Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

СТ от имени Сафинова в головной Комитет по законопроекту О растительном мире

19.12.2022 0

Ссылка:

https://storage.yandexcloud.net/dossymbetov/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5/2022_12_19_%D0%A1%D0%A2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%20(%D0%BE%D1%81%D0%BD.%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82).docx

 

Председателю Комитета

по аграрным

вопросам, природопользованию и 

развитию сельских территорий                    

БЕКТАЕВУ А.                                                                                                                            

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан «О растительном мире»

 


п/п
Структурный
элемент
Редакция проектаРедакция предлагаемого изменения или дополненияОбоснование
12345
1.ПреамбулаНастоящий Закон регулирует общественные отношения и устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.Исключить.В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона «О правовых актах» в случаях, когда необходимо разъяснить цели, основания принятия нормативного правового акта и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
В данном случае в преамбуле говорится о предмете регулирования (общественных отношениях), что, как правило, излагается в отдельной норме нормативного правового акта.
При этом, содержание преамбулы изложено юридически некорректно – не уточняется, какие именно «общественные отношения регулирует закон, какие «правовые основы» государственной политики устанавливает. При этом, согласно статье 8 законопроекта разработка «основных направлений государственной политики в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира» относится к компетенции Правительства.
 
2.Статья 3Статья 3. Цели, задачи и принципы законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления  и использования растительного мира
1. Целями законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира являются:
1) обеспечение регулирования отношений в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира во всем его многообразии;
2) создание правовых основ для сохранения природного разнообразия и генофонда дикорастущих растений, их рационального использования.
2. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира являются:
1) обеспечение государственного регулирования;
2) научное обеспечение деятельности по охране, защите, восстановлению и использованию растительного мира;
3) обеспечение общественного контроля;
4) развитие международного сотрудничества.
3. Охрана, защита, восстановление и использование растительного мира основывается на следующих принципах:
1) признания общегосударственной значимости и приоритета сохранения растительного мира как фактора обеспечения устойчивости окружающей среды и благоприятной среды для жизни;
2) устойчивого сохранения преимущественно в естественных условиях произрастания видов растений, их популяций и сообществ, а также мест их произрастания;
3) рационального использования растительного мира;
4) платности за пользование растительными ресурсами в порядке специального пользования растительным миром;
5) неотвратимости наказания за нарушение требований
законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
6) возмещения вреда и потерь растительного мира;
7) доступности информации в области охраны, защиты,
восстановления и использования растительного мира и участия общественности в принятии решений в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.
ИсключитьВ соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона «О правовых актах» текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.
Все положения статьи 3 законопроекта не отвечают этим требованиям.
Так, целями законодательства названы «обеспечение регулирования отношений» и «создание правовых основ», хотя и то, и другое являются не целями, а свойствами любого нормативного правового акта.
К числу задач отнесено «обеспечение государственного регулирования». При этом неясно, чем «обеспечение государственного регулирования» отличается от «обеспечения регулирования», которое названо целью? Остальные три из четырех задач касаются обеспечения: научных исследований, общественного контроля и международного сотрудничества, то есть явно не основных задач регулирования. При этом общественному контролю в законопроекте посвящена только одна, да и то отсылочная норма.
Принципы законодательства включают в себя ряд общеправовых принципов, как неотвратимость ответственности (а не наказания, как указано в законопроекте, поскольку наказание относится только к уголовной ответственности). Такой принцип, как «признание общегосударственной значимости» не имеет правового содержания.
 
3.Статья 8
Подпункт 2)
Статья 8. Компетенция Правительства Республики  Казахстан в области охраны, защиты, восстановления  и использования растительного мира
Правительство Республики Казахстан:
 
2) осуществляет права владения, пользования и распоряжения растительным миром;
.
Подпункт 2) статьи 8 законопроекта исключить.В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан  «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». Согласно подпункту 4) статьи 66 Конституции, Правительство организует управление государственной собственностью.
Подпунктом 9) статьи 9 Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» предусмотрено, что Правительство «организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности».
Таким образом, норма о том, что Правительство «осуществляет права владения, пользования и распоряжения растительным миром» противоречит Конституции и Конституционному закону.
 
4.Статья 14Статья 14. Охрана растительного мира от пожаров
1. Охрана растительного мира от пожаров осуществляется местными исполнительными органами, собственниками земельных участков, землепользователями и водопользователями, пользователями растительного мира в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. В случае возникновения пожаров в местах произрастания растений местные исполнительные органы, собственники земельных участков, землепользователи и водопользователи, пользователи растительного мира принимают незамедлительные меры по их локализации и тушению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. В целях обеспечения пожарной безопасности растительного мира в период высокого класса пожарной опасности в лесах, на землях всех категорий
запрещаются работы по выжиганию сухой растительности (стерни, соломы, пожнивных и иных растительных остатков), за исключением мероприятий по ликвидации очагов распространения карантинных объектов и чужеродных видов вредителей и болезней растений с соблюдением требований пожарной безопасности. В целях снижения опасности возникновения пожаров, а также в случае хозяйственной необходимости допускается выкашивание сухой прибрежно-водной растительности по согласованию с уполномоченным государственным
органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
 
Статью 14 законопроекта исключить.Вопросы охраны растительного мира от пожаров» являются предметом регулирования не этого закона, а Закона  от 11 апреля 2014 года № 188-V «О гражданской защите». Статья 61 этого закона устанавливает, что правовое регулирование в области пожарной безопасности – это установление в нормативных правовых актах Республики Казахстан обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К этим актам относятся технические регламенты, правила пожарной безопасности, инструкции и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, содержащие требования пожарной безопасности.
Вопросы охраны растительного мира от пожаров должны отражаться в  Правилах пожарной безопасности, утвержденных приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 21 февраля 2022 года № 55.
 
5.Глава 7
(статьи 21, 22)
Глава 7. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (РАБОТЫ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Статья 21. Организация научных исследований (работ)  в области охраны, защиты, восстановления  и использования растительного мира
1. Научные исследования (работы) в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира осуществляются с целью:
1) оценки состояния видов растений, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, эндемичных и реликтовых видов растений, образуемых ими популяций, сообществ и экологических систем, изучения
влияния на них природных и техногенных факторов;
2) разработки научных основ для проведения работ по инвентаризации, ведению государственного мониторинга и государственного кадастра растительного мира;
3) разработки научных рекомендаций в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, сохранения генофонда растительного мира, а также для разработки нормативов в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира и нагрузок на экологическую систему;
4) сбора, систематизации, изучения, хранения и использования ботанических коллекций и коллекций генетических ресурсов растений;
5) разработки научного обоснования мер по сохранению разнообразия дикораcтущих растений и естественных природных ландшафтов;
6) проведения научно-технических экспертиз в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
7) разработки правовых и экономических механизмов в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
8) участия в международных исследовательских программах и проектах.
2. Организация и ведение научных исследований (работ) в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о науке.
 
Статья 22. Ботанические коллекции и коллекции  генетических ресурсов растений
1. К ботаническим коллекциям относятся:
живые коллекции растений ботанических садов, дендрологических парков и иных видов особо охраняемых природных территорий, дендрариев (арборетумов), оранжерей, питомников научных и иных организаций;
семена и другие части живых растений, сохраняемые в качестве генетического материала в специальных условиях;
гербарии и собрания различных частей ископаемых растений.
2. К коллекциям генетических ресурсов растений относятся:
национальные коллекции, представляющие собой собрание ценных и уникальных образцов генетических ресурсов растений, сохраняющиеся в соответствии с требованиями международных стандартов;
исследовательско-селекционные коллекции, которые содержат образцы различного генетического материала растений и формируются для решения конкретных научно-исследовательских, общеобразовательных и селекционных задач;
временные исследовательские коллекции, которые формируются на основе образцов, полученных из исследовательско-селекционных и иных коллекций для обеспечения научно-исследовательских и селекционных
программ;
стержневые коллекции, состоящие из образцов генетических ресурсов растений, в минимальном количестве которых содержится основное генетическое разнообразие вида растений;
международные возвратные коллекции, представляющие собой собрание образцов мирового растительного разнообразия, переданных на хранение из международных организаций, иностранных национальных коллекций или генетических банков растений, управление которыми осуществляется на основе международных соглашений.
3. Ботанические коллекции и коллекции генетических ресурсов растений создаются научными организациями, природоохранными организациями, имеющими статус природоохранной и научной организации, иными юридическими, а также физическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Ботанические коллекции и коллекции генетических ресурсов растений могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
4. Формирование ботанических коллекций и коллекций генетических ресурсов растений осуществляется путем:
1) изъятия растений либо их частей и дериватов в местах их естественного произрастания в соответствии с настоящим Законом, лесным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики
Казахстан в области особо охраняемых природных территории;
2) приобретения документированных образцов растений либо их частей или дериватов из коллекций, либо иных растений для сохранения в собственных коллекциях на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об их отчуждении либо иным образом, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;
3) выделения из основной коллекции части, которая выполняет роль самостоятельной коллекции.
5. Ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан ботанических коллекций и коллекций генетических ресурсов растений либо входящих в их состав отдельных составляющих (растения, их части и дериваты) осуществляются в соответствии с правилами формирования, хранения, учета и использования ботанических коллекций, коллекций генетических ресурсов растений.
6. Собственники ботанических коллекций и коллекций генетических ресурсов растений обязаны поставить их на учет.
 
Главу 7 (статьи 21, 22) законопроекта исключитьВопросы, регулируемые в статьях 21, 22 законопроекта, не относятся к предмету регулирования данного закона.
В статье 21, озаглавленной «организация научных исследований (работ)» говорится преимущественно о целях. Собственно «организации» посвящен только один пункт, носящий отсылочный характер.
Вопросы «ботанических коллекций», указанные в статье 22, должны быть решены на уровне подзаконных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Неясно также, почему все вопросы научных исследований в специальной главе свободятся только к ботаническим коллекциям?
6.Статья 28
Часть вторая
Статья 28. Пользование растительным миром для  личного и домашнего использования
Пользование растительным миром для личного и домашнего использования осуществляется физическими лицами в целях сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных растительных ресурсов, за исключением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.
Сбор физическими лицами для личного и домашнего использования дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных растительных ресурсов разрешается в пределах норм, утвержденных решением местного представительного органа области, города республиканского значения и столицы по представлению местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы.
Часть вторую статьи 28 законопроекта исключитьНорма устанавливает пределы сбора дикорастующих ягод, грибов и т.д. для личного использования, то есть для потребления (жизнеобеспечения).
Неясно, почему такое потребление должно быть нормировано в принципе, и, кроме того, почему такие нормы могут быть различными в разных регионах. Как местные представительные органы могут решить, кто и в какой области или городе может потребить какое количество ягод и т.д.?
Кроме того, в статье 10 законопроекта о компетенции местных представительных органов ничего не говорится о том, что они устанавливают какие либо нормы сбора для личного и домашнего использования.
 
7.Глава 10,
статьи 33, 34
    Глава 10. УВЕДОМЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
   Статья 33. Уведомления в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира
   1. Уведомлению в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира подлежат:
1) заготовка (сбор) дикорастущих растений для фармацевтических, продовольственных и технических нужд;
2) интродукция и (или) акклиматизация растений;
3) вывоз с территории Республики Казахстан и ввоз на территорию Республики Казахстан генетических ресурсов растений согласно обязательствам по Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, участником которой является Республика Казахстан.
2. Осуществление деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, допускается при условии направления уведомления в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
3. Уведомления направляются физическими и (или) юридическими лицами в: местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы при заготовке (сборе) дикорастущих растений для фармацевтических, продовольственных и технических нужд; ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения при: интродукции и (или) акклиматизации растений; вывозе с территории Республики Казахстан и ввозе на территорию Республики Казахстан генетических ресурсов растений согласно обязательствам по Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, участником которой является Республика Казахстан.
 
    Статья 34. Уведомительный порядок
1. Уведомления в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира направляются не менее чем за десять рабочих дней до предполагаемой даты осуществления деятельности, указанной в пункте 1 статьи 33 настоящего Закона.
К уведомлению прилагаются:
для заготовки (сбора) дикорастущих растений для фармацевтических, продовольственных и технических нужд:
1) сведения, содержащие информацию о земельном участке, объеме и периоде заготовки (сборе) дикорастущих растений; 25
2) согласие собственника земельного участка или землепользователя на заготовку (сбор) дикорастущих растений или правоустанавливающий документ;
3) материалы ресурсного обследования;
4) квитанция об оплате за пользование растительными ресурсами в порядке специального пользования растительным миром, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
для интродукции и (или) акклиматизации растений:
1) сведения, содержащие информацию о: происхождении посадочного материала, семян и их количестве; месте, объеме и сроках (периоде) посадки, посева растений;
2) карантинный сертификат на посадочный материал, семена (при внутригосударственной перевозке);
3) акт карантинного фитосанитарного контроля и надзора, выдаваемый государственным инспектором по карантину растений (при импорте);
4) паспорт на семена и (или) паспорт на посадочный материал;
5) рекомендации природоохранной и научной организации на интродукцию и (или) акклиматизацию растений;
для вывоза с территории Республики Казахстан и ввоза на территорию Республики Казахстан генетических ресурсов растений согласно обязательствам по Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, участником которой является Республика Казахстан:
1) обоснованное заключение для доступа к генетическим ресурсам растений, выданное соответствующим государственным органом;
2) фитосанитарный сертификат;
3) национальный сертификат для доступа к генетическим ресурсам растений, выданный национальным координационным центром;
 4) договор о доступе к генетическим ресурсам растений.
2. Государственные органы, осуществляющие прием уведомления в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, в течение десяти рабочих дней обязаны представить согласие либо мотивированный отказ на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 33 настоящего Закона, подлежащей уведомительному порядку. В случае представления государственным органом мотивированного отказа деятельность может быть осуществлена только при условии устранения оснований отказа.
      Исключить. 
 
  Главу 10 законопроекта, посвященной уведомлениям в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, предлагается исключить как дублирующую положения Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».   
    Уведомительный порядок осуществления деятельности относится к предмету регулирования Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», в котором данному порядку посвящена отдельная глава 8. К указанному закону имеется также приложение № 3, устанавливающий перечень уведомлений  о начале или прекращении определенных видов деятельности.      
 
8.Статья 44.Статья 44. Возмещение вреда, причиненного растительному миру
1. Возмещение вреда, причиненного растительному миру, осуществляется в порядке уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности за незаконное изъятие, заготовку (сбор), повреждение или гибель дикорастущих растений.
2. Размер возмещения вреда растительному миру определяется соответствующими территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с базовыми ставками для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.
Статью 44 законопроекта исключить.Возмещение причиненного вреда регулируется нормами гражданского и экологического законодательства.
Кроме того, возмещение вреда не осуществляется «в порядке уголовной или административной ответственности», а только в рамках ответственности гражданско-правовой, даже в тех случаях, когда гражданский иск рассматривается вместе с уголовным делом.
Размер возмещения вреда во всех случаях определяется судом.
Государственный орган может установить только размер вреда (но не возмещения).
Подпунктом 5) пункта 1 статьи 9 законопроекта уже предусмотрено, что уполномоченный орган «утверждает базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира».
 
9.Глава 15
Статьи 46-53
 
  Глава 15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ
 Статья 46. Государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
  Статья 47. Субъекты и объекты государственного контроля в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
   Статья 48. Виды проверок в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
    Статья 49. Порядок осуществления проверок в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений с посещением субъекта (объекта) контроля
 
  Статьи 46-49 законопроекта исключить.  
 
 
   Нет необходимости загромождать текст проекта Закона «О растительном мире», включая в виде отдельной главы нормы о государственном контроле, когда имеется кодифицированный акт – Предпринимательский кодекс, глава 13 которого, включающая в себя 28 статей, посвящена вопросам государственного контроля и надзора.
 
 
 
 
 
 
10.Статья 50  Статья 50. Акты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
Актами должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений, являются:
1) протокол об административных правонарушениях;
2) акт о результатах проверки;
3) предписание:
об устранении выявленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
о запрещении или приостановлении хозяйственной деятельности физических и юридических лиц без судебного решения на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд (при этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до устранения выявленных нарушений или вынесения судебного решения);
4) постановление:
о привлечении виновных лиц к административной ответственности либо в случае уголовно наказуемого деяния – передаче материалов в правоохранительные органы в случае нарушения законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
об изъятии незаконно добытых объектов регулирования, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, а также использованных для этого приспособлений, механизмов и транспортных средств для временного хранения до вынесения судебного решения.
 
Статью 50 исключитьНет никакой необходимости во введени специальной «общей нормы» об «актах должностных лиц».
Все эти «акты» предусмотрены законодательством и имеют различный правовой режим.
Так, например, протокол об административных правонарушениях и постановление о наложении административного взыскания предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, которым установлено, кто именно из должностных лиц имеет право составлять протоколы и выносить постановления.
Акты проверки предусмотрены Предпринимательским кодексом и т.д.
 
Подобные нормы об «актах» имеются в других законодательных актах Республики Казахстан, например, в статье 53 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-II «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
Однако, следует учитывать, что те законы принимались около 20 лет назад, при соответствующем состоянии правовой системы Казахстана, до принятия законодательства о государственном контроде, об административных процедурах и т.д.
Поэтому их наличие не может служить оправданием для использование устаревших приемов правовой регламентации.
 
11.Статья 51
Пункт 1
Подпункты 2), 5), 6), 7)
   Статья 51. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений, имеют право:
1) осуществлять патрулирование на закрепленных территориях Республики Казахстан в целях выявления несанкционированного изъятия дикорастущих растений;
2) останавливать физических лиц, транспортные средства на участках выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, а также в местах въезда и выезда из этих участков, производить их досмотр;
3) осматривать у лиц, находящихся на участках заготовки (сбора) растительных ресурсов и при выезде из них, документы на право пользования растительным миром;
4) определять размеры вреда, причиненного в результате нарушения законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, предъявлять к виновным лицам претензии о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
6) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
7) выносить постановления:
о привлечении виновных лиц к административной ответственности либо в случае уголовно наказуемого деяния – передаче материалов в правоохранительные органы в случае нарушения законодательства Республики Казахстан в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира;
об изъятии незаконно добытых объектов регулирования, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, а также использованных для этого приспособлений, механизмов и  транспортных средств для временного хранения до вынесения судебного решения.
На должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений, также распространяются иные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 154 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
 2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений, обеспечиваются форменной одеждой со знаками различия (без погон).    
 
 
Подпункты 2), 5), 6) и 7) пункта 1 статьи 51 законопроекта исключить.Законопроект предоставляет по сути неограниченное ничем и беконтрольное право должностных лиц останавливать физических лиц и транспортные средства и производить их досмотр.
Неясно, что понимается под «участками выявленных нарушений», под которыми может понимать вообще любое место.
Проводить личный досмотр вправе только лица, указанные в статье 791 Кодекса об административных правонарушениях, и в строговом соответствии с правилами, установленными этой статьей.
 
 
Правомочия по составлению протоколов, выдаче предписаний и вынесению постановлений предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.
12.Статья 53    Статья 53. Общественный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений
Общественный контроль в области охраны, защиты, восстановления и использования дикорастущих растений осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статью 53 законопроекта исключитьНосит отсылочный характер
13.Статья 54Статья 54. Разрешение споров в области охраны,  защиты, восстановления и использования  растительного мира
Споры в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, предоставления растительного мира в пользование регулируются в порядке, установленном законодательством Республики
Казахстан.
В статье 54 законопроекта слово «регулируются» заменить словом «разрешаются».Юридическая техника
14.Статья 57Статья 57. Порядок применения настоящего Закона
Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Принятые до введения в действие настоящего Закона нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
В части первой статьи 57 законопроекта слово «правоотношениям» заменить словом «отношениям».В соответствии с требованиями статьи 43 Закона «О правовых актах».

 

 

Примечание: Иные замечания концептуального характера.

Растительный мир назван в пункте 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан одним из природных ресурсов. Вопросы растительного мира и экологии тесно связаны между собой, и соответственно, возникает вопрос о целесообразности принятия отдельного законодательного акта «О растительном мире», и о его месте в существующей системе законодательства, о соотношении его с имеющимися законодательными актами:

В Казахстане, как известно, правовое регулирование вопросов защиты компонентов природной среды идет по пути кодификации. Был принят Экологический кодекс, причем последний в 2021 году.

Кроме того, действует отдельный Закон от 3 июля 2002 года № 331-II «О защите растений».

Значительное число вопросов охраны и использования растительного мира урегулировано Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях».

Действует Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года. При этом, Лесной кодекс предусматривает, что иной растительный мир, кроме лесов, его охрана и использование регулируются специальным законодательством.

А в рассматриваемом законопроекте закрепляется, что «общественные отношения в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира, расположенного на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий, а также в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, регулируются специальным законодательством Республики Казахстан».

Поэтому для земель в лесах и в заповедниках у нас будет одна защита растений, а в других местах – другая?

В результате возникает вопрос о месте данного законопроекта в системе экологического законодательства, о его соотношении с другими законодательными актами (кроме перечисленных, вопросы использования и охраны растительности регламентируются также и в других законах)?

Почему все эти вопросы не могут быть решены путем внесения соответствующих изменений в законодательные акты (которые и вносятся «сопутствующим» законом о внесении изменений и дополнений)?

По существу, основной новеллой, оправдывающей появление нового закона, является появление нового вида платежа – платы за пользование растительными ресурсами в порядке специального пользования растительным миром, которая будет предусмотрена в Налоговом кодексе и в соответствии с поправками в Бюджетный кодекс будет взиматься в областной бюджет. Но у нас и так любое природопользования осуществляется на принципах платности. Приведет ли установление новой платы к росту числа и размера платежей, которые должны будут уплачивать граждане?

В рассматриваемом законопроекте много норм, не отвечающих критериям, установленным пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан о том, какие вопросы должны регулироваться на уровне законодательных актов, принимаемых Парламентом. Многие нормы должны были бы найти отражение в подзаконных нормативных правовых актах – о научных исследованиях, международном сотрудничестве, зеленых насаждениях и др.

Многие нормы дублируют положения иных законодательных актов – Предпринимательского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Закона «О разрешениях и уведомлениях и т.д.

 

 

Секретарь

Комитета по конституционному законодательству,

судебной системе и правоохранительным органам                                                                                  К. САФИНОВ

Поделиться