Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Навигация

Новости

"Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Заң жобасы бойынша талқылау

10.10.2019 0

Бүгін талқыланып отырған Заң жобасы көптеген азаматтарға және де Еліміздің экономикасы үшін аса маңызды мәселе болып отыр. Біз бәріміз жақсы білеміз, қазіргі кезде коммуналдық қызмет саласында көптеген қарыздар бар. Осы аталған Заң жобасы бойынша Үкімет пен Парламент Мәжілісінің депутаттарымен үлкен жұмыс жасалды.

Дегенмен, тұрғын үй саласы мен тұрғын үй коммуналдық шаруашылығына байланысты мәселелер әлі де шешілмей келеді. Менің тарапымнан осы Заң жобасы бойынша бірнеше ескертулер айтылған болатын. Бірақ мен көптеген сұрақтарыма жауап ала аламадым. Қазір де баяндамашының баяндамасынан толық жауап ала алмай отырымын. Сондықтан да аса маңызды 3 сұраққа тоқталғым келеді.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», который мы сегодня обсуждаем, имеет чрезвычайно важное значение как для широкого круга граждан республики, так и для экономики страны в целом. Мы все знаем, что в сфере коммунальных услуг существуют многомиллиардные долги. Правительством и депутатами Мажилиса Парламента проделана большая работа.

По моему мнению, в законопроекте остаются не решеными многочисленные проблемы, существующие в сфере жилья и жилищно-коммунального хозяйства. В результате принятия данного закона в этой сфере может возникнуть еще больше вопросов.

Остановлюсь на 3 х основных блоках вопросов.

Вопросы недропользования очень важны для экономики страны и социальной чувствительности населения.

Своевременное Предложение ряда депутатов об упрощении разрешения по добыче ОПИ т. е. песка, щебня, глины при строительстве было подержанно Правительством. Однако в законопроекте эти благие предложение были распространены на все твердые полезные ископаемые и даже на УРАН и нефть, газ. В результате получилось, что имеющийся порядок в действующем Кодексе ст. 186 о возможной совместной работе двух недропользователей на одном участке серьезно изменился в худшую сторону. Если раннее это можно было сделать только с согласия недропользователя, который первый получил этот участок, то теперь создаются условия, когда это будет решаться без него. По сути создается механизм узаконенного рейдерства, вторжение и захват чужого участка. В своем сентябрьском Послании Президент Токаев К К.     обратил внимание депутатов и Правительство, что участились случаи рейдерства в отношении малого и среднего бизнеса.

Когда внедрялся упрощенный порядок недропользования в виде лицензии, то в целях избежание спекулятивных сделок и удержания участков недропользования, было предложено вести ежегодные минимальные расходы при проведении добычи. Эти расходы были привязаны к занимаемой площади территории при добыче. Чем больше территория, тем больше должен нести затрат недропользователь. Ст. 210 перечисляла все эти затраты, которые связаны были с вопросами безопасности труда и повышения переработки твердых ископаемых. Все эти работы предполагалась осуществлять за счет местных кадров и товаров.

В связи с тем, что в западной Австралии такие ежегодные расходы меньше, чем в Казахстане, разработчики тоже предложили существенно снизить такие платежи. Например, со 120 МРП или с 303 тыс. тенге за 1 га до 10 МРП или 25 тыс. тенге.

Не от представителей министерства, а из интернета узнал, что австралийские власти в целях избежание удержания значительных территорий и концентрации блоков недропользования у инвесторов, не выставляют на конкурс более 200 кв км одному недропользователю. При этом казахстанское законодательство таких ограничений не дает (у нас можно было и 10 тыс кв км получить. 100 га это 1 кв км)  можно выдать лицензию на добычу и на 50 лет, вначале на 25 и потом продлить еще на 25.

В послании Президента также был затронут вопрос неэффективного использования земельных ресурсов. Было сказано, что в стране сложился целый слой так называемых латифундистов. Возникает вопрос не создаем ли мы новых латифундистов земель по недропользованию? Потому что, какие работы по добыче можно проводить на территории в 1 га за 25 тыс тенге, в год? Вот если у кого то есть 5 тыс кв кв, а это 500 000 га, а по 303 000 ты тенге за 1 га это 151 млрд тенге или 393 млн дол.

Закон обязывает компетентный орган ежегодно возвращать часть территории, выданный под разведку, для более эффективного использования и выставления его на аукцион. По видимому, Эта работа ведётся очень плохо, иначе чем можно объяснить попытку снять запрет на выдачу разрешений на разведку ископаемых на участках, на которых такие работы запрещены Кодексом (ст.25). Это земли обороны, земли населенных пунктов, земли водного фонда, земли возле могильника и кладбищ (100 метров) и т д. Там разрешено было проводить только аэрогеофизические исследования.

Разработчики предлагают сначала провести разведку и раскопать или взорвать там земли, например, около могильников, а потом может вывести его из-под запрета на разработку.

Полагаю, что такие изменения, вносимые в Кодекс, могут вызвать социальное возмущение населения и потом многочисленные споры в судах, а также косвенные потери бюджета.

 

Что касается основного закона – Закона «О жилищных отношениях», то я остановлюсь на основных проблемах.

Одним из основных и, так сказать, «животрепещущих» вопросов является вопрос о коммунальных услугах и платежах. Он касается абсолютно всех и особенно тех, у кого каждая копейка на счету, много долгов и т.д.

Действующий закон (это подпункт 10) статьи 2) дает четкое понятие «коммунальные услуги» и перечисляет такие услуги, которые направлены на удовлетворение самых элементарных, базовых потребностей современного человека – в воде, тепле, свете и так далее, и они прямо и исчерпывающе перечислены в самом законе.

Как видим, Разработчики расширяют перечень коммунальных услуг, причем перечень их будет содержаться не только в законе, а в подзаконном акте, утверждаемом самим Министерством, который, кстати сказать, не был представлен.

Утверждают, что расходы не увеличатся. Но это невозможно – увеличение количества услуг неизбежно приведет и к увеличению общей суммы расходов по их оплате

В целом же, можно сказать, что законопроект как в части управления домами, так и в части коммунальных услуг идет вразрез с курсом на развитие самоуправления и самоорганизации общества. Зачем вводить в нормы закона то, что граждане и могут, и должны решать самостоятельно, согласуясь со своими желаниями и, главное, возможностями. Реализация на практики норм закона приведет к еще более многочисленным конфликтам, правовым спорам и судебным искам. Нагрузка на местных судей, как известно, и так составляет около 8 дел в день. С такими законами, она значительно возрастет.

И, последнее. В законопроекте нарушены требования юридической техники, понимаемой в самом широком смысле. Только я указал несколько десятков таких замечаний.

На основании всего сказанного могу сделать вывод – законопроект нуждается в доработке. Причем, возможно, следует серьезно рассмотреть вопрос о принятии закона «О жилищных отношениях» в новой редакции.

Бөлісу