Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Заседание Конституционного Совета РК относительно исчисления сроков полномочий членов Конституционного Совета

04.02.2020 0

В Ходатайстве Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан об истолковании нормативного постановления Конституционного Совета от 16 марта 2011 года № 3 «Об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан» ставится вопрос: «Как определяется срок полномочий члена Конституционного Совета, назначаемого на должность в ходе очередного шестилетнего цикла».

Данный вопрос касается не только Мажилиса Парламента, но и других субъектов назначения членов Конституционного Совета, то есть Президента Республики Казахстан и Сената Парламента Республики Казахстан.

Поставленный в Ходатайстве вопрос является весьма актуальным. В Ходатайстве речь идет о членах Конституционного Совета, которые были назначены в связи с тем, что прежние члены Конституционного Совета прекратили свои полномочия досрочно.

За годы работы Конституционного Совета, (а он начал свою деятельность 24 года назад – в начале 1996 года) четыре человека прекратили досрочно по тем или иным причинам свои полномочия в качестве членов Конституционного Совета. Вместо них были назначены другие лица.

Кроме того, Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» в пункте 2 статьи 15 содержит широкий перечень оснований прекращения полномочий Председателя и членов Конституционного Совета. Кроме «истечения срока пребывания в должности» это еще девять различных оснований. Поэтому рассматриваемый вопрос, в принципе, может возникнуть и в будущем в отношении неопределенно широкого круга лиц.

В связи с этим следует полностью поддержать саму постановку вопроса, изложенного в рассматриваемом Ходатайстве.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что для ответа на поставленный в ходатайстве Председателя Мажилиса Парламента вопрос необходимо обратиться не только к норме абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан, официальному толкованию которой было посвящено нормативное постановление Конституционного Совета от 16 марта 2011 года, но и к другим нормам Конституции. В первую очередь, к пункту 1 статьи 71, в котором, собственно, и говорится о сроке полномочий членов Конституционного Совета. Необходимо обратиться и к переходным положениям Конституции, а именно к статье 97, которая предусматривает, что «первый состав Конституционного Совета Республики Казахстан формируется следующим образом: Президент Республики, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента назначают по одному из членов Конституционного Совета сроком на три года, а по одному из членов Конституционного Совета - сроком на шесть лет, Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики сроком на шесть лет». Кроме того, следует принять во внимание другие нормы Конституции, посвященные формированию и деятельности Конституционного Совета, в том числе нормы, регламентирующие деятельность других государственных институтов, а также нормы конституционных законов: «О Президенте Республики Казахстан»; «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Конституционном Совете Республики Казахстан».

Иными словами, ответ на рассматриваемый сегодня вопрос требует системного толкования правовых норм, в первую очередь, конституционных.

Возможно системное толкование соответствующих норм Конституции Республики Казахстан затронет и другие вопросы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике, в частности, о толковании выражений «половина членов», «каждые три года».

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу Ходатайства, хотелось бы отметить следующее. Ответ на данный вопрос на основании толкования норм Конституции и истолкования ранее принятого нормативного постановления от 16 марта 2011 года, относится к компетенции Конституционного Совета Республики Казахстан.

 

В свою очередь, наша позиция по рассматриваемому вопросу исходит из следующего:

Во-первых, согласно Конституции, Конституционный Совет является особым государственным органом, формирование и деятельность которого осуществляются в соответствии со специальными принципами. Ряд этих принципов изложен в нормативном постановлении Конституционного Совета от 16 марта 2011 года. В названном постановлении указывается, в частности, что «ротация членов Конституционного Совета выступает одним из средств достижения оптимального сочетания сменяемости и преемственности в деятельности органа конституционного контроля. Периодическое назначение членов Конституционного Совета с учетом требования абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции следует понимать, как возможность установления, в необходимых случаях, цикличности смены составов этого государственного органа».

Конституционный Совет является органом, имеющим строго определенный количественный состав членов и формируемым на паритетных началах Президентом Республики Казахстан и двумя палатами Парламента – по два члена Конституционного Совета. Соответствующие полномочия по формированию закреплены в Конституции и конституционных законах. При этом, для указанных государственных институтов назначение членов Конституционного Совета является не только правом, но и конституционной обязанностью. Ни Президент, ни Палаты Парламента не могут не назначить двух членов Конституционного Совета, в том числе и в тех случаях, когда полномочия ранее назначенного ими члена по каким-либо причинам прекратились досрочно. Пункты 2 и 3 статьи 5 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» предусмотрено, что в случае выбытия или истечения срока пребывания в должности Председатель и члены Конституционного Совета замещаются в порядке, установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом. Должности Председателя и членов Конституционного Совета замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях. Таким образом, Конституционный Совет представляет собой орган, в котором постоянно (с разрывом не более чем в месяц) должно быть одно и то же количество членов, а именно по два члена Конституционного Совета, назначенных Президентом, Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Во-вторых, подпунктом 1) статьи 57 Конституции Республики Казахстан предусмотрено, что каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты… назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета». Аналогичное правило содержится в статье 23-1 Конституционного закона Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Данная норма прямо устанавливает срок, на который назначаются члены ЦИК и Счетного комитета, но ничего не говорит о том, на какой срок Палата назначает каждого отдельного члена Конституционного Совета.

Такого же подхода придерживается и Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан», который в подпункте 1) статьи 11 устанавливает, что Президент Республики Казахстан «назначает на должность председателя и двух членов Конституционного Совета, в соответствии с конституционным законом вправе досрочно освободить их от должности» без указания конкретного срока.

В-третьих, говоря о началах формирования Конституционного Совета, необходимо отметить их коренные отличия от формирования, например, представительных органов, а также от государственной службы. При получении тем или иным лицом статуса депутата или государственного служащего, инициатива, как правило, исходит от самого этого лица. Гражданин, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 33 Конституции Республики Казахстан, реализует свое пассивное избирательное право – право быть избранным в государственные органы или право на доступ к государственной службе. Что же касается Конституционного Совета, то здесь инициатива по замещению должностей членов исходит только и исключительно от органов и лиц, производящих назначение. Ни Конституцией, ни законами не предусмотрено чье-либо право «быть назначенным членом Конституционного Совета». В нормативном постановлении Конституционного Совета от 16 марта 2011 года говорится о «праве органа, уполномоченного производить назначение в состав Конституционного Совета, а не о праве кого-либо претендовать на эту должность».

Таким образом, полагаем, что вопрос о сроке полномочий членов Конституционного Совета должен рассматриваться не через призму прав конкретных лиц на осуществление полномочий члена Конституционного Совета, а через призму действий соответствующих государственных институтов по формированию Конституционного Совета, основывающихся на вышеизложенных принципах. Иными словами, установленный пунктом 1 статьи 71 Конституции шестилетний срок полномочий должен рассматриваться как относящийся к должности члена Конституционного Совета (формируемой определенным органом и на определенный срок), а не к конкретному лицу (лицам) назначаемым на эту должность. Из нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 марта 2011 года вытекает, что повторное назначение одного и того же лица членом Конституционного Совета не означает продления его полномочий (например, увеличение с 6 до 12 лет), поскольку каждый раз срок полномочий исчисляется применительно к каждой «должности». Точно также, на наш взгляд, назначение двух лиц на одну и ту же должность, последовательно, в случае досрочного выбытия первого до истечения шестилетнего срока, не должно приводить к увеличению общего срока полномочий на данной должности.

Поделиться