закон о СЭЗ.»

Касательно дальнейшего правового статуса участника СЭЗ, выкупившего земельный участок СЭЗ, сообщаем, что согласно Закону «О СЭЗ и ИЗ», участник СЭЗ осуществляет деятельность на территории СЭЗ на основании договора об осуществлении деятельности, заключенного между участником СЭЗ и управляющей компанией СЭЗ. Данный договор может заключаться до истечения срока функционирования СЭЗ (25 лет с правом пролонгирования).

Применяя право досрочного выкупа земельного участка, участник сохраняет за собой статус участника СЭЗ до истечения срока действия договора об осуществлении деятельности, тем самым продолжая осуществление приоритетного вида деятельности.

В соответствии с поправками в Закон «О СЭЗ и ИЗ» после истечения срока действия договора об осуществлении деятельности земельные участки, выкупленные участниками СЭЗ подлежат выведению из состава согласно законодательно установленным процедурам.

На основании вышеизложенного просим поддержать поправки в Земельный кодекс Республики Казахстан в рамках проекта Закона.

 

 

Вице-министр                                                                М. Карабаев

 

 

 

 

 

 

Исп.:Мырзатаев Б.

Тел.: 648-592

b.myrzataev@miid.gov.kz

Поделиться