Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

В Комитете Сената рассмотрен проект Социального кодекса РК и сопутствующие к нему проекты Конституционных и иных законов, а также внесение изменений в Кодекс РК Об административных правонарушениях.

15.02.2023 0

Депутатом  Ниязовой Н.И.  –  членом  Комитета  по  финансам и бюджету на Заседании Комитета рассмотрены проект Социального кодекса РК и сопутствующие к нему проекты Конституционных и иных законов, а также внесение изменений в Кодекс РК Об административных правонарушениях. 

Ниязова Н.И. – выступила с докладом, где раскрыла основные аспекты законопроектов, в том числе доложила, что проект Социального кодекса разработан во исполнение поручений Главы государства, данных в его посланиях в 2021 и 2022 годах, и консолидировал в себе 9 законов в сфере социального обеспечения.

Членам Комитета и приглашенным представителям государственных органов вкратце были доведены основные новеллы Социального кодекса.

            Первое – внедрение Цифровой карты семьи. ЦКС в качестве информационной системы будет служить инструментом электронного вестника, посредством которого семья, либо члены семьи будут проактивно информироваться о полагающихся для них господдержках исходя из их социального статуса.

Второе, трансформация системы соцобслуживания путем привлечения члена семьи как индивидуального помощника (соцработника) по уходу за другим членом семьи, имеющим инвалидность. Для занятия такой деятельностью индивидуальный помощник должен соответствовать квалтребованиям и иметь соответствующий сертификат, в последующем он будет обеспечен соцподдержкой в случае наступления соцриска.

            Одним из основных новшеств также выступает либерализация рынка труда, то есть признание всех видов гибкой занятости. Это – четвертое.

В этой связи, введено понятие «независимый работник» – лицо, занимающееся приносящим доход трудом, но не имеющее официальной государственной регистрации. К ним также будут относиться лица, осуществляющие свою деятельность с использованием онлайн-платформ, таких как ЯндексGo, WOLT, Glovo и т.д. Регистрация и наличие обязательных налоговых и социальных платежей станет основой для признания легальной занятости данных категорий работников.

Необходимо отдельно отметить, что большая часть новелл, предусмотренных Социальным кодексом, реализуется с 1 января текущего года. Это:

  • продление срока социальной выплаты и государственного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;

    Размеры пособий по уходу за ребенком для неработающих родителей с 1 января 2023 года составляют:

    на первого ребенка - 19 872 тенге;

    на второго ребенка - 23 495 тенге;

    на третьего ребенка - 27 083 тенге;

    на четвертого и более ребенка - 30 705 тенге.

  • увеличение выплат по потере работы до 45% от среднемесячного дохода;
  • кредитование молодых предпринимателей со скидкой 2,5% годовых;
  • монетизация пакета для детей от 1 до 6 лет из числа получателей адресной социальной помощи; На 1 января 2023 года средний размер АСП составляет 6712 тенге. А на 2023 год согласно бюджету на АСП заложено 9900 тенге. Кроме того, дополнительно на каждого ребенка от 1 до 6 лет из получателей АСП будет выплачиваться 5175 тенге.
  • поэтапное, с 1 января 2023 года до 2027 года, доведение размера минимальной базовой пенсии с 54% до 70% от величины прожиточного минимума, максимальную – со 100% до 120%, соответственно; Таким образом, с 1 января 2023 года минимальный размер пенсии – солидарная + базовая – составляет 77 417 тенге, в том числе минимальный размер солидарной пенсии – 53 076 тенге, минимальный размер базовой пенсии повысился до 24 341 тенге.
    • с 46 до 55 МРП для вновь входящих пенсионеров; Предлагаемые меры позволяют к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение 3 лет - со 109 тыс. до 138 тыс. тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии. Иначе говоря, государство приняло на себя обязательство поддержать «пенсионеров переходного к накопительной пенсионной системе периода».
      • утверждение пенсионного возраста для женщин до 2028 года как 61 год.

Кроме того, отдельно было доложено о ряде поправокподготовленных в рамках сопутствующего законопроекта (О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения) и направленных на новую миграционную политику.

Здесь решаются следующие вопросы:

1) привлечение востребованных кадров.

В рамках данной задачи предлагается привлечь лучших преподавателей по востребованным для отраслей экономики технологиям, лучших ученых, специалистов по дефицитным профессиям с упрощенными визами и правом проживания на 10 лет;

2) привлечение инвестиций.

Введение «инвесторской визы» для иностранных предпринимателей, которые намерены инвестировать не менее 300 тысяч долларов США.

3) Использование потенциала этнических казахов, проживающих за рубежом

Предусмотрена «Карта Атамекен» (аналог американской Грин-карты), которая будет выдаваться профессионалам высокого уровня или этническим казахам, реализовавшим успешные бизнес-кейсы в странах своего проживания и желающим их реализовать в Казахстане.

Такие граждане имеют возможность оформить льготную визу сроком до 10 лет и вести свой бизнес, проживая в Казахстане.

При этом будет пересмотрен механизм приема Кандасов, согласно которому предлагается кардинально реформировать политику расселения Кандасов с учетом демографических и экономических тенденций страны, дополнительно стимулируя их миграцию в регионы расселения на начальном этапе приема документов;

4) Защита трудовых прав казахстанцев, работающих за рубежом. Для этого предлагаем принять пакет межгосударственных соглашений, гарантирующих права казахстанских трудовых мигрантов в странах, где наши граждане работают больше всего.

Предусмотренные двумя сопутствующими законопроектами («О внесении изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» и «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях») поправки имеют уточняющий характер и приводят некоторые термины сферы социального обеспечения, применяемые в конституционных законах и КоАП, в соответствие с положениями Социального кодекса.

По результатам рассмотрения проекта Социального кодекса и сопутствующих к нему законопроектов была подготовлена Сравнительная таблица, которая была рассмотрена и передана в Головной комитет для дальнейшего рассмотрения.

Поделиться