Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Парламент Казахстана – 25 лет созидания. Статья в газете Казправда

29.01.2021 0

Парламент Казахстана – 25 лет созидания 

 

«Мы с вами являемся участниками события, которое призвано стать знаменательной страницей в летописи Казахстана, в истории становления его государственности. Мы стоим у истоков зарождения казахстанского парламентаризма в истинном, цивилизованном его понимании».

Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. 30.01.1996.

 

Символично, что в год 30-летия Независимости Республики Казахстан свой 25-летний юбилей отмечает и Парламент нашей страны. Точкой отсчета является дата 30 января 1996 года, когда состоялась первая сессия первого созыва двухпалатного Парламента РК, состоящего из Сената и Мажилиса. За прошедшие с тех пор четверть века депутаты обеих палат проделали масштабную работу в рамках укрепления государственного суверенитета и развития Казахстана, соответствия нашего законодательства общемировым нормам демократии, законодательного обеспечения инициатив высшего руководства страны.

Стоит напомнить, что 1995 год оказался богат историческими событиями, когда требовалось принятие срочных, гораздо более основательных и системных преобразовании сферы государственного управления, прежде всего принятия нового Основного закона страны. В широко обсуждавшийся в обществе проект новой Конституции граждане внесли около 30 тыс. предложений. Более тысячи поправок было учтено при доработке текста, в результате из 99 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения.

В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована новая модель президентской республики, рационально решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночным преобразованиям.  

Именно в новом Основном законе прописано само существование двухпалатного Парламента, состоявшего из Сената и Мажилиса. Определилось его место в системе государственной власти, как высшего представительного органа страны, осуществляющего законодательные функции на постоянной основе. Первые выборы в новый казахстанский Парламент состоялись уже в декабре 1995-го года. 

Как подчеркивал впоследствии Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «С принятием действующей Конституции «загорелся зеленый свет» для проведения экономических реформ в Казахстане. На смену Верховному Совету, управляющему, образно говоря, и всем и ничем, пришел профессиональный двухпалатный Парламент, который принял за эти годы законы, изменившие облик страны».

При формировании состава верхней палаты исходили из богатого международного опыта. Казахстанский Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, городов республиканского значения и столицы на совместных заседаниях депутатов местных представительных органов (маслихатов). Ряд депутатов: вначале семь, а после конституционной реформы 2007 года – 15 человек, назначаются Президентом. Это делается с целью обеспечения представительства национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Многократно отмечалось, что двухпалатная структура Парламента с существующим механизмом избрания депутатов является наиболее оптимальной. Она полностью соответствует международным демократическим нормам. Все законопроекты сенаторы рассматривают с точки зрения учетов интересов регионов. Сам механизм формирования Сената подразумевает, что там должны быть те люди, которые внесли значительный вклад в развитие своих областей. 

Плодотворную роль в развитии казахстанского парламентаризма играет и сотрудничество с международными организациями – Парламентскими Ассамблеями ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Совета Европы, ОИС, Тюркской Ассамблеей и т.д. Активно развиваются двусторонние парламентские связи со многими государствами мира.

 

Реформы усилили Парламент

Как известно, одной из визитных карточек нашего государства является стабильность. Эволюционное развитие Казахстана подразумевает и постепенное усиление роли его Парламента.      

Так, в ходе конституционной реформы 2007 года были сняты многие назревшие вопросы реализации Конституции. В Основной закон были внесены изменения и дополнения, направленные на значительное расширение и усиление полномочий Парламента, повышение роли политических партий в жизни страны.

Казахстанские и международные эксперты отмечали, что после принятия конституционных поправок Парламент РК получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности Правительства, утверждать две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Выборы депутатов Мажилиса стали проводиться на пропорциональной основе (а с 2021-го года и выборы в маслихаты всех уровней).

Впервые в истории независимого Казахстана была установлена ответственность Правительства не только перед Президентом, но и перед Парламентом. В соответствии с принятыми поправками начал действовать новый механизм формирования Кабинета министров на основе парламентского большинства.

Важным результатом конституционной реформы 2007 года стало придание конституционного статуса Ассамблее народа Казахстана.

Логическим продолжением предыдущих конституционных реформ стала реформа 2017 года, в ходе которой произошла передача части важных полномочий Президента Правительству и были усилены механизмы подотчетности и подконтрольности Правительства Парламенту.

Законом осуществлена демократическая модернизация президентской формы правления посредством усиления роли, самостоятельности и ответственности Парламента и Правительства, перераспределения отдельных полномочий Президента между Парламентом и Правительством.

В соответствии с обновленным пунктом 1 статьи 49 Конституции Парламент стал не только высшим представительным органом Республики, но и стал представлять законодательную власть.

Роль Мажилиса Парламента при формировании Правительства расширилась. Существенно усилились контрольные полномочия Парламента и его палат за деятельностью Правительства и его членов. Премьер-Министр теперь обязан докладывать об основных направлениях деятельности Правительства и его важнейших решениях не только Президенту, но и Парламенту.

Тем самым, была заложена база для постепенной трансформации модели республики из президентской в президентско-парламентскую.

 

 

Подзаголовок: Фундаментальная роль

25 лет истории казахстанского парламентаризма – это 25 лет напряженной работы: встреч с населением, обсуждений законопроектов, поисков наиболее оптимальных путей решения, активной международной деятельности депутатов. Прошедшие 25 лет - это годы созидания.  Каждый созыв Сената в рамках своей законотворческой работы решал актуальные, злободневные задачи. Первый состав Парламента принял более 500 законов. В таком же интенсивном темпе проходит и наша работа.

Одними из показательным в этом плане стали события 5-6-летней давности, когда Сенат и Мажилис в кратчайшие сроки обеспечили законодательную поддержку ключевого для развития государства Плана нации «100 конкретных шагов». Елбасы тогда дал высокую оценку казахстанскому Парламенту, сказав, что это является «свидетельством высокой эффективности нашей парламентской модели и системы взаимоотношений представительной и исполнительной ветвей государственной власти».

А как отмечал, будучи Председателем Сената, Касым-Жомарт Токаев: «Верхняя палата традиционно обеспечивает устойчивость казахстанской парламентской системы. Сенат выступает стабилизирующим контуром представительной власти, стоящим на страже базовых ценностей государства. В частности, актуальность стабилизационной роли верхней палаты проявляется в том, что Сенату делегировано право осуществлять законодательную деятельность в случае роспуска нижней палаты. Выполняя функции всего Парламента, верхняя палата не раз доказывала свой профессионализм и ответственность».

Далеко не случайно, что вторым Президентом Республики Казахстан стал Касым-Жомарт Токаев, на протяжении 10 лет (2007-2011, 2013-2019) возглавлявший верхнюю палату Парламента, а также Правительство, Министерство иностранных дел, и на протяжении двух с половиной лет занимавший высокий пост заместителя Генерального секретаря ООН.

«Преемственность – это эффективное продолжение курса Елбасы на новом этапе развития страны. Это укрепление независимости, суверенитета и национальной безопасности. Это стабильность, гражданский мир и согласие. Это динамичная экономика и сильная социальная политика», - отмечал Касым-Жомарт Токаев в своей президентской предвыборной программе.

Продолжая курс Нурсултана Назарбаева, Глава государства претворяет в жизнь необходимые обществу политические и социально-экономические реформы. Поручения Парламенту, центральным и местным исполнительным органам даются как в рамках Послания народу Казахстана, так и в других выступлениях, в том числе и на площадке отлично зарекомендовавшего себя Национального совета общественного доверия.  В частности, на заседании НСОД было объявлено о необходимости введения в стране института парламентской оппозиции, что теперь и реализовано.    

О дальнейших мерах по развитию казахстанского парламентаризма и партийного строительства Президент рассказал на открытии первой сессии Парламента VII созыва, где указал на то, что Сенат и Мажилис являются эпицентром деятельности, направленной на защиту интересов страны.

  — Моя принципиальная позиция заключается в том, чтобы все насущные вопросы в обществе обсуждались в первую очередь в Парламенте. Представители общественности и эксперты должны принимать самое активное участие в подготовке законопроектов. Одним из главных требований является установление эффективной обратной связи по спорным вопросам, которые могут вызвать недовольство граждан. Перед Парламентом стоят две важные задачи — принятие качественных законов и решение актуальных проблем общества, — подчеркнул Президент.

Глава государства призвал нас - депутатов - проявлять высочайшую ответственность при принятии решений и всегда помнить о том, что народ ждет позитивных перемен. Это значит, что и сенаторы, и наши коллеги из Мажилиса должны максимально мобилизоваться и совместно обеспечить качественную проработку законов для скорейшего достижения поставленных целей.

Решать новые задачи Парламенту предстоит в обновленном составе. Фракция правящей партии «Nur Otan» в Мажилисе обновилась на 70 %. 36 депутатов-нуротановцев нижней палаты являются победителями праймериз, 40% фракции состоит из женщин и молодежи до 35 лет. Большое количество новых лиц в Мажилисе говорит о том, что будет много новых предложений и хорошей работы.

Одной из особенностей выборов в Сенат также являлась возросшая политическая активность женщин. Из 17 избранных в прошлом году в верхнюю палату депутатов 5 – женщины, что составляет 29,4%. На выборах 2014 и 2017 годов этот показатель был всего 6%.

Наша законотворческая деятельность невозможна без выездов в регионы, работы с людьми. Как подчеркивает Председатель Сената Маулен Ашимбаев, принцип открытости - один из ключевых в организации работы палаты. Подводя итоги 2020-го, Спикер Сената отметил, что «в течение года Парламент провел большую работу по законодательному обеспечению реформ Главы государства и стратегической политики страны. В этом году Парламентом было принято 110 законов. Около 30 из них были инициированы депутатами».

В Новом году депутаты уже совершили целый ряд поездок по областям. Я представляю Карагандинскую область, и проблемы региона, в частности, экологические и касающиеся трудовых прав работников промышленных предприятий, мне хорошо известны. В стенах Парламента мы с коллегами регулярно поднимаем эти и множество других актуальным тем.

Способствовать повышению качества законов будет и созданный недавно Институт парламентаризма. Основными предметами деятельности новой структуры станут развитие и повышение эффективности парламентаризма в стране посредством обеспечения анализа эффективности законодательства, разработка научных концепций развития законодательства Республики Казахстан. Здесь мы также опираемся на международный опыт - аналогичные институты при законодательных органах действуют в ряде развитых стран.

Тем самым, за 25 лет своего существования двухпалатный Парламент Казахстана полностью состоялся как орган государственной власти. Совершенствуясь в своей деятельности, Парламент играет фундаментальную роль в утверждении основ национальной государственности, развитии законодательной базы во всех сферах общественной жизни нашей страны. 

Сергей ЕРШОВ, депутат Сената Парламента РК

Поделиться