Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом»

07.12.2021 0

Справка

к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам внедрения трехзвенной модели с

разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом»

(далее – законопроект)

 


О положениях законопроекта.

Первое, на прокурора возлагается обязанность по составлению обвинительного акта по делам предварительного следствия.

При этом следователь свои выводы по результатам расследования будет излагать в отчете о завершении расследования.

Внедрение нововведения планируется осуществить:

- с 22 года по особо тяжким преступлениям, расследуемым органами внутренних дел, антикоррупционной службы и службы экономических расследований;

- с 23 года по коррупционным преступлениям;

- и с 24 года по всем остальным категориям дел предварительного следствия.

Второе. В целях оптимизации и упрощения уголовного процесса дознание и ускоренное расследование предлагается завершать составлением протокола, как по уголовным проступкам.

Протокол будет утверждаться прокурором с направлением дела в суд.

Третье. В целях упрощения формы завершения дел ускоренного досудебного расследования предусмотрели, что такое расследование будет заканчиваться составлением протокола, который также будет утверждаться прокурором с направлением дела в суд.

Четвертое. Предусмотрели право следователя выносить в неотложных случаях постановление о признании лица подозреваемым с последующим получением согласия прокурора.

Это ситуации, когда признание лица подозреваемым и его допрос невозможен до согласования с прокурором ввиду:

- отдаленности места следственных действий;

- риска утраты доказательств и невозможности допроса в качестве свидетеля, имеющего право на защиту (когда оно застигнуто на месте преступления или непосредственно после его совершения, на него показывают очевидцы, или на его одежде, жилище обнаружены следы преступления).

Пятое. По инициативе Верховного Суда в законопроект включили поправки о регламентации сроков содержания подсудимого под стражей на стадии главного судебного разбирательства по делам об особо тяжких преступлениях. Предлагается установить срок содержания под стражей до восемнадцати месяцев, с возможностью продления каждый раз не более чем на месяц. 

Также расширяется перечень решений выносимых судом кассационной инстанции (усилить наказание, применить дополнительное наказание, изменить меру пресечения, вид учреждения, признать рецидив, внести изменения по основаниям, не указанным в представлении, протесте или ходатайстве, если при этом не ухудшается положение осужденного и другие).

В ходе устранения замечаний Администрации Президента в законопроект включены предложенные Верховным Судом поправки в УПК, касающиеся процедурных вопросов, связанных с вынесением приговоров и пересмотром дел в апелляционной и кассационной инстанциях.  

Они были рассмотрены и одобрены на заседании Межведомственной рабочей подгруппе по мониторингу УК и УПК, но не включены в законопроект, т.к. не соответствовали Концепции законопроекта и по ним отсутствовало решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем.

Справочно:

1) о дополнении порядка разрешения отвода следственному судье, рассматривающему жалобу на действия, решения прокурора, органов уголовного преследования;

2) о коллегиальном, в составе 3 судей, решении вопроса о вынесении дела на рассмотрение в кассацию;

3) о предоставлении судам первой инстанции права самостоятельно устранять технические, арифметические ошибки;

4) о рассмотрении в апелляции дел средней тяжести судьей единолично;

5) об уточнении содержания краткого протокола судебного разбирательства;

6) о провозглашении судом апелляционной инстанции только вводной и резолютивной части приговора, постановления;

7) о вынесении одного акта, в случае принятия апелляционной инстанцией решения о вынесении нового приговора;

8) о возможности самостоятельного инициирования прокурором производства по вновь открывшимся обстоятельствам по ходатайствам участников процесса и другие.

Поделиться