Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

СТ от имени Сафинова в головной Комитет по законопроекту по собакам

25.12.2022 0

Ссылка:

https://storage.yandexcloud.net/dossymbetov/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC/2022_12_25_%D0%A1%D0%A2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA.docx

 

Председателю Комитета

по аграрным вопросам,

природопользованию и 

развитию сельских территорий                    

                                                                                                           БЕКТАЕВУ А.                             

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам сохранения и воспроизводства казахских пород собак»

 

 

 


п/п
Структурный
элемент
Редакция проекта 
Редакция предлагаемого изменения или дополнения
Обоснование
12345
 Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»
 
1.Статья 1
пункт 1 
подпункт 1) 
1) преамбулу после слов «воспроизводства и использования животного мира» дополнить словами «, а также сохранения и воспроизводства казахских пород собак»;   Исключить.  
 
 
   Законопроектом предлагается преамбулу Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» после слов «воспроизводства и использования животного мира» дополнить словами «, а также сохранения и воспроизводства казахских пород собак».
    Вместе с тем, согласно подпункту 35) статьи 1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», животные – это дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве.
      Поэтому выделять во всем многообразии животных только сохранение и воспроизводство казахских пород собак, как и вообще какого-либо одного вида животных, есть дискриминация кошек и др. животных, не имеющих национальных признаков.
     С учетом вышеизложенного, предлагаем исключить подпункт 1) пункта 1 статьи 1 законопроекта.
В целом по законопроекту необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом дополнения противопоставляют «казахские породы собак» «животному миру», рассматривая их как некие отдельные, обособленные понятия.
Это неправильно со всех точек зрения. Во-первых, собаки являются частью животного мира. Во-вторых, с точки зрения юридической техники такое дополнение нужно вносить вообще во все нормы Закона о животном мире.
Так, например, статьей 58 Закона предусматривается ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
Неясно, ьудет ли эта норма распространяться на нарушение законодательства в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак и т.д.?
 
2.Статья 1
пункт 1
подпункт 2)
абзац второй
в подпункте 3-1) слово «национальные» заменить словом «казахские»;Исключить.  Согласно подпункту 3-1) статьи 1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», под охотничьими собаками понимаются национальные и другие породы собак, используемых на охоте.  Считаем, что замена слова «национальные» словом «казахские» - это дискриминация сибирских лаек, которые от этой замены не перестанут быть охотничьими собаками, в зависимости от происхождения.
 
3.Статья 1
пункт 1
подпункт 2)
абзац седьмой
44) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак, а также в пределах своих полномочий межотраслевую координацию;»; Исключить слова «в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак,».     Предлагается из абзаца седьмого подпункта 2) пункта 1 статьи 1 законопроекта, содержащего определение понятия «уполномоченный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира» исключить слова «в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак».
    Согласно подпункту 35) статьи 1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», животные – это дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве. Поэтому выделять во всем многообразии животных только сохранение и воспроизводство казахских пород собак, не обоснованно.
.
4.Статья 1
пункт 1
подпункт 2)
абзацы восьмой-
шестнадцатый
  «62-1) кинологическая деятельность - деятельность, связанная с дрессировкой, натаской, нагонкой собак казахских пород и иной их подготовкой к практическому использованию, в том числе в спорте и на охоте, организацией и проведением зоотехнических, спортивных и других массовых мероприятий с использованием собак казахских пород, обучением экспертов и подготовкой специалистов по работе с казахскими породами собак.    
  Под дрессировкой, натаской, нагонкой собак казахских пород и иной их подготовкой к практическому использованию следует понимать воспитание и обучение собак казахских пород работе, и (или) подготовку к охоте, спорту и полевым испытаниям;»;   
  дополнить подпунктами 62-2), 63-3), 63-4), 63-5), 63-6) и 63-7) следующего содержания:
   «62-2) озерно-товарное рыбоводное хозяйство - вид хозяйственной деятельности по выращиванию рыб и других водных животных в полувольных контролируемых условиях путем полной или частичной замены ихтиофауны в естественных и искусственных водоемах;»;   
  «63-3) казахские породы собак - древние породы казахский тазы и казахский тобет, соответствующие утвержденному стандарту казахских пород собак;
  63-4) стандарт казахских пород собак - описание собак казахских пород по экстерьерно-конституциональным характеристикам и пользовательным качествам;  
  63-5) Единая родословная книга собак казахских пород (далее - единая родословная книга) - свод данных о собаках казахских пород с указанием сведений о происхождении, породности, экстерьерно-конституциональных характеристиках и иных качествах;
   63-6) свидетельство о происхождении собаки казахской породы (далее - свидетельство о происхождении) - документ, содержащий сведения о ее родословной;
   63-7) чистопородная собака казахской породы - собака породы казахский тазы или казахский тобет, соответствующая утвержденному стандарту казахских пород собак и имеющая свидетельство о происхождении, содержащее сведения о не менее чем трех непрерывных поколениях предков, относящихся к той же породе;»;
  Исключить.    Указанные нормы нормы не являются предметом регулирования Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», поскольку не отвечают критериям, установленным пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
При всей важности натаски, нагонки и т.д. собак казахских пород, эта деятельность должна регулироваться подзаконными нормативными правовыми актами.
Кроме того, неясно, почему в общем законе, посвященном всему животному миру, общее понятие кинологической деятельности относится только к казахским породам собак? Кинологическая деятельность, кинологичесие службы используются в работе органов внутренних дел (см., например: подпункт 18) статьи 11 Закона «Об органах внутренних дел»), таможенных органов, пограничной службы и т.д. Означает ли поправка законопроекта, что теперь везде будут использоваться исключительно собаки казахских пород?
 
 
Что же касается предлагаемых законопроектом норм, касающихся стандартов казахских пород собак, свидетельств, Единой родословной книги и т.д., то, полагаем, такие положения не могут включаться в законодательный акт, то есть нормативный правовой акт, исходящий от государства.
Во всем мире вопросами пород собак (и других животных) занимаются национальные и международные федерации, то есть неправительственные, негосударственные организации. (например, Международная кинологическая федерация, Российская кинологическая федерация и т.д.). Номенклатуры пород, «правильность» (чистокровность) породы и другие подобные вопросы решаются в актах этих организаций.
Государство может оказывать помощь таким организациям (в первую очередь, материально-финансовую), но не может само непосредственно регламентировать вопросы племенного дела.
 
 
 
 
5.Статья 1
пункт 1
подпункт 9)
абзацы третий-двенадцатый
 
  Статья 33-2. Национальный центр казахских пород собак    
  1. Национальный центр казахских пород собак (далее - национальный центр) является структурным подразделением специализированной организации, определенной уполномоченным органом для осуществления деятельности по сохранению и воспроизводству казахских пород собак.
2. Задачами национального центра являются:
1) осуществление деятельности по сохранению и воспроизводству казахских пород собак;
2) обучение экспертов и подготовка специалистов по работе с казахскими породами собак, в том числе по кинологической деятельности;
3) выведение и разведение чистопородных собак казахских пород с выдачей свидетельства о происхождении;
4) ведение единой родословной книги в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом;
5) разработка стандартов казахских пород собак совместно с физическими и юридическими лицами, осуществляющими кинологическую деятельность;
6) организация и проведение испытаний, выставок, смотров, состязаний различного ранга собак казахских пород;
7) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.
    Исключить.     Предлагается исключить статью, поскольку не ясен статус этого центра. Тем более если его статус предполагает национального оператора.
По сути речь идет сразу о двух субъектах – о «Национальном центре казахских пород собак и о некоей «специализированной организации, определенной уполномоченным органом для осуществления деятельности по сохранению и воспроизводству казахских пород собак.
Неясно, при этом, чем будет заниматься эта «специалищированная организация» , если деятельность по сохранению и воспроизводству казахских пород собак отнесена к задачам национального центра? Ведь национальный центр определен как «структурное подразделение» специализированной организации. Значит, у нее должны быть и другие структурные подразделения.
 
 
6.Статья 1
пункт 1
подпункт 9)
абзацы восемнадцатый-двадцать второй
 
   Статья 33-4.  
Финансирование деятельности в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак
   1. Финансирование деятельности в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак, в том числе национального центра, осуществляется путем государственной поддержки за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
  2. Основной формой государственной поддержки является финансирование мероприятий, направленных на:
  1) сохранение и воспроизводство казахских пород собак;
  2) защиту чистопородности казахских пород собак.
  Исключить. Предлагается исключить новую статью 33-4, предложенную в Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», поскольку нормы, предусмотренные в ней, не несут правовой нагрузки.
7.Статья 1
пункт 1
подпункт 10)
   10) статью 43 изложить в следующей редакции: «Статья 43. Специализированные организации
1. Правительством Республики Казахстан создаются специализированные организации: 1) республиканские государственные предприятия по обеспечению охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира, а также сохранению и воспроизводству казахских пород собак;
2) государственные учреждения по обеспечению охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира.
2. Местными исполнительными органами создаются специализированные организации - государственные учреждения по обеспечению охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира.».
 
   Исключить.
 
 
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 43 Закона о животном мире, основная отличие которой от действующей редакции сводится, по существу, к тому, что Правительство будет создавать республиканское государственное предприятие (предприятия) «по сохранению и воспроизводству казахских пород собак».
Полагаем, что такой подход в корне противоречит пункту 2 статьи 133 Закона «О государственном имуществе», где закреплены принциаы создания государственных предприятий.
Пунктом 2 статьи 133 Закона «О государственном имуществе» предусмотрено, что «Государство создает государственные предприятия в следующих случаях:
1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;
3) осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;
4) отсутствия либо низкого уровня развития конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Сфера сохранения и вопроизводства казахских пород собак не относится ни к одному из четырех перечисленных случаев. Это ни государственная монополия, ни стратегический государственный объект, ни вопрос национальной безопасности и обороноспособности.
Можно напомнить, что ранее закон предусматривал и пятый случай – «когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан», что позволяло государству создавать госпредприятия практически в любой сфере. Однако, в рамках общей политики государства по сокращению государственного участия в экономике, развитию конкуренции данный случай был исключен Законом от 3 января 2022 года. Соответствующие изменения были внесены и Предпринимательский кодекс в части участия государства в предпринимательской деятельности.
Поэтому, в настоящее время следует руководствоваться только подпунктами 1) – 4) пункта 2 статьи 133 Закона «О государственном имуществе» и пунктом 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса.
 
Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»
 Статья 1
Пункт 20
2. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»:
пункт 2 статьи 5 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
«2-1) сохранения и воспроизводства казахских пород собак;».
Пункт 2 статьи 1 законопроекта исключитьДанная поправка (дополнение), которая предусматривает, что «Реализация государственного социального заказа осуществляется также по сферам: «сохранения и воспроизводства казахских пород собак» в корне противоречит концепции и идеологии Закона о государственном социальном заказе.
Государственный социальный заказ – это заказ государства на реализацию социальных проектов (социальных программ).
В соответствии с прдпунктом 3) статьи 1 Закона «государственный социальный заказ – форма реализации социальных программ, социальных проектов, функций центральных и (или) местных исполнительных органов, переданных для осуществления в конкурентную среду, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств».
В свою очередь, «социальный проект – это совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в социально значимых сферах...» (подпункт 1-1) статьи 1 Закона.
Сохранение и воспроизводство казахских пород собак, при всей их актуальности и значимости, не может рассматриваться как задача в социальной, то есть в общественной сфере, как направление развития общества, человека.
Для сравнения, предусмотренная в действующем законе сфера государственного социального заказа – «формирования ответственного обращения с животными, в том числе поддержки приютов для животных» (подпункт 2) пункта 2 статьи 5 Закона) – направлена не столько на защиту животных, сколько на развитие общества, воспитание у людей таких черт (качеств), как ответственное обращение с животными, их поддержка и т.д.
В случае же с казахскими породами собак, речь должна идти именно о защите (охране) и воспроизводстве породы животных. То есть эта задача не должна решаться с помощью инструментария государственного социального заказа.
 
Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе»
 Статья 1
Пункт 3
3. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе»:
подпункт 6) пункта 3 статьи 134 после слов «разнообразия и генофонда,» дополнить словами «сохранения и воспроизводства казахских пород собак,».
Пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.Рассматриваемая поправка (дополнение) предусматривает, что сохранением и воспроизводством казахских пород собак будут заниматься казенные предприятия (то есть государственные предприятия на праве оперативного управления).
Вместе с тем, необходимо учитывать, что перечни сфер деятельности государственных предприятий, содержащиеся в статье 134 Закона «О государственном имуществе», вытекают из принципов создания деятельности государственных предприятий, закрепленных в предшествующей статье 133 того же закона.
Пунктом 2 статьи 133 Закона «О государственном имуществе» предусмотрено, что «Государство создает государственные предприятия в следующих случаях:
1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;
3) осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;
4) отсутствия либо низкого уровня развития конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Сфера сохранения и вопроизводства казахских пород собак не относится ни к одному из четырех перечисленных случаев. Это ни государственная монополия, ни стратегический государственный объект, ни вопрос национальной безопасности и обороноспособности.
Можно напомнить, что ранее закон предусматривал и пятый случай – «когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан», что позволяло государству создавать госпредприятия практически в любой сфере. Однако, в рамках общей политики государства по сокращению государственного участия в экономике, развитию конкуренции данный случай был исключен Законом от 3 января 2022 года. Соответствующие изменения были внесены и Предпринимательский кодекс в части участия государства в предпринимательской деятельности.
Поэтому, в настоящее время следует руководствоваться только подпунктами 1) – 4) пункта 2 статьи 133 Закона «О государственном имуществе» и пунктом 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса.
 

 

 

Примечание: Иные замечания концептуального характера. Необходимо отметить, что закрепления Казахстана в статусе страны происхождения национальных пород собак должен быть реализован не формально через закрепление такого статуса через национальный закон, а реализован в статусе страны происхождения в различных международных кинологических центрах. Собаководство во всем мире осуществляется под эгидой кинологических организаций, в чьи функции входит стандартизация пород собак и обеспечение единства критериев развития и экспертизы породы в разных странах.

Племенное собаководство в Республике Казахстан необходимо регулировать Положением о племенной работе, утвержденным Решением Кинологической организации. Положение должно устанавливает, что в племенном собаководстве Казахстана признаются родословные (национальные) собаки, зарегистрированных в казахстанской родословной книге, родословных книгах других международных организаций — членов FCI, а также родословных книгах американского (АКС), английского (АКК) и канадского (ККС) клубов собаководства (эти страны членами FCI не являются). Каждая из названных кинологических организаций имеет собственный список пород собак, а также собственную классификацию пород.

Попытка организовать эту работу через административные механизмы, есть вмешательство государства в работу общественных организации и является формальным исполнением поручения Главы государства, ведущим к увеличению государственного аппарата и бюджетным затратам.

Следует отметить, что нормы о национальных породах охотничьих собак - породы тазы, тобет, были введены в законодательство о животном мире еще Законом от 25 января 2012 года. Рассматриваемый же законопроект идет по пути заурегулирования на уровне законодательного акта ряда вопросов, которые должны решаться даже не в нормативных правовых актах, а в актах саморегулируемых организаций, а также создает возможность создания новых государственных коммерческих юридических лиц, обладающих монопольным правом развития породы, установления требований. Это противоречит направлениям политики государства на сокращение участия в предпринимательской деятельности, на сокращение числа и функций разных «национальных операторов», занимающих монопольное положение, на сокращение числа работников квазигосударственного сектора и т.д.

 

 

 

Секретарь

Комитета по конституционному законодательству,

судебной системе и правоохранительным органам                                                                                  К. САФИНОВ

Поделиться