Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

«О техническом регулировании» (не головной).

22.12.2020 0

Справка

по проекту Закона Республики Казахстан

«О техническом регулировании»

 

Проект Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» разработан в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан Токаева К.К. о необходимости подготовки закона о техническом регулировании в новой редакции, озвученного на расширенном заседании Правительства                   24 января 2020 года.

Проект закона состоит из 48 статей, и включает в себя следующую структуру:

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Технические  регламенты

Глава 3. Оценка соответствия

Глава 4. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования

Глава 5.Заключительные положения.

Принятие Законопроекта направлено на решениедвух ключевых  задач: наведение порядка на рынке и реализация конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей, которые будут решены следующими способами:

1. Формирование механизма оперативного реагирования при государственном контроле.

Будет осуществлен переход от контроля субъектов к контролю объектов, то есть будет контролироваться безопасностьсамой продукции. Для этого будет усовершенствованапроцедура отбора образцов продукции, представляющей угрозу жизни, без уведомления субъекта контроля для целей ее проверки на соответствие требованиям безопасности.

В целях оперативного изъятия небезопасной продукции по результатам подтвержденных испытаний, а также запрета выпуска продукции в обращение, не прошедшей сертификацию, внедряется институт надзора за рынком.

Это не предполагает тотального повсеместного контроля. Все будет отслеживаться в «онлайн» режиме в информационной базе. Проверки будут осуществляться только по схеме: выявление - испытание – изъятие с рынка.

2. Обеспечение достоверности процедур оценки соответствия продукции

Законопроектом введится запрет выпуска продукции в обращение без наличия сертификатов на продукцию, а также закреплен исчерпывающий круг заявителей на оценку соответствия (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, импортер, продавец).

Вводится понятие и прописаны права «владельца» сертификата соответствия.

Кроме того, будет обеспечено внедрение фото-видео фиксации испытаний, подтверждения компетенции экспертов-аудиторов, установлению требования к наличию испытательной базы/оборудования, что позволит обеспечить достоверность результатов испытаний, проводимых при сертификации.

3. Повышение конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей через применение инструментов технического регулирования.

Переформатирована деятельность экспертных советовдля выработки отраслевой переговорной позиции.

Это позволит решить проблемы, связанные с недостаточностью применения технического регулирования в отраслях, на сегодня переговорная позиция формируется в пассивном режиме, действующие Экспертные советы, созданные для организации этой работы, существуют не во всех министерствах либо формально, вследствие чего зачастую выносятся не согласованные между министерствами позиции либо с разногласиями от бизнеса.

Установлен правовой механизм создания для бизнеса системы добровольной сертификации, что позволит предпринимателям получить конкурентные преимущества в рыночном сегменте, особенно при участии в тендерах, регулируемых закупках, а потребителям - удовлетворение их запросов.

Пересмотрен порядок разработки национальных технических регламентов, путем введения нормы о необходимости формирования перечней взаимосвязанных стандартов к ним, включающих применение национальных и (или) межгосударственных стандартов.

Наделение органа по аккредитации функцией органа мониторинга соответствия надлежащей лабораторной практики для осуществления мониторинга соответствия испытательных лабораторий принципам GLP, что позволит признавать казахстанские протокола испытаний на доклинические (неклинические) виды испытаний для лекарственных средств, химических веществ, минеральных удобрений и др.

4.Цифровизация реестра государственной системы технического регулирования

Цифровизация предусматривает формирование Реестра государственной системы технического регулирования на единой платформе. Реестр будет базовым информационным справочником технического регулирования и основным пользовательским инструментом всех участников процесса сертификации и государственного контроля и интегрирован с общими процессами Евразийской экономической комиссии.

При рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в рабочую группу поступило 253 предложений постоянных комитетов и депутатов Мажилиса, которые были обсуждены на пятнадцати заседаниях рабочей группы, расширенных заседаниях Комитета по экономической реформе и развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан с участием представителей заинтересованных министерств, ведомств, представителей бизнес-сообщества и экспертов.

В ходе работы рабочей группы над законопроектом депутатами Мажилиса и Правительством Республики Казахстан внесены поправки, направленные на:

улучшение норм, касающихся государственной системы технического регулирования, а также субъектов и объектов технического регулирования;

возможность выдачи документов об оценке соответствия на территории республики не только в электронной форме, но и на бумажных носителях в соответствии с правом Евразийского экономического союза;

принятие декларации об общей безопасности продукции как добровольного акта;

конкретизацию норм, касающихся реестра государственной системы технического регулирования как электронной базы данных, а также уточнение норм, связанных с функционированием информационной системы технического регулирования, как целостной системы, интегрированной со всеми необходимыми базами данных, в том числе в области метрологии и стандартизации;

возможность произведения отбора образцов продукции по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта контроля и надзора на всех стадиях выпуска продукции в обращение, а также определение оснований для такого отбора;

конкретизацию условий обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов;

уточнение норм, связанных с расходами по перевозке, хранению, уничтожению, утилизации, переработке изъятой продукции.

Вместе с тем, конкретизированы нормы по нарушениям, при которых применяются правоограничительные меры оперативного реагирования в виде изъятия продукции и запрета выпуска продукции в обращение, разделяя их по случаям, когда несоответствие продукции требованиям технических регламентов представляет общественно опасные последствия, а также, когда такое нарушение не представляет опасность, например при ошибках нанесения маркировки на продукцию.

Также для недопущения возможности необоснованного запрета ввоза продукции производителей из стран Евразийского экономического союза на внутренний рынок приняты нормы по учету данных и сведений из Единого реестра Евразийского экономического союза.

Поделиться