Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Выступление депутата Сената Парламента РК Ершова С.М. на IX сессии Карагандинского областного маслихата

29.06.2017 0

Қайрлы күн құрметті депутаттар!

Құрметті әріптестер! Қымбатты достарым!

 

Сіздерді көргеніме өте қуаныштымын! Бұл - менін Сіздермен бірінші кездесуім. Қала және аудан мәслихаттары депутаттарымен көп кездестым, бірақ өкінішке орай, сіздермен кездесудің еш сәті түспеді.

Накануне, в Парламенте  были рассмотрены и утверждены отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год. Была проведена большая работа Постоянными Комитетами Сената и Мажилиса по детальному обсуждению основных параметров исполнения республиканского бюджета.  Позвольте вкратце остановится на основных итогах рассмотрения указанных документов.

Несмотря на негативные факторы и экономические трудности положительной основой реализации республиканского бюджета в 2016 году составили: поддержка социальной сферы и создание условий для экономического роста. Это было достигнуто путем реализации государственной  программы «Нұрлы жол» и других социально-ориентированных программ.

В отчетному году  доходы республиканского бюджета составили более 7,5 трлн. тенге. Из них свыше 4 трлн. тенге - налоговые поступления и более 3 трлн. тенге - поступления за счет трансфертов.

Реальный рост ВВП к 2015 году составил 101 %, однако в таких важных отраслях экономики как промышленность, объем добычи нефти и газового конденсата, торговля, информация и связь, а также экспорт товаров наблюдается снижение показателей.

В части доходов, можно отметить следующие факторы, которые вызывает сегодня обеспокоенность у депутатского корпуса:

1. Доля налоговых поступлений по сравнению с 2013 годом снизилась с 68 % до 55 %. При этом доля трансфертов выросла с 30 % в 2013 году до 40 % в 2016 году.

2. Зависимость республиканского бюджета от средств Национального фонда усиливается, и значимого развития реального сектора экономики не наблюдается. Хотя, по словам Правительства в ближайшей перспективе доля трансфертов из Национального фонда в финансировании расходов постепенно будет сокращаться и составит 2 трлн. тенге в 2020 году.

3. Особую тревогу вызывает негативная ситуация с поступлениями в Национальный фонд. Так, по сравнению с 2015 годом поступления в Национальный фонд сократились более чем в 8 раз.

В итоге средства Нацфонда на конец 2016 года снизились до 24 трлн. тенге, что на 2 трлн. тенге или на              7 % меньше уровня 2015 года.

Хотелось бы отметить, что бюджет уточнялся дважды, в марте и в октябре. Соответственно упомянутым уточнениям, 31 раз подвергалось изменению Постановление Правительства, принятое в реализацию республиканского бюджета, причем 17 изменений приходится на 4 квартал. Данные факты свидетельствуют об отсутствии системного подхода при корректировке Постановления Правительства, что значительно усложняет процесс реализации бюджета.

Расходы освоены на 98,3%, или исполнены на 8 трлн. 501 млрд. тенге.  Из них половина расходов были направлены на социальную сферу, что составляет   порядка 4 трлн.тенге. Их доля к ВВП достигли 7,2%.

В каждом своем выступлении депутаты Парламента отмечали неэффективность расходования бюджетных средств. В результате проведенных Счетным комитетом аудиторских мероприятий выявлено, что порядка 46 % всей охваченной проверками суммы составляют различные нарушения, а это почти половина бюджета!!!

В процессе рассмотрения отчетов на рабочих группах были выявлены факты, которые свидетельствуют о том, что должного контроля над освоением республиканских средств как государственными органами, так и квазигосударственным сектором, нет.

При рассмотрении Отчета Правительства большую обеспокоенность у депутатов вызывала проблема роста государственного долга, который с 2012 года вырос в 6 раз (!) и составил порядка 5 трлн. тенге.

Дефицит бюджета сложился в сумме 741 млрд. тенге, или на 161 млрд.тенге меньше, чем запланировано. Таким образом объем дефицита бюджета к ВВП составил 1,7% при плане 2%.

По словам Правительства в среднесрочном периоде планируется финансирование дефицита бюджета осуществлять только за счет внутренних источников и довести его уровень до 1% к ВВП. Кроме того, операции по внешнему заимствованию холдингов и национальных компаний будут на особом контроле у Правительства. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Парламенте.

На совместном заседании Палат Парламента в ходе рассмотрения отчетов депутаты подвергли резкой критике работу Правительства по исполнению республиканского бюджета за 2016 год. Правительству были даны следующие рекомендации:

1. ускорить структурные преобразования доходов бюджета с целью замещения трансфертов из Национального фонда поступлениями от несырьевой экономики;

2. принять меры по повышению эффективности налогового администрирования в целях исключения потерь бюджета;

3. более тщательно планировать расходы и более ответственно исполнять плановые показатели бюджета;

4. усилить контроль за субъектами квазигосударственного сектора со стороны государственных органов, для чего нужно выработать единые критерии оценки их деятельности. Эти критерии должны отражать реальную картину в данном секторе экономики. При этом оценка деятельности должна осуществляться как в целом по сектору, так и посубъектно;

5. предусмотреть в бюджетной системе не только наказание за неисполнение плановых показателей, но и стимулирование их качественного и своевременного достижения. В этой связи сочетание неотвратимости наказания и правильной мотивации, будет являться ключевым фактором качественного осуществления государственных функций не только в бюджетной, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности государства.

6. необходимо принять меры по снижению государственного долга и роста внешнего заимствования, а также долга квазигосударственного сектора.

Это то, что касается деятельности депутатов Парламента по обсуждению отчетов об исполнении республиканского бюджета.

В части деятельности Сената Парламента по рассмотрению и принятию законов Республики Казахстан хочу отметить следующее.

С начала работы второй сессии Сенатом Парламента было проведено двадцать три заседаний Палаты, где были рассмотрены 83 законодательных актов, в том числе 13 самостоятельных законов, 39 законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и 31 законов о ратификации международных актов. 

Основная часть законов направлена на правовое обеспечение  нового этапа реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов» по всесторонней модернизации Казахстана.

К сожалению, за недостатком времени у меня не получиться более подробно рассказать вам о принятых Парламентом страны законов за вторую сессию. В начале июля намечается выезд в регион, где я проведу встречи со своими избирателями и более подробно расскажу им об итогах законотворческой деятельности  Сената Парламента за эту сессию. В связи с этим, приглашаю вас - депутатов областного маслихата принять участие в вышеуказанных встречах.

Благодарю за внимание.

 

Поделиться