Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Сенатор выступил с содокладом на заседании Комитета

31.10.2022 0

Уважаемый Али Абдикаримович, уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 2023-2025 годы основан на базовом сценарии бюджетного планирования, при котором уровень прогнозируемой инфляции: в 2023 году- 7,5-9,5%, в 2024 году-4-5%, с 2025-2027 гг-3-4%. Но проанализировав текущую ситуацию мы видим, что реальные показатели прогнозируемой инфляции совершенно иные. Еще в июле месяце на заседании Правительства Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отмечал, что уровень продовольственной инфляции достиг практически 20%, а некоторые продукты подорожали сразу на 80%. Волокита со строительством оптово-распределительных центров, низкая эффективность стабфондов приводит к стремительному росту цен на товары первой необходимости. Цены на муку выросли на 33 процента, на макаронные изделия и птицу — на 30 процентов, на хлеб — на 17 процентов, а на растительное масло — на 16 процентов. Рост цен на товары и услуги составляет 14,5%, что соответствует самому высокому уровню с 2015 года.

Сложная ситуация складывается и в сельском хозяйстве. Так, по данным Министерства сельского хозяйства, средний износ машинно-тракторного парка составляет порядка 80%. Доля крайне изношенных основных видов сельхозтехники (старше 15 лет) составляет: тракторов - 79%, комбайнов - 54%, сеялок - 86%, жаток - 63%. При требуемом технологическом уровне обновления 10 - 12,5% в год на сегодняшний день обновление происходит лишь в пределах 1-3%. Такая ситуация приводит к нарушению агротехнических технологий, приводя к снижению урожайности и высоким затратам. Данные показатели оказывают существенное влияние на продовольственную безопасность страны. Ускорение темпов обновления технического парка сельского хозяйства будет осуществлено за счет совершенствования мер господдержки на приобретение с/х машин и оборудования, в том числе путем выработки новой политики субсидирования.

На сегодня 854 сельхозтоваропроизводителям (СХТП) реализовано в лизинг 172 комбайна и 879 единиц тракторов на сумму 37, 8 млрд. тенге. Реализация программы продолжается. Кроме того, в целях нивелирования расходов аграриев из-за удорожания сельхозтехники в рамках проводимых мероприятий по внесению изменений в Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, актуализируются лимиты стоимости сельхозтехники для расчета субсидий исходя из стоимости, сложившейся в текущем году.

Расходы Министерства сельского хозяйства на 2023 год составят 491 млрд.тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 291 млрд.тенге. Снижение расходов бюджета на 65 млрд. тенге по сравнению с прошлым годом происходит за счет отсутствия финансирования на микрокредитование в сельских населенных пунктах и малых городах. При формировании республиканского бюджета на 2023 – 2025 годы, Министерством была направлена бюджетная заявка согласно потребностям областей на 2023 год в сумме 44,6 млрд. тенге с планом выдачи 8,7 тыс. микрокредитов, на 2024 год в сумме 46,8 млрд. тенге с планом выдачи 9 тыс. микрокредитов, на 2025 год в сумме 48,8 млрд. тенге с планом выдачи 9,4 тыс. микрокредитов. Однако, Министерством финансов Республики Казахстан (далее – Минфин) данные средства не были поддержаны. В этой связи, при первом уточнении бюджета на 2023 – 2025 годы, Министерством по потребности областей будет повторно направлена бюджетная заявка для рассмотрения Минфином.

Касательно сокращения расходов на закуп фуражного зерна. На сегодняшний день Продкорпорацией сформировано фуражного фонда на 183,8 тыс. тонн зерна или (92%) (103 889 тн. + 38 253 тн+41 697 тн) из запланированных 200 тыс. тонн. В этой связи, в случае возникновения потребности в средствах, Министерством в установленном законодательном порядке будут заявлены при уточнении республиканского бюджета на 2023 год либо при формировании республиканского бюджета на 2024-2026 годы.

Увеличение финансирования на развитие растениеводства, ветеринарии, управление земельными ресурсами в целом на 16 млрд.тенге позволит приобрести 49 единиц спецавтотранспорта, достигшего 100% износа, обновить лабораторное оборудование, приобрести компьютерную технику. А также провести порядка 73 млн диагностических, бактериологических и вирусологических исследований по болезням животных и птиц.

В рамках формирования республиканского бюджета 2023-2025 годы, Министерством финансов для финансирования программы инвестиционного субсидирования поддержаны средства на сумму 355 117 230,0 тыс.тенге, в том числе:

на 2023 год – 115 117 230,0 тыс.тенге;

на 2024 год – 120 000 000,0 тыс.тенге;

на 2025 год – 120 000 000,0 тыс.тенге.

        В рамках предусмотренных средств, планируется просубсидировать инвестиционные проекты и привлечь инвестиции в 2023 году – 405,0 млрд.тенге, в 2024 году – 432,0 млрд.тенге, в 2025 году – 422,2 млрд.тенге.

В рамках формирования республиканского бюджета 2023-2025 годы, Министерством финансов РК для субсидирования программы финансового оздоровления субъектов АПК поддержаны средства на сумму 72 391,0 тыс. тенге, в том числе:

 в 2023 году – 58 343,0  тыс. тенге;

 в 2024 г. – 14 048,0 тыс. тенге.

Финансирование программы субсидирования ставок вознаграждения позволит в 2023 году дополнительно привлечь в отрасль порядка 227,1 млрд. тенге кредитных средств.

Указанные меры поддержки в 2023 году позволят просубсидировать – 15 690 субъекта АПК, в 2024 году – 12 534 субъекта АПК, в 2025 году – 12 063 субъекта АПК.

Финансирование бюджетной программы по масштабированию проекта по повышению доходов сельского населения в сумме 52,3 млрд тенге позволит жителям сельских населенных пунктов и малых городов создать сельхозкооперативы и развивать деятельность участников якорной кооперации. Бюджетный кредит сроком на 7 лет на возвратной основе планируется выдать 11606 человек с целью масштабирования пилотного проекта Жамбылской области для снижения безработицы.

В целом, уважаемые депутаты, бюджет на предстоящий трехлетний период прежде всего направлен на полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств государства, а также обеспечение качественного и устойчивого развития экономики в текущих условиях. В связи с этим, прошу вас поддержать.

Депутатами сформирована дополнительная потребность в финансировании по направлениям развития.

В связи с этим, уважаемые коллеги, предложения членов нашего Комитета сведены в сравнительную таблицу. Предлагаю направить в головной комитет.

 

Спасибо за внимание.

Поделиться