Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Выступление Сенатора Абдикерова Р. на заседание Сената Парламента РК по заслушиванию ответа на депутатский запрос членов Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам по вопросам безопасности дорожного движения, озвученный 6 сентября.

27.09.2018 0

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПАРЛАМЕНТІ

 СЕНАТЫНЫҢ ОТЫРЫСЫ

 

2018жылғы27қыркүйек

 

 

Отырысты Қазақстан Республикасы Парламенті Сенатының Төрағасы Қ.К.ТОҚАЕВ жүргізді.

 

ТӨРАҒА. Құрметті депутаттар,енді Конституциялық заңнама,сот жүйесі және құқық қорғау органдары комитеті депутаттарының жол жүру қауіпсіздігі мәселелері бойынша депутаттық сауалына жауап туралы мәселені қараймыз.

 

ТӨРАҒА. Құрметті депутаттар, бүгінгі мәселе айқын. Депутаттық сауалға жауап беру үшін сөз Ішкі істер министрінің орынбасары Ерлан Заманбекұлы Тұрғымбаевқа беріледі.

 

ТҰРҒЫМБАЕВ Е.З. Құрметті Қасым-Жомарт Кемелұлы, құрметті депутаттар! Біздің еліміздің жолдарында азаматтардың өмірі мен денсаулығын сақтау - Ішкі істер министрлігінің ең басты міндеттерінің бірі.

Алдын ала қабылданған заңнамалық және практикалық іс-шаралар жолдардағы апаттылық жағдайды жақсартуға мүмкіндік береді.

Статистика бойынша бүгінгі күні елімізде автокөліктің саны 4 миллион 300 мыңнан астам болуына қарамастан тек соңғы 5 жылда жол-көлік оқиғаларының саны 27 пайызға, қайтыс болған азаматтардың саны 31 пайызға және жарақат алғандар 25 пайызға дейін төмендеді. Бұл ретте өлім көрсеткіші 100 мың адамға шаққанда 18-ден 12-ге дейін төмендеді. Ресейде бұл көрсеткіш - 13, Қырғызстанда - 15, Румыния мен Болгарияда - 8, Еуропа бойынша орташа 5 адамды құрайды.

Нәтижесінде, егер 2007 жылы Қазақстан осы көрсеткіш бойынша әлемдік рейтингте соңғы орында болса, өткен жылдың қорытындылары бойынша біз ортаңғы орынға шықтық.

Жол қауіпсіздігін қамтамасыз ету үшін Ішкі істер министрлігі мемлекеттік және жергілікті атқарушы органдармен бірлесіп, негізгі бағыттағы іс-шараларды жүзеге асыруда.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Уважаемые депутаты!

В 2014 году был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О дорожном движении», который позволил выстроить четкую систему прав и обязанностей всех уполномоченных органов, а также физических и юридических лиц, которые вовлечены в сферу дорожного движения.

В том же году была усилена ответственность за наиболее грубые нарушения правил дорожного движения, как:

- управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения;

-                    выезд на полосу встречного движения;

-                     превышение скорости;

-                     движение по пешеходным дорожкам, тротуарам;

-                     нарушение правил парковки и стоянки автотранспорта.

При этом за управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения лицами, будучи лишенными такого права, введена уголовная ответственность. Это статья 346 Уголовного кодекса, часть первая.

Только в прошлом году было привлечено к уголовной ответственности более 2700 граждан, а в этом году - уже около 2000 граждан.

Одновременно были приняты меры по усилению контроля на дорогах страны.

Ежегодно дорожно-патрульной полицией выявляется свыше 2,5 миллиона административных правонарушений. Только с начала этого года уже выявлено почти 18 тысяч фактов управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, свыше 136 тысяч нарушений правил пользования телефоном во время движения и более 18 тысяч фактов неиспользования детских удерживающих устройств при перевозке детей.

На особом контроле находятся вопросы соблюдения скоростного режима, так как в болынинстве случаев происшествия с летальным исходом связаны именно с данным видом нарушения. В текущем году выявлено более 590 тысяч фактов превышения скорости.

За грубые нарушения правил дорожного движения судами подвергнуты административному аресту 2,2 тысячи человек, 25,5 тысячи человек лишены права управления автотранспортом.

Определенная работа ведется по пресечению нарушений с участием водителей свадебных картежей, со стороны которых в текущем году было выявлено свыше 250 нарушений. Все эти факты освещались в средствах массовой информации.

Кроме того, среди участников дорожного движения была проведена своевременная разъяснительная работа о недопустимости выхода из транспортного средства пассажиров во время его движения, это так называемые флешмобы. Буквально недавно на интернет-пространстве эти ролики распространялись, призывали, чтобы во время движения пешеходы выходили и танцевали. Поэтому была проведена работа со всеми лицами, которые распространяли эти видеоролики, также со всеми водителями, которые это допускали. В результате такие флешмобы в Казахстане не получили распространения.

При поддержке местных исполнительных органов повсеместно внедряются автоматические системы фиксации нарушений правил дорожного движения. Если три года тому назад на дорогах насчитывалось не более 200 камер фиксации, то в настоящее время их уже свыше 3300, с помощью которых выявляется до 30 процентов от всех регистрируемых нарушений правил дорожного движения. То есть здесь человеческий фактор практически исключен.

В этом направлении необходимо отметить положительный опыт города Астаны, где в рамках проекта государственно-частного партнерства в прошлом году была начата работа по оснащению 400 перекрестков и 300 линейных участков дорог камерами фиксации «Сергек», с помощью которых выявлено свыше 259 тысяч нарушений скоростного режима и проезда на запрещающий сигнал светофора.

В настоящее время функциональные возможности камер фиксации «Сергек» расширяются, в ближайшее время с их помощью будут выявляться и фиксироваться нарушения правил пользования телефоном во время движения, ремнями безопасности, остановки и стоянки транспортных средств, выезд на встречную полосу и другие очевидные нарушения правил дорожного движения.

В целом их применение только в городе Астане позволило заметно повысить дисциплину водителей и снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 20 процентов, число погибших - на 50 процентов и раненых - на 21 процент.

В текущем году планируется приступить к реализации аналогичных проектов в городе Алматы, Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях, где ситуация намного сложнее, также планируется их расширение в городе Алматы.

Наряду с этим в рамках реализации проекта «Единый реестр административных правонарушений» в деятельность дорожно-патрульной полиции активно внедряются планшетные устройства, с помощью которых инспекторы имеют возможность составить электронный протокол, проверить повторность совершения правонарушения, а также на предмет наличия задолженности по штрафам. Практически электронный протокол исправить нельзя, как на бумажном носителе, данные, которые будут внесены, автоматически падают на центральный сервер, и все нарушения, которые были зафиксированы, остаются в том виде, в котором они есть.

До конца текущего года планшетами будут оснащены 92 процента сотрудников, осуществляющих контроль за дорожным движением.

Кроме того, Министерством внутренних дел совместно с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры и Государственной корпорацией «Правительство для граждан» принимаются меры по информированию граждан о наличии штрафов через портал электронного Правительства.

В пунктах оказания государственных услуг, во всех специальных центрах обслуживания населения и центрах обслуживания населения стоят терминалы, через которые можно увидеть наличие штрафов любому гражданину, также посредством направления СМС-уведомления гражданам. В части СМС-уведомления граждан данный проект разработан, система работает, но полностью охват будет только с 1 января 2019 года, после того как регистрация сотовых телефонов всех граждан Республики Казахстан будет идти по их ІМЕІ, тогда мы сможем на е-шаіі отправлять информацию о наличии штрафов.

К лицам, которые не уплатили штраф в добровольном порядке, в соответствии с законодательством принимаются меры принудительного взыскания. В прошлом году на принудительное взыскание частным судебным исполнителям было направлено порядка тысяч постановлений о наложении штрафов, в текущем году - 190 тысяч. В результате этих мер уровень взыскаемости в прошлом году был доведен до 79 процентов. В частности, за нарушение правил дорожного движения на сумму 24 миллиарда скоростного режима и проезда на запрещающий сигнал светофора.

В настоящее время функциональные возможности камер фиксации «Сергек» расширяются, в ближайшее время с их помощью будут выявляться и фиксироваться нарушения правил пользования телефоном во время движения, ремнями безопасности, остановки и стоянки транспортных средств, выезд на встречную полосу и другие очевидные нарушения правил дорожного движения.

В целом их применение только в городе Астане позволило заметно повысить дисциплину водителей и снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 20 процентов, число погибших - на 50 процентов и раненых - на 21 процент.

В текущем году планируется приступить к реализации аналогичных проектов в городе Алматы, Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях, где ситуация намного сложнее, также планируется их расширение в городе Алматы.

Наряду с этим в рамках реализации проекта «Единый реестр административных правонарушений» в деятельность дорожно-патрульной полиции активно внедряются планшетные устройства, с помощью которых инспекторы имеют возможность составить электронный протокол, проверить повторность совершения правонарушения, а также на предмет наличия задолженности по штрафам. Практически электронный протокол исправить нельзя, как на бумажном носителе, данные, которые будут внесены, автоматически падают на центральный сервер, и все нарушения, которые были зафиксированы, остаются в том виде, в котором они есть.

До конца текущего года планшетами будут оснащены 92 процента сотрудников, осуществляющих контроль за дорожным движением.

Кроме того, Министерством внутренних дел совместно с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры и Государственной корпорацией «Правительство для граждан» принимаются меры по информированию граждан о наличии штрафов через портал электронного Правительства.

В пунктах оказания государственных услуг, во всех специальных центрах обслуживания населения и центрах обслуживания населения стоят терминалы, через которые можно увидеть наличие штрафов любому гражданину, также посредством направления СМС-уведомления гражданам. В части СМС-уведомления граждан данный проект разработан, система работает, но полностью охват будет только с 1 января 2019 года, после того как регистрация сотовых телефонов всех граждан Республики Казахстан будет идти по их ІМЕІ, тогда мы сможем на е-шаіі отправлять информацию о наличии штрафов.

К лицам, которые не уплатили штраф в добровольном порядке, в соответствии с законодательством принимаются меры принудительного взыскания. В прошлом году на принудительное взыскание частным судебным исполнителям было направлено порядка 380 тысяч постановлений о наложении штрафов, в текущем году - 190 тысяч. В результате этих мер уровень взыскаемости в прошлом году был доведен до 79 процентов. В частности, за нарушение правил дорожного движения на сумму 24 миллиарда 381 миллион тенге было взыскано 19 миллиардов 289 миллионов тенге.

Множество законов, регламентов, правил и стандартов, которые регулируют сферу дорожного движения, вопросы ответственности, взыскания штрафов и внедряемые инновации в этой области требуют высокого профессионализма от наших сотрудников. Действительно, мы часто подвергаемся критике со стороны граждан в средствах массовой информации, что наши сотрудники некомпетентны. Часто это вызывает нарекания и со стороны государственных органов.

В то же время сегодня из 12 тысяч почти 80 процентов должностей дорожно-патрульной полиции - это рядовой и сержантский состав, не имеющий соответствующего образовательного уровня и заработной платы. Для того чтобы закрыть этот пробел, мы принимаем ряд мер.

Информативно я хотел бы сказать, что на сегодняшний день сержант дорожно-патрульной полиции с 10-летним стажем работы получает заработную плату 73 тысячи тенге, офицер - 102 тысячи тенге. В этой связи при финансовой поддержке акимов с прошлого года проводится поэтапный перевод сержантских должностей дорожно-патрульной полиции в офицерские. Уже переведено почти 3000 сотрудников, или 35 процентов. К чему это ведет? Во-первых, повышается образовательный уровень сотрудников полиции, практически мы принимаем туда лиц, имеющих высшее юридическое образование (бакалавриат или магистратуру), во-вторых, повышается заработная плата. Тем самым пробелы, которые имелись в образовательном уровне, устраняются.

В трех регионах эта работа уже завершена. На сегодняшний день полностью переведены на офицерские должности сотрудники в Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областях, а в семи областях эта работа проведена частично. Это в городе Астане, Атырауской, Алматинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях.

Кроме того, министерством ежегодно проводится изучение профессионализма командного состава строевых подразделений с принятием зачетов по боевой и служебной подготовке.

С прошлого года введено, что командиры строевых подразделений, которые руководят непосредственно дорожно-патрульной полицией, а именно командиры полков, батальонов, рот, в течение двух дней сдают тесты на знание законодательства, по физической подготовке, а также огневой подготовке. Только за два года было освобождено от должностей 16 командиров подразделений.

Также сотрудниками министерства с целью ужесточения контроля за служебной деятельностью ежемесячно проводятся негласные проверки. С начала года негласным проверкам были подвергнуты практически все регионы нашей страны.

По всем фактам нарушений законности, в том числе беспричинных остановок транспортных средств к дисциплинарной ответственности привлечено 229 сотрудников, восемь командиров были освобождены от занимаемой должности.

Была пересмотрена и организация работы патрульных нарядов. На сегодняшний день 70 процентов личного состава обеспечивают охрану общественного порядка и 30 процентов - дорожную безопасность. При этом преимущественно обеспечение надзора за дорожным движением осуществляется автопатрулями. Сотрудникам дорожно-патрульной полиции запрещено выходить на дороги без видеорегистратора. Видеорегистраторы имеются у 97 процентов личного состава. Они контролируют всю ситуацию на автодороге, в то же время фиксируют те действия, которые совершил сам патрульный полицейский.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, уважаемые депутаты, нужно признать, что лишь только полицейскими мерами невозможно в полной мере обеспечить надлежащий уровень безопасности на дорогах. Как показывает статистика, в настоящее время на дорогах имеются две наиболее серьезные проблемы - это лобовые столкновения на высоких скоростях (до 20 процентов) и наезды на пешеходов (до 32 процентов), на которые приходится более половины смертей на автодорогах.

Очевидно, что для защиты граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий необходимо строительство разноуровневых транспортных развязок и пешеходных переходов, а также разделительных ограждений на автодорогах, которые физически разделяли бы транспортные потоки, тем самым препятствуя совершению столкновений транспортных средств и исключая наезды на пешеходов. Практически каждое лобовое столкновение происходит со смертельным исходом.

К примеру, с введением многополосных дорог с разделительными ограждениями по направлению «Астана - Боровое» (2009 год) и «Астана - Караганда» (2017 год) смертность в результате дорожно-транспортных происшествий на этих двух участках снизилась в три раза. Как видите, разделительные ограждения хорошо себя зарекомендовали. В этой связи сейчас мы совместно с Министерством по инвестициям и развитию разрабатываем предложения по внесению изменений в стандарты и строительные нормы в части применения бетонных разделительных ограждений, которые не только препятствовали бы выезду транспорта на встречные полосы, но и защищали водителей от ослепления светом фар встречных машин. Тем самым мы хотим чуть выше поднять стандарт по высоте бетонных блоков.

Вместе с тем таких дорог, построенных по современному стандарту, к сожалению, у нас все еще мало, всего лишь 2709 километров, или 11 процентов, а количество разноуровневых пешеходных переходов на всю страну не превышает 130, и то болыная часть приходится на город Алматы (64).

Безусловно, строительство дорог и необходимой инфраструктуры для участников дорожного движения требует долгосрочных инвестиций и не может быть решено одномоментно. Вместе с тем есть недорогие инженерные решения, которые позволят улучшить безопасность на автодорогах. В частности, рассматриваются вопросы, чтобы на всех загородных трассах предусмотреть переходы для прогона скота. Происходит немало происшествий с тяжкими последствиями, когда водители бьются с внезапно вышедшими на проезжую часть животными, особенно крупнорогатым скотом и лошадьми и особенно в ночное время. Уделяется особое внимание дорожным знакам и разметкам и их недостаче. Во многих случаях они не соответствуют новым требованиям. В частности, мы сейчас практикуем использование знаков и разметок с высокой светоотражающей способностью, чтобы водители могли заблаговременно различать, особенно в ночное время суток, при необходимости снизить скорость и принять другие меры безопасности.

В городах необходимо переходить на регулирование дорожного движения с помощью умных светофоров, которые сами производят расчет интенсивности потока транспортных средств и гибко переключают режимы светофора на определенных участках, тем самым разгружая пробки на автодорогах и способствуя безаварийному движению.

В частности, сегодня пилотный проект реализуется в городе Астане. На 10 перекрестках ставятся такие аппаратные комплексы, которые смотрят поток движущихся машин. Если вы заметили, иногда некоторые светофоры не переключаются в течение 2-3 минут. То есть прогоняется основной поток машин и потом переключается на второстепенную дорогу. Тем самым режим переключения светофора в утреннее и вечернее время, когда у нас основные заторные явления на автодорогах, эти светофоры начали регулировать. По примеру Астаны мы хотим внедрить и в других регионах.

Также на трассах республиканского значения мы хотим установить системы экстренного оповещения, как в Европе. Там через каждые 2-3 километра ставятся специальные пульты оповещения, где есть только одна красная кнопка, обозначенная буквами «808». В случае аварии либо необходимости экстренной помощи человек подходит, нажимает эту кнопку (там есть система видеоконтроля) и говорит о произошедшем происшествии на том или ином участке трассы.

На сегодняшний день на трассах республиканского значения только 40 медико-спасательных пунктов, конечно, весь Казахстан они не покрывают. Хотя бы за счет таких систем телефонного оповещения мы могли бы экстренно реагировать на все дорожно-транспортные происшествия, которые происходят на трассах.

В этом направлении проводится определенная работа и со стороны Министерства по инвестициям и развитию, и со стороны местных исполнительных органов, в том числе в рамках реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы.

Құрметті Қасым-Жомарт Кемелұлы, құрметті депутаттар! Еліміздегі жол қауіпсіздігін қамтамасыз ету үшін Ішкі істер министрлігі мемлекеттік және жергілікті атқарушы органдармен бірлесіп тұрақты түрде іс-шараларды жүзеге асырады.

Баяндама аяқталды.

Назарларыңызға рақмет.

 

ТӨРАҒА.Құрметті депутаттар,сұрақтарға көшеміз.

Сенатор Әбдікеров сұрақ қояды.

ӘБДІКЕРОВ Р.Рақмет.Менің сұрағым Инвестициялар және даму министріне.

Құрметті Жеңіс Махмұдұлы!Жол қозғалысының қауіпсіздігiн қамтамасыз ету жолдың сапасына да тікелей байланысты екені белгілі.Осыған орай елімізде соңғыбес жылда көлік жолдарының құрылысы мен жөндеу жұмыстарына1триллионнан астам теңге бөлінген.Алайда республикалық бюджеттен бөлінген қаржы өзін толықтай ақтамай отыр,себебі халықаралық рейтинг көрсеткішінде Қазақстан көлік жолдарыныңсапасы бойынша138елдің ішінде.108-ші орында екен.Бұл көңіл көншітпейтін статистикалық деректерге осы саладағы жемқорлықтың белең алуы басты себепболып отырғаны жасырын емес.

Мысалы,Мемлекеттік қызмет істері және сыбайлас жемқорлыққа қарсыіс-қимыл агенттігінің ақпараты бойынша соңғы үш жылда жол мәселесіне байланысты жемқорлық бағытында100-ге тарта сотқа дейінгі тергеу жұмыстары жүргізілген екен.

Осыған байланысты келесі сұрақтар.Бұл салада жемқорлықты барынша азайту үшін сандық технологиялар қаншалықты қолданылуда? Осы өзекті мәселені шешу үшін басқа қандай іс-шаралар қолға алынуда?Рақмет.

 

ҚАСЫМБЕК Ж.М.Рақмет сұрақтарыңызға.Расында да,соңғы.10жылдың ішінде республикалық бюджеттен көп қаражат республикалық маңызы бар жолдарға жұмсалды.Оның нәтижесін өздеріңіз көріп жүрсіздер.Жалпы республикалық маңызы бар жолдардың сапасы қазір жоғары.

Сіз айтқан рейтинг жергілікті маңызы бар жолдарды қосады.Сондықтан осы рейтингте біз сол орында тұрмыз.Ал енді тек республикалық маңызы бар жолдарды алатын болсақ,онда бұл рейтинг бойынша біз жоғары тұратын едік.

Екінші мәселе-жергілікті жолдар.Елбасы осы жылғы Жолдауында жолдарға жыл сайын қосымша150 миллиард теңге бөлу керек деп айтып кетті, Үкіметке сондай тапсырма берді.Осы жылдан бастап біз сол қаражатты бөліп жатырмыз,50 пайызы республикалық бюджеттен( 75  миллиард), 50пайызы жергілікті бюджеттен ( 75  миллиард). Келесі жылға да солай жоспарлап отырмыз.

Соның арқасында алдағы5-6 жылдың ішінде біз жергілікті жолдардың сапасын көтереміз деп жоспарлап отырмыз.

Сіз айтқан екінші мәселе- заманауи техникамен сараптама және зерттеу өткізу,жолдарды бақылау.Бір жыл бұрын осы мәселе бойынша Елбасының тапсырмасы болды.Қазір әр облыста арнайы облыстық жол лабораториялары бар.Олар осы жылдан бастап тек қана республикалық жолдарды емес,жергілікті жолдарды да тексеретін болады.Ол мекемелер арнайы заманауи техникамен жабдықталған.Бақылау жүргізілуде.

 Сіз жаңа айтып кеттіңіз 100-ден астам қылмыс деп.Ондай ақпарат бізде жоқ.Соңғы2-3жылдың ішінде сотта қаралған қылмыстардың көлемі4-5,одан аспайды. Рақмет.

ТӨРАҒА. Сенатор Әбдікеров.

ӘБДІКЕРОВ Р. Министрдің жауабы мені қанағаттандырмады, сұрақтарға жазбаша жауап берсін.

 

ТӨРАҒА.Жақсы.қабылданды.

Басқа сұрақтар жоқ,рақмет,отырыңыз.

Құрметті депутаттар,бүгінгі талқылау өте тиімді болды деп айтуға болады.Қаралып жатқан мәселелер өте маңызды,өзекті.Дегенмен керек болатын болса,біз жазбаша жауап талап етеміз.Жалпы бұл мәселелер біздің бақылауымызда қалу керек деп ойлаймын.

Поделиться