Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

СТ от имени Сафинова в головной Комитет по законопроекту О развитии агломерации

19.12.2022 0

Ссылка:

https://storage.yandexcloud.net/dossymbetov/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%9C%D0%9D%D0%AD%20%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%2021.12.22.docx

 

 

                         Председателю Комитета

                         по экономической политике, 

                         инновационному развитию и 

              предпринимательству

         АДИЛЬБЕКОВУ Д.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан «О развитии агломерации»

 


п/п
Структурный
элемент
Редакция законодательного акта
Редакция проекта
Редакция предлагаемого изменения или дополненияОбоснование
12345
1.ПреамбулаНастоящий Закон регулирует общественные отношения, направленные на создание правовых и организационных условий для формирования, развития и функционирования агломераций в Республике Казахстан.ИсключитьВ соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона «О правовых актах» в случаях, когда необходимо разъяснить цели, основания принятия нормативного правового акта и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
В данном случае в преамбуле говорится о предмете регулирования (общественных отношениях), что, как правило, излагается в отдельной норме нормативного правового акта. При этом, содержание преамбулы изложено юридически некорректно. Она представляет собой которая представляет собой набор бессвязных слов и выражений.
Общественные отношения ни на что не направлены, тем более – на создание условий. Тут получается какая-то длинная цепочка: закон направлен на общественные отношения, общественные отношения направлены на создание правовых и организационных условий, условия направлены на формирование, развитие и функционирования агломераций и т.д.
 
2Статья 1
Подпункты 1)-3)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) агломерация - локальная система, состоящая из столицы или города республиканского значения, или города областного значения и расположенных вокруг него населенных пунктов, соответствующих критериям, определенным настоящим Законом;
2) территория агломерации - земли и водные объекты в границах (черте) столицы, города республиканского значения, города областного значения, определяемого Правительством Республики Казахстан, и их пригородных зон;
3) состав агломерации - перечень населенных пунктов, расположенных на территории агломерации;
ИсключитьВ соответствии с пунктом 7 статьи 23 Закона «О правовых актах» при необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая (разъясняющий) их смысл.
Определения, даваемые в законопроекте, не разъясняют смысла терминов и являются противоречивыми.
Так, агломерация определяется как «локальная система, состоящая…». Возникает вопрос – локальная система чего?
В «состав агломерации» почему-то входит «перечень населенных пунктов», хотя состав агломерации должны образовывать сами населенные пункты. 
 
 Кроме того, полагаем, что понятие агломерации, ее состава и т.д. не являются является предметом регулирования законопроекта. Нормы статьи 4 законопроекта должны содержаться в Законе РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан.».
Согласно распространенному в мире понятию и тому содержанию, которое вкладывается в него законопроектом агломерация - это вид территорий, системы населенных пунктов, связанных друг с другом.
   Согласно пункту 3 статьи 2 Конституции РК: «Административно-территориальное устройство Республики, статус ее столицы определяются законом».
   Полагаем, что вопросы агломерации – это как раз вопросы, относящиеся к административно-территориальному устройству.
   В Казахстане действует Закон «Об административно-территориальном устройстве», принятый еще в 1993 году.
   В пункте 1 статьи 2 этого закона указывается, что «для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты».
   В рассматриваемом же законопроекте речь идет именно о особом виде категории территории Республики Казахстан – совокупности взаимосвязанных населенных пунктов. И делается это именно для улучшения государственного управления.
   Поэтому, полагаем, что вопросы агломерации должны найти отражение именно в Законе «О административно-территориальном устройстве», как одном из важнейших законодательных актов конституционного права, прямо названном в Конституции Казахстана.
 
3.Статья 4.Статья 4. Отнесение населенных пунктов к агломерации
1. Критериями отнесения населенных пунктов к агломерации являются:
1) наличие повседневных трудовых, производственных, социально-культурных и иных связей с центром агломерации;
2) тенденция к территориальному слиянию с центром агломерации.
2. Отнесение населенных пунктов к агломерации осуществляется путем их включения в состав агломерации, порядок формирования которого определяется уполномоченным органом.
3. Включение населенных пунктов в состав агломерации осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.
ИсключитьВ статье неоправданно используются различные термины для обозначения одних и тех же действий. Например, «отнесение населенных пунктов к агломерации», «включение населенных пунктов в состав агломерации», «отнесение путем включения» и т.д.
В пункте 2 неясно, к чему относятся слова «порядок формирования которого определяется уполномоченным органом» - к составу агломерации, к отнесению населенных пунктов к агломерации или к чему-то еще?
В целом необходимо отметить нарушение требований пункта 3 статьи 24 Закона «О правовых актах», которым установлено, что «текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл»
 
Кроме того, нормы не дают четкого ответа на вопрос о том, какие же населенные пункты входят в состав агломерации.
С одной стороны, статья 4 устанавливает «критерии отнесения». С другой стороны, статья 1 законопроекта определяет состав агломерации как перечень населенных пунктов, расположенных на территории агломерации, то есть – в пригородной зоне. Как быть с населенными пунктами, которые могут находиться в пригородной зоне, но не соответствовать критериям? А если пригородная зона будет устанавливаться в соответствии с Земельным кодексом уже с учетом определенной связи населенных пунктов с центром, то зачем какие-либо особые критерии указывать в этом законопроекте.
..
4.Статья 10Статья 10. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации
1. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации заключается с учетом требований, установленных уполномоченным органом и настоящим Законом.
2. Подготовка и заключение соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.
3. Соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации подписывается первыми руководителями местных исполнительных органов, входящих в агломерацию.
ИсключитьВ законопроекте предлагается установить, что населенные пункты, входящие в агломерацию, будут заключать соглашение о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации.
При этом, устанавливается, что подготовка и заключение этого соглашения осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом.
Полагаем, что это – неправильный подход.
Кроме того, надо учитывать, что любое соглашение – это всегда потенциальное, как минимум, возникновение и разрешение споров.
Сейчас, как известно, разрабатывается проект закона по судебно-правовой реформе, где одним из ключевых вопросов является сокращение правовых споров между госорганами, которые рассматриваются судами.
А заключение предлагаемых гражданско-правовых соглашений между акимами населенных пунктов, входящих в агломерацию, приведет к тому, что завтра появятся взаимные претензии, что кто-то не выполнил свою часть соглашения и т.д.
Таким образом, внедрение частно-правовых (договорных) методов регулирования вопросов управления агломерацией (то есть публично-правовых вопросов) необоснованно.
 
5Статья 11,
Статья 12
Статья 11. Совет по агломерациям
1. Совет по агломерациям является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан, создаваемым в целях межведомственной координации вопросов развития агломераций, а также решения вопросов организационной, информационной и аналитической поддержки развития агломераций.
2. Решения совета по агломерациям -принимаются большинством голосов состава совета по агломерациям.
3. Формирование совета по агломерациям, вопросы организации его деятельности устанавливаются положением о совете по агломерациям.
 
Статья 12. Местный совет агломерации
1. Местный совет агломерации является консультативно-совещательным органом, создаваемым совместным решением местных исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, на основании соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации в целях межведомственной координации вопросов развития агломерации, а также решения вопросов организационной, информационной и аналитической поддержки развития агломерации.
2. В состав местного совета агломерации могут входить представители государственных органов, местных представительных и исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных организаций, действующих и зарегистрированных на территории населенных пунктов, которые входят в агломерацию.
3. Состав местного совета агломерации утверждается совместным решением местных исполнительных органов столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, в соответствии с равным количеством представительства от столицы или города республиканского значения и области, населенные пункты которой входят в агломерацию, города областного значения (центра агломерации) и районов, населенные пункты которых входят в агломерацию, вне зависимости от численности проживающего в них населения.
4. Численность членов местного совета агломерации, порядок его формирования, включая вопросы отбора кандидатур в состав местного совета агломерации, определяются в соглашении о совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации с учетом требований настоящей статьи.
5. Полномочия местного совета агломерации:
1) выработка предложений по определению целей и задач, направленных на обеспечение формирования, развития и функционирования агломерации;
2) согласование комплексного плана развития агломерации, разработанного секретариатом местного совета агломерации;
3) составление и опубликование на интернет-ресурсах ежегодного отчета о развитии агломерации;
4) определение секретариата местного совета агломерации;
5) иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Председатель местного совета агломерации избирается из его состава на заседании местного совета агломерации.
7. Заседания местного совета агломерации проводятся не реже чем один раз в квартал.
8. Решения на заседаниях местного совета агломерации принимаются большинством голосов состава местного совета агломерации. В случае, если местным советом агломерации решение по определенному вопросу не будет принято два раза подряд, то решение по данному вопросу принимается советом по агломерациям.
9. Секретариат местного совета агломерации выполняет следующие функции:
1) содействие при реализации проектов и решений, принятых местным советом агломерации;
2) мониторинг исполнения решений, принятых местным советом агломерации;
3) сбор и предоставление местному совету агломерации данных и информации по агломерации;
4) подготовка проекта комплексного плана развития агломерации.
Исключить  Предлагается исключить статьи 11 и 12 законопроекта как противоречащие требованиям Указа Президента  Республики Казахстан «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата», согласно которому  поручалось «обеспечить сокращение в два раза количества консультативно-совещательных органов при Правительстве, центральных и местных исполнительных органах.
  При этом вряд ли предусматривалось, что вместо одних консультативно-совещательных органов должны создаваться другие.
   Вместе с тем, законопроект предусматривает создание некоего Совета по агломерациям в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве, а также еще местные советы агломераций – консультативно-совещательные органы, правда непонятно при ком.
   Совет по агломерациям, по законопроекту, должен осуществлять «межведомственную координацию вопросов развития агломераций». При том, что в законопроекте есть и уполномоченный орган, который осуществляет межотраслевую координацию.
    Местные советы имеют свой аппарат – секретариат местного совета, который непонятно кем финансируется.
 
При этом, для консультативно-совещательного органа местный совет агломерации наделяется слишком большим перечнем «самостоятельных» полномочий, предусмотренных в статьях 12 и 13 законопроекта.
 
 
 
6.Статья 13Статья 13. Комплексный план развития агломерации
1. Комплексный план развития агломерации учитывает документы Системы государственного планирования, генеральные планы (или их заменяющие схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек) и содержит следующие положения:
1) оценку текущего состояния социально-экономического развития населенных пунктов, входящих в агломерацию;
2) проблемы городского и пространственного планирования, развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры агломерации;
3) цели и задачи развития агломерации, в том числе в сфере развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройства, защиты и охраны окружающей среды, развития промышленности, развития потребительского рынка, регулирования миграции на территории агломерации, а также в иных сферах социально-экономического развития;
4) основные показатели и индикаторы, характеризующие цели и задачи развития агломерации;
5) комплекс мероприятий, сгруппированных по задачам развития агломерации, с указанием источников, объема финансирования, сроков реализации мероприятий и ответственных исполнителей;
6) оценку социально-экономической эффективности комплексного плана развития агломерации.
2. Комплексный план развития агломерации разрабатывается секретариатом местного совета агломерации на пятилетний период.
3. Секретариат местного совета агломерации обеспечивает размещение информации в средствах массовой информации о подготовке проекта комплексного плана развития агломерации и приеме предложений от заинтересованных физических и юридических лиц.
4. Секретариат местного совета агломерации разрабатывает проект комплексного плана развития агломерации с учетом поступивших предложений и обеспечивает публичные слушания по проекту комплексного плана развития агломерации в соответствии с порядком, определяемым местным советом агломерации.
5. Секретариат местного совета агломерации направляет проект комплексного плана развития агломерации в уполномоченный орган для вынесения на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.
6. Местные исполнительные органы должны принимать необходимые меры по исполнению комплексного плана развития агломерации и обеспечивать согласованность генеральных планов (или их заменяющих схем развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек), бюджетов и других документов с ним.
ИсключитьПолагаем, что положения законопроекта, касающиеся комплексного плана развития агломерации, должны быть включены в Систему государственного планирования Республики Казахстан, утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан
от 29 ноября 2017 года № 790.
В частности, комплексный план развития агломерации должен быть упомянут в подпункте 6) пункта 4 Системы, перед планами развития областей.
Также целесообразно дополнить Систему главой 12-1, посвященной комплексному плану развития агломераций.
 
 

 

Примечание: Иные замечания концептуального характера. В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» 1 сентября 2021 года Президент Республики Казахстан сказал, что «Казахстан находится в русле устойчивой тенденции на урбанизацию. Города-миллионники должны стать опорой глобальной конкурентоспособности Казахстана, а областные центры – точками роста регионов. Поэтому потребуется разработка Закона о развитии агломераций и новые стандарты комплексной застройки городов».

Данный законопроект соответствует поручению Главы государства, но лишь формально, так сказать, «по букве», но не по смыслу.

Слова о разработка определенного закона не всегда означают необходимость разработки именно отдельного законодательного акта. Здесь главное, чтобы те вопросы, о которых говорится в послании, нашли свое урегулирование в правовых нормах на уровне закона, в том числе путем изменения действующих законов. Нельзя игнорировать также принципы построения законодательства, их отраслевую классификацию и т.д.

Данный законопроект носит искусственный характер. Его нормы должны найти отражение в других законодательных и подзаконных нормативных правовых актах – в Законе «Об административно-территориальном устройстве», Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении» и т.д.

Следует также отметить, что в законопроекте не нашло никакого отражения участие органов местного самоуправления в развитии агломерации. Между тем, сейчас одним из направлений внутренней политики является расширение полномочий местного самоуправления, как одна из форм демократизации.

 

Секретарь

Комитета по конституционному законодательству,

судебной системе и правоохранительным органам                                                                                  К. САФИНОВ

 

Поделиться