Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Сенатор Абдикеров Рыскали Калиакпарович выступил содокладом на заседании Комитета по проекту Закона РК «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года»

19.10.2021 0

                                             

БАЯНДАМА

 

          Құрметті Төраға, құрметті әріптестер!

                                       

Бүгінгі қаралып отырған Заң жобасы бойынша Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі вице-министрі Мәлік Серікұлы  толық баяндап берді.

Хаттамаға 2020 жылғы 31 қазанда Мәскеу қаласында қол қойылды.

Заң жобасы «Бәйтерек» ғарыш зымыран кешенін бірлесіп пайдалануға қатысты негізгі шарттарды нақтылауға бағытталған.

Сонымен қатар, бұл құжат «Байқоңыр» ғарыш айлағы мүмкіндіктерін тиімді пайдалану және отандық ғарыш зымыран кешенін құру үшін құқықтық негіз болып табылады.

Хаттаманың ережелеріне сәйкес «Бәйтерек» ғарыш зымыран кешенінен 2025 жылға дейін сынақ ұшуларын жүзеге асыру, сондай-ақ «Бәйтерек» ғарыш зымыран кешенінен ғарыш аппараттарын шығару бойынша тапсырыстарды орналастыру жоспарлануда.

Осылайша Хаттаманы  жасасу Ресеймен екіжақты ынтымақтастықты нығайтуға мүмкіндік береді және бірлескен ғарыш қызметі үшін қолайлы жағдай жасайды.

Заң жобасы жұмыс тобының отырысында жан-жақты талқыланып, зерделенді. Туындаған бірқатар сұрақтарға қанағаттанарлық жауаптар алынды. Оның үстіне көтерілген сұрақтар бойынша жауаптар жазбаша түрде де ұсынылып отыр.

Осы айтылғандарды ескере келе, құрметті әріптестер, Сіздерді заң жобасын қолдап, Бас комитетке ұсыныстар мен ескертпелерсіз жолдауды ұсынамын.

Назарларыңызға Рақмет!

 

Этапы реализации проекта «Байтерек»

 

1. Реализация на базе КРК «Протон» (площадка 200) – 2005-2008 годы.

Реализация проекта по созданию на космодроме «Байконур» КРК «Байтерек» на базе экологически безопасной РН «Ангара» была начата в соответствии с Межправсоглашением в 2004 году.

Разработан технический проект создания КРК «Байтерек» на базе РН «Ангара» тяжелого класса, которая может заменить РН «Протон», использующей экологически опасные компоненты ракетного топлива. Наземная космическая инфраструктура должна была создаваться на базе не используемой пусковой установки № 40 КРК «Протон-М» (площадка 200).

Однако, из-за невозможности одновременного проведения работ по созданию и эксплуатации КРК «Байтерек» и проведению пусков с КРК «Протон» в 2008 году было принято Решение о переносе места создания КРК «Байтерек»: стартовый комплекс (СК) на базе универсального комплекса «стенд-старт» (УКСС) «Энергия-Буран» (площадка 250) и строительство нового Технического комплекса.

 

2. Реализация на базе УКСС «Энергия-Буран» (площадка 250) (2008-2011 годы)

Было разработано дополнение к техническому проекту с учетом перехода места строительства СК с площадки 200 на площадку 250 космодрома «Байконур» и строительства нового технического комплекса для подготовки
РН «Ангара» и космических аппаратов.

В соответствии с законодательством РК было разработано финансово-экономическое обоснование (ФЭО) проекта (свод расчетов и обоснований, подтверждающих целесообразность и результативность проекта). Стоимость проекта была оценена в 1060 млн. долл. США.

В сентябре 2011 года АО «СП «Байтерек» направило ФЭО в Казкосмос для дальнейшей экономической экспертизы в Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан.

Однако, в момент прохождения экспертизы российская сторона уведомила Национальное космическое агентство Республики Казахстан об очередном увеличении стоимости проекта (с $ 1060 млн. до $ 1640 млн.). Это повлекло за собой приостановление мероприятий по сопровождению экспертизы ФЭО до принятия межправительственного политического решения по проекту.

Соответственно, по состоянию на 2012 год Межправсоглашение потеряло по сути свой нормативно-правовой статус, так как:

1. Возросла стоимость проекта - она выросла с 223 млн. долларов США до 1640 млн. долларов США, т.е. более чем в 7 раз. В такой ситуации проект уже не мог рассматриваться как коммерческий, как это предполагалось согласованными сторонами условиями предоставления возвратного бюджетного кредита для реализации проекта.

2. В установленные сторонами сроки не была изготовлена и не прошла летные испытания РН «Ангара» (испытания прошли только в 2014 году).

3. Принятие российской стороной решения о строительстве на своем новом космодроме «Восточный» комплекса, аналогичного КРК «Байтерек» на базе РН «Ангара» тяжелого класса, привело к появлению существенного для казахстанской стороны риска неконкурентоспособности КРК «Байтерек» на космодроме «Байконур», к кардинальному изменению исходных предпосылок технико-экономического и финансово-экономического обоснований проекта и своевременного возврата бюджетного кредита.

В этой связи на переговоры с российской стороной на уровне космических агентств, на уровне Глав правительств и Глав государств Казахстана и России неоднократно выносился вопрос о финансовом участии российской стороны в реализации проекта «Байтерек». Так, проект «Байтерек» был обсужден Главами государств 15 сентября 2011 года в городе Астрахань на 8-м Форуме и 19 сентября 2012 года в городе Павлодар на 9-ом Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, а также в ходе рабочего визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Российскую Федерацию 9 октября 2012 года.

По итогам переговоров на разных уровнях стороны согласились с объективностью и непреодолимостью вышеперечисленных проблем по проекту «Байтерек» на базе РН «Ангара» тяжелого класса и решили проработать другие

варианты реализации проекта «Байтерек», включая варианты замены
РН «Ангара» другой РН на экологически чистых компонентах топлива.

 

3. Создание КРК «Байтерек»на базе РН «Зенит» (2012-2015 годы)

 

В декабре 2012 года Главами государств Н.А. Назарбаевым и В.В. Путиным было принято политическое решение«Продолжить работу по реализации проекта «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Зенит», нашедшее свое отражение в подписанном Сторонами «Плане совместных действий Казахстана и России на 2013-2015 годы».

На основании вышеназванного политического решения на уровне Правительств сторон был утвержден «План совместных действий по реализации механизма перевода проекта КРК «Байтерек» с РН «Ангара» на РН «Зенит», утвержденный 20 мая 2013 года Первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан К.Н. Келимбетовым и Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым.

Были выполнены предусмотренные указанным Планом мероприятия с привлечением различных министерств и ведомств казахстанской и российской стороны:

1. Согласован и утвержден 14.08.2013 г. первыми руководителями Казкосмоса и Роскосмоса «Перечень объектов КРК «Зенит-М», планируемых к исключению из аренды Российской Федерацией». Перечень содержал 188 объектов, планируемых к исключению.

2. Согласован и утвержден первыми руководителями Казкосмоса и Роскосмоса «Перечень нормативных правовых, нормативных технических и организационно-распорядительных документов Российской Федерации, необходимых для эксплуатации КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит» казахстанской организацией».

3. На основании Сводной калькуляции, согласованной российской стороной, подготовлена «Бюджетная заявка на финансирование мероприятий по содержанию и эксплуатации объектов КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит» на 2015-2017 годы», согласно которой требуемая сумма составила  1 738,1 млн. тенге ($ 9,5 млн.). Бюджетная заявка была направлена на рассмотрение в Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

Проект на базе украинско-российской РН «Зенит» предполагал трехстороннюю кооперацию исполнителей, однако по состоянию на 2014 год в условиях обострившегося политического кризиса в Украине и резкого ухудшения российско-украинских отношений она стала невозможной.

В июне 2014 г. в ходе встречи руководителей Казкосмоса и Роскосмоса в Москве было принято решение о неперспективности дальнейшей реализации совместного проекта создания на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на базе ракеты-носителя (РН) «Зенит».

Стороны пришли к единому пониманию необходимости проработки возможных вариантов реализации проекта «Байтерек» на базе российских ракет-носителей.

 

4. Выбор вариантов продолжения проекта, создание КРК «Байтерек» на базе новой РН среднего класса (РН «Союз-5») и наземной космической инфраструктуры КРК «Зенит-М» (с 2016 года – по настоящее время)

 

24 ноября 2014 года в г. Байконыр на втором заседании Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» состоялась встреча руководителей Казкосмоса и Роскосмоса по выработке конкретных предложений по реализации проекта «Байтерек» на базе российской ракеты-носителя.

Во исполнение поручений МПК 4-5 декабря 2014 года в г. Москва состоялось заседание совместной рабочей группы по проекту «Байтерек», на котором было принято решение продолжить реализацию проекта на базе РН «Ангара» с размещением технического комплекса РН и ТК космической головной части на базе монтажно–испытательного корпуса (МИК) 92А-50 и строительством универсального стартового комплекса в районе площадки 200 (СК РН «Протон») или в районе площадки 90 (СК РН «Циклон») для пусков РН «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов».

Однако, 2 июня 2015 года в г. Байконыр состоялась рабочая встреча Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан
Б.А. Сагинтаева и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина, на которой Российская сторона проинформировала об отсутствии возможности до 2021 года приступить к реальным работам по созданию КРК «Байтерек» на космодроме «Байконур», так как все имеющиеся ресурсы задействованы на создании КРК «Ангара» на космодромах «Восточный» и «Плесецк». Кроме того, в связи с сокращением финансирования Федеральной космической программы проект «Байтерек» не может софинансироваться из федерального бюджета.

При этом Стороны договорились о продолжении работы по выбору варианта дальнейшей реализации проекта «Байтерек».

В ходе консультаций казахстанских и российских специалистов
в г. Астана  25-26 февраля 2016 года стороны согласовали проект Плана совместных действий (ПСД) по дальнейшей реализации проекта «Байтерек», который был согласован со всеми заинтересованными государственными органами РК и подписан на очередном заседании Российско-Казахстанской межправительственной  комиссии по комплексу «Байконур» 7-8 июля 2016 годав г. Москва.

30 августа 2016 года от Роскосмоса в виде Инженерной записки были получены материалы по созданию КРК «Байтерек» на базе РН «Сункар» (впоследствии РН «Союз-5»).

18 октября 2016 года между Казкосмосом и Госкорпорацией «Роскосмос» подписано совместное Решение по выбору варианта создания КРК «Байтерек» из которого следовало, что из всех рассмотренных вариантов наиболее предпочтительным является вариант создания КРК «Байтерек» на базе объектов наземной космической инфраструктуры (НКИ) КРК «Зенит-М» космодрома «Байконур» и перспективной РН среднего класса, которая будет создаваться российской стороной.

На сегодняшний день реализация проекта «Байтерек» продолжается. 

Информация по бюджетному кредиту и основные результаты работ по проекту

создания на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса

 (КРК) «Байтерек» на базе экологической безопасной ракеты-носителя (РН) «Ангара»

 

Между Правительством РК и Правительством РФ 22.12.2004 г. было подписано Соглашение «О создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек», для запусков ракеты носителя «Ангара».

Для создания КРК «Байтерек» Постановлением Правительства РК от 04.03.2005г. № 207 было образовано совместно Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек» (АО «СП «Байтерек»). Зарегистрировано 01.04.2005 г. Департаментом юстиции г.Астана. РНН 620300255726,  БИН 050440003815.

         По условиям Межправсоглашения Казахстанская сторона для создания КРК «Байтерек» выделило АО «СП «Байтерек» через Министерство финансов РК бюджетный кредит на сумму 223 млн. долларов США, сроком на 19 лет.

         Российская сторона по условиям Межправсоглашения обеспечивает летные испытания КРК «Ангара» на космодроме «Плесецк», для последующих штатных запусков ракет с КРК «Байтерек» с космодрома «Байконур».

         Учредителями АО «СП «Байтерек» от Казахстанской стороны выступает Национальное космическое агентство РК (Казкосмос) 50% акций, от Российской стороны ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» 50 % акций.

         Основные работы по созданию  КРК «Байтерек» выполняются АО «СП «Байтерек» на основании заключенных договоров в основном с Российскими предприятиями космической отрасли (ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ФГУП «ЦЭНКИ», 31 ГПИ, и т.д.).

Возникновение бюджетного кредита АО «СП «Байтерек».

В соответствии с Соглашением «О создании космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» от 22 декабря 2004 года Республика Казахстан взяла обязательства по выделению бюджетного кредита совместно созданному предприятию «Байтерек» на реализацию проекта в размере 223 млн. долларов США. Российская сторона, в свою очередь, должна была создать и провести до 2008 года летные испытания модификации РН «Ангара», разработать и провести до 2010 года комплексные испытания стартового и технического комплексов КРК «Байтерек», что позволило бы с 2010 года начать пусковую деятельность и, соответственно, начать выплаты по кредитным обязательствам.

Однако, к указанному сроку проект реализован не был, в силу различных объективных причин (изменение места реализации проекта, увеличение стоимости, отсутствие ракеты-носителя для выполнения запусков и др.). По этим причинам, АО «СП «Байтерек» не смогло перейти к осуществлению пусковой деятельности, соответственно, не имело  финансовых возможностей для исполнения своих кредитных обязательств.

В ноябре 2010 года срок освоения бюджетного кредита истек, и наступил срок его возврата. В связи с тем, что к указанному периоду Проект не был реализован, в апреле 2011 года проведена реструктуризация бюджетного кредита АО «СП «Байтерек» путем продления срока освоения кредита до 15 ноября 2015 года.

В 2015 году проведена повторная реструктуризация бюджетного кредита путем внесения дополнения в Межправсоглашение между РК и РФ о создании КРК «Байтерек», продлен льготный период по погашению бюджетного кредита до ноября 2019 года.

В связи с неоднократными переносами сроков реализации Проекта и необходимостью возврата бюджетного кредита Правительством РК дано поручение заинтересованным государственным органам РК (МФ, МЭБП, МЮ, МИД, НКА, №17-23/6970 от 05.01.2013 г.) проработать вопрос о порядке возврата государству бюджетного кредита.

Во исполнение указанного поручения Правительства РК заинтересованными государственными органами РК (МФ, МЭБП, МЮ, МИД, НКА) было предложено конвертировать долг АО «СП «Байтерек» в его уставный капитал путем увеличения доли Казахстанской стороны.

Согласно пункта 3 статьи 2 Закона РК «Об акционерных обществах» предусмотрено, что, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 

В соответствии с вышеуказанной нормой Закона было предложено внести соответствующее изменение в Межправсоглашение.

      Процедура планирования бюджета и его расходов в Обществе следующая:

В соответствии с условия Кредитного договора, Общество на основании утвержденного Казкосмосом и Федеральным космическим агентством РФ  (роскосмосом) Генеральным планом-графиком формировало Годовую рабочую программу Общества, затем, проводило предварительное согласование Годовой рабочей программы с Казкосмосом. После устранения замечаний и согласования, Годовая рабочая программа выносилась на Совет директоров Общества для утверждения. После проведения всех необходимых процедур, в случае утверждения, Годовая рабочая программа, в соответствии с условиями Кредитного договора согласовывалась с Казкосмосом и передавалась в АО «Банк Развития Казахстана».

Годовая рабочая программа состояла из трех разделов: Тематические расходы по основной деятельности, Административные расходы Общества и Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Раздел «Тематические расходы» формировался на основании писем-заявок предприятий российской и казахстанской кооперации, где они указывали наименование работ, сроки и стоимость работ. Также данный раздел формировался на основании предложений структурных подразделений Общества, которые проводили техническое сопровождение договоров по основной деятельности.

Раздел «Административные расходы» формировался на основании действующего штатного расписания Общества, а также предложений структурных подразделений Общества по приобретению товаров и услуг для содержания персонала.

В соответствии с заключенным Кредитным договором  в 2005 году Обществу был предоставлен бюджетный кредит на сумму 6 585 000 000 тенге. В 2006 году, в соответствии с заключенным дополнительным соглашением №1 к Кредитному договору и Законом РК от 22.11.2005 года «О республиканском бюджете на 2006 год» АО «СП «Байтерек» дополнительно выделено часть бюджетного кредита на сумму 5 994 400 000 тенге. Итого Обществу было выделено 12 579 400 000 тенге.

Всего за период с 2005 по 2016 годы по реализации проекта освоены средства на сумму 12 575,7 млн. тенге. из них:

1. На предпроектные и проектные работы израсходовано – 8 870,0 млн. тенге, выполнены следующие работы:

1) разработаны технический проект  (ТП) на площадке №200 космодрома «Байконур», тактико-технического задания (ТТЗ) на КРК, технические задания (ТЗ) на составные части КРК. Проведена экспертиза материалов ТП, результаты которых вскрыли системную ошибку в выборе места строительства на площадке №200, допущенную еще на этапе эскизного проекта, и показали, что проект создания КРК «Байтерек» на площадке №200 является экономически нерентабельным. Затрачено 829,6 млн. тенге;

2) проведены рекогносцировочные работы по выбору нового места размещения стартового комплекса, по результатам которых  выбран вариант размещения стартового комплекса КРК «Байтерек» на площадке №250, где располагается Универсальный комплекс стенд-старт (УКСС). Проведены работы по оценке конструктивных особенностей основных агрегатов и систем УКСС с точки зрения возможностей его использования под РН «Ангара». Проведены инженерно-геологические изыскания на территории площадки №250 (УКСС) и детальное техническое обследование и обмерные работы зданий и сооружений УКСС. Затрачено 1 464,2 млн. тенге;

3) с учетом полученных данных разработано Дополнение к ТП создания КРК «Байтерек», уточнены ТТЗ на КРК, ТЗ на составные части КРК. Затрачено - 2 357,2 млн. тенге;

4) разработаны материалы предварительной оценки воздействия на окружающую среду КРК «Байтерек» в условиях базирования на космодроме «Байконур» и на них получено положительное заключение Государственной экологической экспертизы. Проведены рекогносцировочные работы по трассам выведения и планируемым районам падения отделяющихся частей РН «Ангара-А5». Разработаны материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) КРК «Байтерек» в районах падения 1-й ступени и головного обтекателя РН «Ангара-А5» (трассы с наклонением 47º, 50,9º, 51,4º, 53,4º). Затрачено - 196,1 млн. тенге;

5) разработаны материалы обоснования инвестиций в строительство КРК «Байтерек» на космодроме «Байконур» по всем составным частям КРК «Байтерек» (по стартовому комплексу, техническому комплексу, системе телекоммуникационного и информационного обеспечения, внешним автодорогам, внешнему водоснабжению, внешнему водоотведению, внешнему электроснабжению, железнодорожным путям) и на них получены положительные заключения экспертиз. Затрачено – 1 268,7 млн. тенге;

6) разработаны обобщающие материалы единого обоснования инвестиций (ЕОИ) в строительство (реконструкцию) наземного комплекса КРК «Байтерек». Получено сводное заключение межгосударственной экспертной группы по предпроектной документации (обоснование инвестиций) на «Строительство наземного комплекса космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» в Кызылординской области Республики Казахстан». Затрачено – 76,3 млн. тенге;

7) начаты работы по разработке (работы приостановлены, произведены авансовые выплаты) проектно-сметной документации на строительно-монтажные работы по реконструкции (строительству) составных частей наземного комплекса КРК «Байтерек». Введена в эксплуатацию корпоративная информационная система. Затрачено – 2 650,4 млн. тенге;

8) обучены специалисты по теме «Разработка организационного и научно-методического обеспечения профессиональных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов технических расчетов универсального СК», «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика». Затрачено – 27,5 млн. тенге.

 

2. На сопровождение проекта – 3 705,7 млн. тенге, из них:

а) руководство работами по проекту – 2 305,83 млн. тенге;

б) переподготовку и повышение квалификации специалистов – 3 млн. тенге;

в) командировочные расходы – 196,7 млн. тенге;

г) прочие расходы по сопровождению проекта – 1 200,17 млн. тенге.

 

*Справочно:

Структура расходов по основным направлениям работ:

 

РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ – 5 977,0 МЛН. ТЕНГЕ;

КАЗАХСТАНСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ – 2 893,0 МЛН. ТЕНГЕ.

в том числе:

а) на разработку ТП, ТТЗ на КРК, ТЗ на составные части комплекса – 829,6 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 717,4 млн. тенге (ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», ФГУП «ЦЭНКИ», Институт химической физики имени Семенова РАН, ЗАО «Кислородмонтаж», ОАО «Криогенмаш», ФГУП «31 ГПИСС», ООО «Деламет», ООО «ПСК «Микос»);

казахстанским предприятиям 112,2 млн. тенге (ТОО ТЦ «Кадар», ОАО «Монтажспецстрой», ТОО «Маныз»);

б) на рекогносцировочные работы, проведение инженерно-геологических изысканий, техобследование и обмерные работы зданий и сооружений УКСС – 1 464,2 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 689,4 млн. тенге (ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», ФГУП «31 ГПИСС», ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностр. им. Бармина», ФГУП «ЦЭНКИ», ФГУП «ЦЭНКИ-НПФ Космотранс», ФГУП «ФКЦ «Байконур», ГУП «ПЭО «Байконурэнерго», ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения», ГУП «ПО Горводоканал», ФГУП «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения», ФКП «НИЦ РКП», ООО «ТЦ «Новые технологии»);

казахстанским предприятиям 774,8 млн. тенге (ТОО «Технический Центр  «Кадар», ТОО «НТЦ Казахстанские космические технологии», ТОО «Маныз»);

в) на разработку дополнения к ТП создания КРК, консультативные услуги по сопровождению ТЭО и экспертиза – 2 357,2 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 1 871,9 млн. тенге (ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностр. им. Бармина», ФГУП «НПФ «Космотранс», ФГУП «31 ГПИСС», ФГУП «ГНПЦ им. Хруничева», ФГУП «ЦЭНКИ», ФГУП «Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения», РУНИКАП, ИНЕКО Технологии ЛТД, ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева»;

казахстанским предприятиям  485,3 млн. тенге (ТОО «Технический Центр «Кадар», ТОО «НТЦ «Казахстанские космические технологии», ТОО Аналитическая группа «Жаксару», ТОО «Адал Солюшн», РГП «Госэкспертиза РК», ТОО «Маныз», РГП «Казаэропроект», ТОО «Иртышгесстрой», ТОО «Автоматизация и технологии»);

г) на рекогносцировочные работы по трассам выведения и районам падения ОЧ РН Ангара – 196,1 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 153,9 млн. тенге (ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева», ООО «НПКЦ «Новик-91», ЗАО «ЭКА»);

казахстанским предприятиям 42,2 млн. тенге (ТОО «НПО ВК-ЭКО»);

д) на разработку материалов обоснования инвестиций в строительство КРК «Байтерек» по составным частям – 1 268,7 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 1 161,6 млн. тенге (ООО «ПСК Микос», ФГУП «31 ГПИСС»);

казахстанским предприятиям 107,1 млн. тенге (ТОО «Негиз Компаниясы», Институт Промводпроект, ТОО «Маныз»);

е) на разработку обобщающих материалов единого обоснования инвестиций в строительство (реконструкцию) КРК «Байтерек» – 76,3 млн. тенге выплачено казахстанскому предприятию (ТОО «Адал Солюшн»);

ж) на разработку КД, ПСД, СМР по реконструкции (строительству) составных частей наземного комплекса КРК «Байтерек», ввод в эксплуатацию КИС, СТО – 2 650,4 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 1 356,1 млн. тенге (ООО «ПСК Микос», ГУП «Инженерные работы», ООО «Спецавтоматика»);

казахстанским предприятиям 1 294,3 млн. тенге (ТОО «ТЦ «Кадар», РГП «Инфракос», АО «РЦКС ЭМС РЭС», ЧП Тажиев М.Л., ИП Аймахан Ж.К., ТОО «Зангар ЛТД и К», ТОО «ТЦ «Кадар», ДКП Казахтелеком, Объединение Дальняя связь-филиал АО «Казахтелеком»);

з) на обучение специалистов – 27,5 млн. тенге, из них выплачено:

российским предприятиям 26,7 млн. тенге (ГОУВПО «РГУИТП», ГОУВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева»).

казахстанскому предприятию 0,8 млн. тенге (ТОО «Академия телекоммуникации Казинфтелеком»).

 


 

 

 

  1. Структура долга

14 673 677 008 тенге

в период с 2005 – 2016 г.

12 575 702 906,90 тенге

в том числе:

  • 2005 г. – 38 787 712,00 тг;
  • 2006 г. – 441 293 764тг;
  • 2007 г. – 523 037 234тг;
  • 2008 г. – 1 661 457 019 тг;
  • 2009 г. – 3 067 065 310 тг;
  • 2010 г. – 3 168 411 234тг;
  • 2011 г. – 1 702 078 280 тг;
  • 2012 г. – 717 254 203 тг;
  • 2013 г. – 446 176 950 тг;
  • 2014 г. – 537 500 600 тг;
  • 2015 г. – 192 664 921 тг;
  • 2016 г. – 79 975 674 тг;

 

717 104 443 тенге,

в том числе:

 

за период 2005 – 2010 г.

259 052 512 тг.

 

за период 2012 – 2015 г.

458 051 931 тг.

 

380 332 418 тенге

в том числе:

 

2016 г. – 56 135 704,73 тг;

 

2017 г. – 66 464 036,74 тг.

 

2018 г. – 66 464 036,74 тг.

 

2019 г. – 66 279 351,94 тг.

 

2020 г. – 74 956 663,66 тг.

2021 г. - 49 847 940

 

Начисленная пеня за период 15.11.2019г. - 31.08.2021г.

 

1 000 536 970 тенге

а) на разработку ТП, ТТЗ на КРК, ТЗ на составные части комплекса – 829,6 млн. тенге;

б) на рекогносцировочные работы, проведение инженерно-геологических изысканий, техобследование и обмерные работы зданий и сооружений УКСС – 1 464,2 млн. тенге;

в) на разработку дополнения к ТП создания КРК, консультативные услуги по сопровождению ТЭО и экспертиза – 2 357,2 млн. тенге;

г) на рекогносцировочные работы по трассам выведения и районам падения ОЧ РН Ангара – 196,1 млн. тенге;

д) на разработку материалов обоснования инвестиций в строительство КРК «Байтерек» по составным частям – 1 268,7 млн. тенге;

е) на разработку обобщающих материалов единого обоснования инвестиций в строительство (реконструкцию) КРК «Байтерек» – 76,3 млн. тенге;

ж) на разработку КД, ПСД, СМР по реконструкции (строительству) составных частей наземного комплекса КРК «Байтерек», ввод в эксплуатацию КИС, СТО – 2 650,4 млн. тенге;

з) на обучение специалистов – 27,5 млн. тенге.

 

  1. 2. На сопровождение проекта – 3 705,7 млн. тенге, из них:

    а) руководство работами по проекту (заработная плата) – 2 305,83 млн. тенге;

    б) переподготовку и повышение квалификации специалистов – 3 млн. тенге;

    в) командировочные расходы – 196,7 млн. тенге;

    г) прочие расходы по сопровождению проекта (аренда, связь, обслуживание ОС и НМА, приобретение ТМЗ и ОС, судебные расходы, аудит) – 1 200,17 млн. тенге.

    б) разработано дополнение к техническому проекту с учетом перехода места строительства стартового комплекса для РН «Ангара» с площадки 200 на площадку 250 космодрома «Байконур»

    Общее количество книг дополнения к техническому проекту, переданных в АО «СП «Байтерек» – 70 книг.

    в) проведены научно-техническая, отраслевая, строительная, экологическая и экономическая экспертизы проекта.

    г) разработана система управления проектом и начато ее внедрение для стадии проектных работ.

    д) разработано финансово-экономическое обоснование проекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Итого сумма конвертации задолженности по Бюджетному кредиту с учетом капитализации начисленного вознаграждения и пени по состоянию на 31.12.2020г. составит – 14 673 677 008 тенге, в том числе:

    - основной долг – 13 292 807 348,90 тенге;

    - вознаграждение – 380 332 418 тенге

    - начисленная пеня – 1 000 536 970 тенге

     

 

24 февраля 2020 года получено положительное экономическое заключение на ТЭО проекта, стоимость проекта 90 795,71 млн. тенге.

Договор на государственное задание «Создание КРК «Байтерек» между Аэрокосмическим комитетом МЦРИАП и АО «СП «Байтерек» подписан 29 октября 2020 года.

В рамках данного договора госзадания с 10 августа по 20 ноября 2020 года на Байконуре проведены рекогносцировочные работы. 

Контракт на создание КРК «Байтерек» между АО «СП «Байтерек» и АО «ЦЭНКИ» заключен 31 октября 2020 года. АО «ЦЭНКИ» как головная организация-разработчик наземного комплекса КРК «Зенит-М», на базе инфраструктуры которого создается КРК «Байтерек», совместным Решением МЦРИАП РК и Госкорпорации «Роскосмос» определена головной организацией-разработчиком КРК «Байтерек».

На сегодняшний день завершены работы по разработке эскизных проектов, в рамках Договора с сентября по декабрь месяц 2021 года будут проведены работы по инженерным изысканиям на объектах КРК «Зенит-М», а также по разработке проектно-сметной документации, производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Финансирование в 2021 году на начало года составляло 23 160,6 млн.тенге, из них будут возвращены при корректировке РБ 2021 года 2 316,1 млн.тенге, ожидаемое освоение составит 2 286,9 млн.тенге, таким образом сумма неосвоения на конец текущего года составит 18 557,6 млн.тенге (которые будут запрошены для дальнейшей реализации проекта при уточнении республиканского бюджета в 2022 году).

В связи с чем, запланированный объем работ по проекту «Создание КРК «Байтерек» в 2021 году составит 2 286,9 млн.тенге, из них на сегодняшний день выполнены объем работ на сумму 1 470,3 млн.тенге.

В целях реализации проекта на 2022-2024 годы заявлено финансирование в сумме 67 542,1 млн.тенге, в том числе:

на 2022 год – 20 856,0 млн.тенге;

на 2023 год – 46 686,1 млн.тенге;

на 2024 год – 0,0 млн.тенге.

На 2022 год запланировано 20 856 млн. тенге, из них:

- сумма расходов на мероприятия по созданию и вводу в эксплуатацию специального технологического оборудования ТК, СК и УТС КРК «Байтерек» запланирована в размере 9 253 974 тыс. тенге;

- сумма расходов на Строительные работы запланирована в размере 11 254 681 тыс. тенге;

- сумма расходов на Мероприятия по отведению районов падения (РП ОЧ РН) и создание специализированных комплексов эксплуатации РП (КЭРП) запланирована в размере 347 319 тыс. тенге.

На 2023 год запланировано 46 686,1 млн. тенге, из них:

- сумма расходов на мероприятия по созданию и вводу в эксплуатацию специального технологического оборудования ТК, СК и УТС КРК «Байтерек» запланирована в размере 20 625 375 тыс. тенге;

- сумма расходов на Строительные работы запланирована в размере 25 708 937 тыс. тенге;

- сумма расходов на Мероприятия по отведению районов падения (РП ОЧ РН) и создание специализированных комплексов эксплуатации РП (КЭРП) запланирована в размере 351 811,2 тыс. тенге.

 

Проект «Байтерек»

 

Основным совместным с Российской стороной проектом на космодроме «Байконур» является проект создания нового экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек» на базе перспективной российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» (далее - РН), который предназначен для запуска беспилотных космических аппаратов.

В данном проекте казахстанская сторона отвечает за создание наземного комплекса (путем модернизации КРК «Зенит-М», 233 млн. долларов США, курс – 389,46), а российская сторона - за создание новой ракеты-носителя среднего класса (РН «Союз-5», около 916 млн. долларов США).

Казахстанская сторона взяла на себя обязательства по обеспечению финансирования:

- содержания и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М», используемых для создания КРК «Байтерек»;

- реконструкции и модернизации объектов наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М», включая стартовый и технический комплексы (за исключением контрольно-проверочной аппаратуры, используемой при подготовке ракеты-носителя на стартовом и техническом комплексах, а также систем и агрегатов, имеющих ограниченный доступ), в том числе строительства новых объектов, капитального ремонта и реконструкции существующих объектов;

- создания учебно-тренировочных средств подготовки персонала по эксплуатации стартового и технического комплексов;

- отведения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Республики Казахстан;

- создания и модернизации объектов обеспечивающей инфраструктуры.

Сроки и объем финансирования проекта создания космического ракетного комплекса «Байтерек» определяются технико-экономическим обоснованием проекта.

Российская сторона взяла обязательства по созданию новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5».

Одним из самых важных условий реализации проекта являются закрепленные в Межправсоглашении обязательства сторон по реализации проекта с началом летных испытаний в 2023 году.

Взаимодействие сторон осуществляется в соответствии с утвержденным Положением об ответственности и взаимодействии участников от 14.10.2020 г., по следующей схеме:

В соответствии с данной схемой 31.10.2020 года между АО «СП «Байтерек» и АО «ЦЭНКИ» заключен Контракт на создание КРК «Байтерек». АО «ЦЭНКИ» как головная организация-разработчик наземного комплекса КРК «Зенит-М», на базе инфраструктуры которого создается КРК «Байтерек», совместным Решением МЦРИАП РК и Госкорпорации «Роскосмос» определена головной организацией-разработчиком КРК «Байтерек».

АО «ЦЭНКИ» отвечает за создание составных частей КРК «Байтерек» на комплексе «Байконур», т.е. за создание технического комплекса (ТК), стартового комплекса (СК) и учебно-тренировочных средств подготовки персонала по эксплуатации технологического оборудования (УТС ПП).

АО «СП «Байтерек» отвечает за открытие районов падения отделяемых частей РН (РП ОЧ РН) на территории Республики Казахстан, сопровождение проекта, привлечение научно-технической экспертизы, а также является эксплуатирующей организацией КРК «Зенит-М»/«Байтерек».

Общая сумма финансирования проекта составляет 90 795 млн.тг., из них:

- для АО «ЦЭНКИ» на создание ТК, СК и УТС ПП – 88 287 млн.тг.

- для АО «СП «Байтерек» на открытие РП ОЧ РН, сопровождение проекта и экспертизу – 2 508 млн.тг.

От общей суммы проекта обеспечивается казсодержание в размере не менее 25% (≥22 699 млн.тг).

Строительство будет выполняться в соответствии с законодательством Республики Казахстан с полным привлечением казахстанских компаний. Данные условия закреплены Контрактом.

На сегодняшний день завершены работы по разработке эскизных проектов, намечаются работы по инженерным изысканиям на объектах КРК «Зенит-М».

В качестве подрядных компаний по строительству АО «ЦЭНКИ» заключен договор с холдингом «Базис». Также АО «ЦЭНКИ» планируется привлечение казахстанских компаний на изготовление и поставку технологического оборудования, не имеющих узкоспециализированный характер.

Координация проекта обеспечивается государственными заказчиками, от Казахстанской стороны – Казкосмос, от российской стороны - Госкорпорация «Роскосмос».

В соответствии с условиями Контракта ввод в эксплуатацию КРК «Байтерек» обеспечивается АО «ЦЭНКИ» в 4-м квартале 2023 года после первого пуска РН «Союз-5».

 

 

 

Поделиться