Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

«Комсомольская правда Казахстан» (28.11.2018 г.)

29.11.2018 0

Сайт «Комсомольская правда Казахстан»

http://www.kp.kz/13316

Проект бюджета на 2019-­2021 годы: поступления уменьшились, а расходы увеличились

Создано: 28.11.2018

Депутаты сената на пленарном заседании рассмотрели проект закона «О республиканском бюджете на 2019-­2021 годы». Но вместо ожидаемого одобрения главного финансового документа страны на предстоящий трехлетний период он был возвращен в мажилис на доработку с учетом поправок сенаторов.

Объяснили свою позицию сенаторы тем, что правительство изменило в документе макроэкономические показатели на 2019-­2023 годы, в результате чего уменьшилась планируемая сумма поступлений в трехлетний бюджет на 70,3 млрд. тенге, в том числе в 2019 году - на 22,4 млрд. тенге.

Уточнение макроэкономических показателей повлияло также на изменение прогнозов поступлений в Национальный фонд. За счет предполагаемого снижения цены на нефть с 60 до 55 долларов США за 1 баррель в 2019 году ожидается уменьшение поступлений в Национальный фонд на 137,7 млрд. тенге. Тогда как расходная часть увеличилась на 150,6 млрд. тенге, в том числе в 2019 году - на 50,5 млрд. тенге.

Сенаторы предложили направить на газификацию Алматинской, Кызылординской, Туркестан­­­ской, Жамбылской областей 7,8 млрд. тенге (на 2019 год - 3,8 млрд. тенге), водоснабжение сельских населенных пунктов Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Жамбылской, Туркестанской областей - 5,9 млрд. тенге (на 2019 год - 3,7 млрд. тенге), продолжение строительства авиационной базы Национальной гвардии - 1,3 млрд. тенге в 2019 году, а также 1,9 млрд. тенге на трехлетний период - на модернизацию судебной системы и капитальный ремонт объектов Пограничной службы.

При этом сенатор Ольга Перепечина указала на ряд системных проблем при планировании бюджета. В качестве примера она назвала вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой.

- В настоящее время функции по строительству групповых систем водоснабжения закреплены за минсельхозом, внутрипоселковые системы - за Министерством по инвестициям и развитию, а ПСД разрабатывают местные исполнительные органы. В проекте бюджета мы вновь не видим согласованности между этими ведомствами, в результате процесс бюджетного планирования становится непрозрачным. Для решения данной проблемы необходимо рассмотреть вопрос объединения функций в одном госоргане, который будет отвечать за водоснабжение от источника до конечного потребителя. Это повысит эффективность вложенных госинвестиций, - сказала сенатор.

Аналогичная ситуация, по ее оценке, складывается и при реализации госпрограммы жилищного строительства. Разработчиком является Министерство по инвестициям и развитию. Местными исполнительными органами разрабатываются три проекта на строительство домов. Финансирование строительства и обустройства инженерно-­коммуникационной инфраструктуры проходит через Министерство по инвестициям и развитию, а финансирование электрических сетей - через бюджет Министерства энергетики. В итоге из­-за несогласованности действий этих го­сорганов в ряде регионов много­квартирные дома построены, а инженерно-­коммуникационная инфраструктура не подведена. Между тем на реализацию госпрограммы на предстоящее трехлетие предусмотрено 261,5 млрд. тенге, поэтому «очень остро стоит вопрос эффективности использования бюджетных средств и межсекторального взаимодействия».

В проекте бюджета, по мнению сенаторов, не в полной мере нашли отражение расходы, необходимые для реализации поручений главы государства по увеличению минимальной заработной платы в 1,5 раза с 1 января 2019 года в государственных организациях здравоохранения.

- Реализация поручения находится в зоне риска. Дополнительная потребность составляет 27 млрд. тенге. В проекте бюджета на 2019 год предусмотрено лишь 700 млн. тенге. И то только для работников госучреждений. А остальные 90%, или 717 госпредприятий здравоохранения, практически остались без повышения заработной платы. Таким образом, это направление требует дополнительного финансирования. Правительству необходимо очень взвешенно отнестись к этому вопросу. Минздраву нужно проанализировать каждое предприятие, рассмотреть вопрос дифференцированного увеличения базовых тарифов, чтобы не допустить срыва исполнения поручения президента, - посетовала Перепечина.

Автор Даирова Оксана

 

 

Поделиться