Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Республиканская газета «Казахстанская правда» 14 Мая 2018

14.05.2018 0

Закон принят, вопросы остались

27 апреля текущего года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы».

Безусловно, не может не радовать, что макроэкономическая ситуация позволяет нам внести позитивные изменения в главный финансовый документ страны. В частности, предлагается увеличение поступлений на 181,4 млрд тенге. Это позволило увеличить и расходную часть.

По Министерству образования и науки расходы увеличены на сумму 112 млрд 440 млн тенге. По Министерству здравоохранения увеличение планируется на 4 млрд 391 млн тенге. По Министерству культуры и спорта расходы возрастут в целом на 28 млрд 700 млн тенге. По Министерству информации и коммуникаций расходы увеличены в целом на 6 млрд 115 млн тенге. По Министерству по делам религий и гражданского общества увеличение расходов планируется в сумме 345 млн тенге.

Эти и другие дополнительно распределенные средства будут направлены на решение задач, обозначенных Главой государства в Посланиях «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года и «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года, а также Пяти новых социальных инициативах Президента страны.

Однако и в ходе презентации законопроекта в Сенате, и в процессе обсуждения его в постоянных комитетах верхней палаты Пар­ламента, и на пленарном заседании к Правительству и министерствам было очень много вопросов. В частности, особое внимание депутатов привлекло то, что изменения в бюджете 2018 года связаны не только с распределением дополнительных средств, но и, к сожалению, с уменьшением расходов у некоторых администраторов бюджетных программ и перераспределением немалых сумм внутри бюджетов министерств. Ведь прошло всего 4 месяца с начала нового бюджетного периода, а мы уже делаем в ряде случаев глобальные перемещения средств.

Приведу пример. Осенью прошлого года были внесены изменения в бюджет 2017 года и уменьшены расходы по ряду бюджетных программ. В том числе Министерству труда и социальной защиты населения по 134 подпрограмме – на выплату государственных пособий по уходу за ребенком до одного года расходы были снижены на 3 млрд 576 млн тенге в связи с уменьшением численности получателей на 4 311 человек.

И сегодня, практически в начале года, мы видим ту же ситуацию – предложения по снижению расходов по той же подпрограмме и по той же причине уже на текущий год.

То есть уменьшение расходов на выплату «Государственных пособий по уходу за ребенком до одного года» на 2 млрд 777 млн тенге в связи с ожидаемым уменьшением контингента получателей уже на 8 548 человек.

Если уже в прошлом году чис­ленность получателей имела тенденцию к снижению, то, наверное, надо было разобраться совмест­но с Министерством здравоохранения, что у нас происходит в демографии, какие параметры рождаемости нам надо ожидать, какие меры мы можем принять, ну и, конечно, какие средства зак­ладывать на соответствующие выплаты.

А на деле получается, что министерства работают по уже случившемуся факту, никак не пы­таясь провести анализ, составить прог­ноз и принять соответствую­щие меры.

То есть, как мы уже неоднократно указывали, у администраторов республиканских бюджетных прог­рамм по ряду позиций средства кочуют из бюджета в бюджет без оценки необходимости таких сумм.

Может, поэтому в том же Министерстве труда и социальной защиты населения расходы предлагается перераспределить на сумму 4 млрд 417 млн тенге, а в Министерстве здравоохранения – в размере 1 млрд 526 млн тенге.

Предложения по таким перераспределениям не только вызывают вопросы, но и наводят на мысли, что мы имеем еще очень большие резервы для улучшения качества бюджетного планирования и повышения результативнос­ти при их управлении.

Показательно, что по Минис­терству образования и науки при общем бюджете 343 млрд тенге, утвержденном ранее на 2018 год, перераспределяется 2 млрд 346 млн тенге, в Министерстве внутренних дел с бюджетом 311 млрд тенге перераспределено более 4 млрд тенге.

Тогда как в Министерстве сельского хозяйства при условно сопоставимом бюджете в размере 278 млрд тенге перераспределяется всего 305 млн тенге. В Министерстве обороны с бюджетом 490 млрд тенге перераспределения вообще не предполагается. То есть изначально бюджет был спланирован более корректно, и это возможно.

Эти факты также наглядно подтверждают, что бюджетное планирование все еще не стало рациональным и эффективным, как этого требует Глава государства.

В ближайшее время депутатам Парламента предстоит рассмот­реть отчет Правительства Респуб­лики Казахстан по исполнению республиканского бюджета за 2017 год, и в ходе этой работы нам с Правительством необходимо будет серьезно обсудить меры по созданию действенного механизма мотивации администраторов республиканских бюджетных программ к повышению качества анализа, прогнозирования и планирования бюджета.

 

АВТОР:

Серик Бектурганов, депутат Сената Парламента РК

11:11 , 14 Мая 2018

Бөлісу