Доклад Шайдарова С.Ж. на Правительственном часе на тему «Развитие жилищного строительства в Республике Казахстан: проблемы и пути решения»
Проект доклада Шайдарова С.Ж.
на Правительственный час от 25 ноября т.г.
Құрметті Ольга Валентиновна!
Құрметті әріптестер, Үкімет сағатына қатысушылар!
Мемлекет Басшысы тұрғын үй біздің азаматтарымыз үшін қашанда күрделі сұрақ деп атап өткен болады.
Социальное благополучие неразрывно связано
с жилищным вопросом, решение которого является первоочередной задачей государства.
Вместе с тем, решая социальные проблемы, жилищное строительство становится одним из драйверов экономического роста Казахстана.
Сегодня в строительном секторе занято более 637 тысяч человек. Это порядка 17,5% от всех занятых в реальном секторе экономики страны.
В данной отрасли действуют более 50 тысяч компаний, что составляет около 42% от общего числа предприятий реального сектора экономики.
Кроме того, активное развитие жилищного строительства позволило привлечь в 2021 году 2,4 трлн. тенге инвестиций, что на 19,1% больше уровня 2020 года.
Складывающаяся тенденция привела к тому, что доля строительства в валовом внутреннем продукте составляет
более 6% и является одной из самых значимых
для несырьевой отрасли.
Жилищное строительство оказывает мультипликативный эффект, стимулируя экономический рост
и деловую активность, обеспечивая потребности населения
не только в жилье, но и в рабочих местах.
Наряду с этим, хотел бы обратить внимание
на системные проблемы и барьеры, сдерживающие развитие сферы жилищного строительства.
Остановлюсь на наиболее значимых проблемах.
Первое. Низкое качество строительных объектов.
Решить эту проблему уполномоченный орган пытается
посредством цифровизации.
Однако, на наш взгляд, информационные системы, например, «Е-Курылыс», только фиксируют нарушения,
но не способствует минимизации дефектов и их устранению
и тем более улучшению качества построенных объектов.
Можно привести пример из средств массовой информации.
В микрорайоне Зердели города Алматы из-за некачественного строительства в настоящее время ведется снос двух аварийных домов, предназначенных
для 108 человек из числа социально уязвимых слоев населения. При этом для сноса требуется более чем в 4,5 раза больше финансовых средств, чем было затрачено
на строительство (снос - 2,8 млрд. тенге, строительство в ценах 2012-2014 годов - 600 млн. тенге).
Даже не хочется думать, что могло бы быть, если в этих домах проживали бы люди и случилась авария.
Поэтому Правительству необходимо совершенствовать систему контроля в строительстве путём сертификации инженерного персонала и аккредитации строительных компаний, начиная с этапа проектирования и до самого завершения строительства.
Второе. Несовершенство механизма государственных закупок в сфере строительства.
Сегодня одна и та же компания может быть определена победителем по нескольким конкурсам в разных областях страны.
При этом большая часть работ, впоследствии, передается на субподряд, а иногда и многоступенчатый субподряд.
Такая практика приводит к невыполнению подрядчиками своих договорных обязательств, снижению качества строительства, а также к росту цен от одного субподрядчика
к другому.
В связи с чем, объекты консервируются, подвергаются
частичному разбору и требуют дополнительных средств
на их завершение или восстановление.
Приведу пример. По данным Счётного комитета,
возведение двух 120 квартирных домов в одном городе страны (Турксибский район г.Алматы), начатое в 2014 году
и при нормативной продолжительности строительства
11 месяцев, не завершено до сих пор (с 2020 года объекты законсервированы).
При этом удорожание проекта составило уже более 21%
(с 3,3 до 4 млрд. тенге). Подобные примеры имеются в каждом регионе страны.
Считаю, что в решении данной проблемы необходимы новые подходы.
Поэтому Правительству нужно, максимально исключив человеческий фактор, углубить цифровизацию посредством установления в портале государственных закупок автоматизированных лимитов на участие и победу
в конкурсах одной компании с учетом её материально-технических и трудовых ресурсов.
Третье. Нарастающее удорожание строительства.
По данным Счетного комитета, строительные материалы формируют до 65% стоимости жилого здания в сметах строительных объектов.
Поэтому любое колебание на рынке, как и развитие собственного строительной индустрии, напрямую влияют
не только на себестоимость строительства, но и, в целом,
на темпы жилищного строительства.
По данным АО «Казиндастри», структура отрасли производства стройматериалов страны имеет выраженную сырьевую направленность.
В Казахстане недостаточно предприятий, производящих продукцию высокой степени переработки.
Так, согласно данным Бюро национальной статистики, доля импорта по 18 ключевым строительным материалам превышает 50%.
При этом важно отметить, что импорт строительных материалов на отечественный рынок за январь-август
2022 года увеличился почти на 3%, до 799,5 млн. долларов США.
В то же время, за этот период в Казахстане в натуральном выражении снизилось производство облицовочных керамических кирпичей (-11,5%), изделий из бетона (-6,7%), силикатных и шлаковых кирпичей (-14%), портландцемента (-0,4%), сборных строительных конструкций (-3,3%), товарного бетона (-13,3%).
Неопределенная ситуация сложилась в производстве цемента и извести, когда предприятия в среднем в год загружены на 65% (объем производства - 9 млн. тонн, производственные мощности - 13 млн. тонн). Разницу составляет импорт, приходящий из России и стран Евразийского экономического союза, который ограничивает возможность отечественных предприятий по дозагрузке своих мощностей.
В целом, складывающаяся обстановка на фоне нарушения импортных цепочек привели к тому, что в прошлом году произошло удорожание фактически всех видов строительных материалов на 50%, а по некоторым материалам - на 100%.
При этом отмечу, что с учетом имеющих производственных мощностей и местного сырья в Казахстане существует потенциал по импортозамещению продуктов «среднего передела».
Поэтому перед уполномоченным государственным органом стоит задача по форсированному развитию производства строительных материалов.
Для этого была утверждена Дорожная карта
по детальной реализации проектов строительной индустрии до 2025 года, предусматривающей реализацию
157 проектов.
Теперь Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с акиматами важно не только довести
до логического завершения все намеченные проекты,
но и обеспечить полное покрытие потребности
в стройматериалах на уровне регионов и страны в целом.
Четвёртое. Пересмотр подходов по определению социально уязвимых слоёв населения, нуждающихся
в жилье.
Буквально недавно возник общественный резонанс касательно исключения «неполных семей» из программы «Бақытты отбасы», предусматривающей возможность получения жилья по льготной ставке кредитования
в 2% годовых. Такое решение было принято по ряду причин.
Одной из главных из них, по мнению Министерства труда
и социальной защиты населения, является двукратное увеличение фиктивных разводов за 2019-2020 годы с целью получения поддержки государства (2019 год - 27,4 тысяч,
2020 год - 59,8 тысяч разводов).
Возможно, доля правды в этом есть.
Однако нужно понимать, что сегодня в жилье нуждаются более 148 тысяч неполных семей, из которых 60% имеют доходы ниже 1 прожиточного минимума. Получение кредитного жилья под 5% годовых для большей части таких семей станет непосильной ношей.
Поэтому считаю, что уполномоченным государственным органам нужно всесторонне изучить данный вопрос, определить механизм получения кредитного жилья под 2% годовых для реально нуждающихся неполных семей, включая внесение изменений в действующие программы
по обеспечению жильем данной категории населения.
Также хотел бы обратить внимание на один парадоксальный вопрос.
Сегодня в очереди на получение жилья до сих пор
стоят 88 ветеранов Великой Отечественной войны.
При этом еще в 2015 году сообщалось, что все ветераны получили жилье.
Многие из ветеранов уже приблизились к столетнему рубежу. И без принятия оперативных мер, получение жилья для многих из них так и останется несбыточной мечтой.
Пятое. Отсутствие программ по обеспечению жильём в сельской местности.
В Казахстане, по данным Министерства национальной экономики, насчитывается 6 293 сельских населенных пунктов, в которых проживает 41% населения или 7,8 млн. человек.
В то же время, в сельской местности сосредоточено только 35% жилищного фонд страны или 137,5 млн. м2
(всего - 387,7 млн. м2).
На одного жителя сельской местности приходится
19,8 м2 общей площади жилых помещений. В то время как
на городского - 25,5 м2, то есть больше в 1,3 раза.
При этом такой разрыв будет только увеличиваться,
так как сегодня в программных документах по обеспечению населения жильём отсутствуют направления по развитию жилищного строительства в сельской местности.
Шестое. Нехватка свободных земельных участков.
Хочу обратить внимание на то, что города-миллионники могут столкнуться с проблемой исчерпания свободных
от государственного фонда земельных участков, обеспеченных необходимых инфраструктурой, инженерными
и коммунальными услугами.
Такая проблема уже сегодня характерна для города Алматы, где в условиях жилищного бума, темпы строительства школ, детских садов и поликлиник уже отстают в 3 раза.
При этом согласно Генерального плана развития города Алматы и проекта детальной планировки, в рамках комплексной реконструкции территории и сноса ветхих строений, предусмотрено 104 школы и 230 детских садов.
Аналогичная ситуация складывается и в столице,
где из-за нехватки социальных объектов, в одной из школ
в начале текущего учебного года за парты сели 18 первых классов.
Поэтому, учитывая эти проблемы, Правительству
нужно пересмотреть подходы по разработке Генеральных планов городов в части необходимости прогнозирования равномерного строительства жилья и социальных объектов
с учетом государственного земельного фонда.
Как известно, более 40% всего жилищного строительства приходится на индивидуальных застройщиков (2021 год -
7 150,4 тыс. м2).
В условиях дефицита свободных земель строительство субъектами предпринимательства осуществляется
на земельных участках, приобретаемых самостоятельно
у третьих лиц, с последующим изменением их целевого назначения.
При этом собственник обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
К примеру, по информации Палаты предпринимателей г.Астана, в случае строительства жилого комплекса
на площади 1-2 га, стоимость изменения целевого назначения земельного участка будет варьироваться от 33,4 до 267,3 млн. тенге.
Таким образом, стоимость изменения целевого назначения земельных участков для целей строительства является существенной финансовой нагрузкой
на инвесторов.
Как итог, в целях сокращения издержек, предприниматели вынуждены искать «обходные» пути.
Одним из таких путей является сложившаяся сегодня
в столице практика, когда после выкупа земельных участков
у третьих лиц в границах отвода, инвестор отчуждает указанные земельные участки в пользу государства (путем добровольного нотариально заверенного отказа), а затем получает их в порядке статьи 71 Земельного кодекса.
Поэтому сегодня Правительству нужно выработать оптимальный механизм решения данного вопроса с учетом интересов государства и необходимостью создания условий для наращивания темпов жилищного строительства.
Уважаемые участники Правительственного часа!
Нужно понимать, что масштабность и глубина имеющихся проблем представляют угрозу для обеспечения положительной динамики жилищного строительства.
Поэтому важно принятие оперативных и эффективных
мер по дальнейшему развитию данной отрасли.
От этого напрямую зависят экономический рост
и социальное благополучие казахстанцев.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.