Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Под руководством Сенатора Абдикерова Р. проведена рабочая группа по проекту закона РК «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»

18.01.2021 0

Вопросы и ответы по проекту закона

«О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»

 

1. Первое направление-изменения в сфере конкуренции. То есть вводится понятие «мягкое право».

В связи с этим вопрос: Были ли до сих пор случаи нарушения хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза условий конкуренции? Если да, то хозяйствующие субъекты каких государств? И сколько штрафов наложено?

ОТВЕТ:

В целом с 2015 года по 2020 год проведены расследования по
52 случаям. В основном нарушения общих правил совершаются хозяйствующими субъектами российской, белорусской и казахстанской сторонами. К примеру, все 2 решения о наложении штрафов приняты в отношении хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Это:

Первое. Дело АО «Кентауского трансформаторного завода» в отношении ПАО «НЛМК» и ООО «ВИЗ-Сталь». Сумма штрафа - 217,6 млн. рублей. Решение было принято 26 сентября 2017 года, однако РФ наложила вето, и решение не вступило в силу. После долгих переговоров данные компании нашли компромиссные решения, в связи с чем 11 августа 2020 года данное решение утратило силу (Решение № 130 от 26 сентября 2017 года, утратило силу Решением Коллегии ЕЭК от 11 августа 2020 г. № 99).

Второе. Дело ТОО «Скудерия» (РК) в отношении российской компании ООО «Дельрус» и казахстанской компании ТОО «Дельрус РК». Сумма штрафа - 730,6 тыс. руб. Решение также не вступило в силу, поскольку российская компания обратилась в Суд ЕАЭС для обжалования принятого решения (Решение № 164 от 17 сентября 2019 года, не вступило в силу в связи с обжалованием решения в Суде ЕАЭС). 

В итоге за нарушение общих правил конкуренции наложено штрафов на сумму 218,3 млн. рублей.


 

2. Изменения во втором направлении-наделение Евразийской экономической комиссии дополнительными полномочиями. То есть предусматривается наделение Евразийской экономической комиссии дополнительными полномочиями в сферах энергетики, технического регулирования, макроэкономики, конкуренции и ветеринарии.

В этой связи вопрос: почему предусматривается наделение Евразийской экономической комиссии дополнительными полномочиями только по этим отраслям? И насколько необходимо наделить Rомиссию дополнительными полномочиями? Кроме того, расскажите подробнее об этой комиссии, насколько равны ранги ее членов

Ответ:

Предоставление Комиссии дополнительных полномочий в области энергетики, технического регулирования, макроэкономики, конкуренции и ветеринарии является следствием международных договоров, подписанных в рамках Евразийского экономического союза, в том числе Договора о Евразийском экономическом союзе, и направлено на обеспечение прозрачности деятельности Комиссии.

Например, в сфере технического регулирования Совет Комисии наделяется полномочиями по утверждению порядка осуществления органами по аккредитации государств-членов взаимной сравнительной оценки.

Следует отметить, что в действующем праве Союза существует норма, согласно которой органы по аккредитации государств-членов осуществляют взаимную сравнительную оценку, однако на сегодняшний день отдельного порядка проведения сравнительной оценки нет.

Наделение Комиссии дополнительными полномочиями в области конкуренции связано с внедрением института «мягкого права», в частности, с введением механизмов выдачи предупреждения и вынесения предостережения путем наделения ЕЭК соответствующими полномочиями.

То есть, после вступления в силу данных поправок ЕЭК будет иметь право выносить предостережение должностным лицам или физическим лицам, в случае наличия их публичного заявления о намерении , к примеру, заключить соглашение с другими субъектами рынка, которое может привести к ограничению конкуренции на рынке. Данное право позволит ЕЭК предотвратить нарушение общих правил конкуренции.

Также ЕЭК сможет в рамках рассмотрения заявления выдать предупреждение хозяйствующему субъекту. В случае если предупреждение выполняется своевременно расследование не проводится и субъект не подлежит ответственности в виде наложения штрафа за нарушение общих правил конкуренции.

Данные поправки можно оценить как снижение нагрузки на хозяйствующие субъекты государств-членов ЕАЭС.

Эта практика применяется и в нашем национальном законодательстве.

Также имеются поправки, направленные на уточнение действующих норм, такие как наделение Комиссии полномочиями по утверждению порядка подготовки годового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках (действующая редакция имеет полномочия по подготовке годового отчета, при этом порядок не определен), порядка освобождения от ответственности при добровольном обращении хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) о заключении соглашения (действующая редакция содержит саму норму, при этом порядок не урегулирован).

В сфере энергетики Комиссия наделяется организационно-техническими полномочиями (в действующей редакции Комиссия вправе осуществлять лишь мониторинг исполнения обязательств государств-членов ЕАЭС в сфере энергетики) по координированию государственных органов и организаций государств-членов ЕАЭС, коммерческих и технологических организаций на проведение научно-исследовательских работ что позволит отслеживать ход выполнения запланированных мероприятий в указанные сроки и улучшит работу по формированию общих рынков энергоресурсов ЕАЭС.

В сфере ветеринарии ЕЭК наделяется полномочиями по утверждению форм ветеринарных сертификатов на ввозимую продукцию (Единые формы ветеринарных сертификатов на перемещаемые между государствами-членами товары утверждены Решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2010 года. Единые формы ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Союза товары утверждены Решением Комиссии Таможенного союза № 607 от 7 апреля 2011 года).

В сфере макроэкономики Комиссия наделяется дополнительными полномичиями по утверждению Порядка согласования интервальных количественных значений внешних параметров, используемых при разработке официальных прогнозов социально – экономического развития государств – членов. Данный Порядок утвержден Решением Коллегии ЕЭК № 269 от 11 декабря 2012 года. В связи с чем, требуется закрепление в правовой базе полномочии Комиссии по утверждению данного Порядка.

Относительно равенства степеней членов Комиссии

Комиссия является регулирующим двухуровневым органом ЕАЭС, который состоит из Совета Комиссии (на уровне заместителей Премьер-Министров сторон), где решения принимаются исключительно консенсусом, а также Коллегии ЕЭК (состоит из 10 представителей сторон по 2 от каждой, в ранге Членов Коллегии ЕЭК).

Коллегия Комиссии формируется из представителей государств-членов исходя из принципа равного представительства государств-членов.

Члены Коллегии Комиссии должны являться гражданином того государства-члена, которым он представлен и назначаются Президентами Сторон сроком на 4 года с возможным продлением полномочий.

Коллегия Комиссии по чувствительным вопросам принимает решение консенсусом. По остальным вопросам решения принимаются квалифицированным большинством, составляющим две трети голосов от общего числа членов Коллегии Комиссии.

Хочу отметить, что при этом принимаемые решения Коллегии Комиссии могут быть заблокированы решением стороны, если она посчитает, что решение не учитывает ее экономические интересы.

 

 


 

  1.   Договору о Евразийском экономическом союзе в этом году будет 7 лет. Насколько за это время увеличился объем товарооборота и торгово-экономических отношений между Сторонами ЕАЭС? И какие возможности создавали для экономики Казахстана? Так, например, обновление производства и технологий, рост внешней торговли, появление совместных предприятий и открытие новых рабочих мест.

    Ответ:

    С начала функционирования ЕАЭС годовой товарооборот Казахстана с партнерами вырос на 30,7% (с 16,3 млрд. долл. США в 2015 году до 21,3 млрд. долл. США в 2019 году, или на 5 млрд. долл. США), среднегодовой темп роста товарооборота Казахстана со странами ЕАЭС составил 8,1%.

     

    Динамика товарооборота РК в страны ЕАЭС

    Товарооборот со странами ЕАЭС 2015 2016 2017 2018 2019 2019/2015
    Всего 16323,9 13793,7 17780,7 20144,2 21296,0 30,5%
    Армения 5,0 5,4 10,6 13,9 16,2 рост в 3,3 р.
    Беларусь 541,5 386,3 632,9 712,4 756,3 39,7%
    Кыргызстан 700,6 668,6 765,2 900,5 856,0 22,2%
    Россия 15076,9 12733,5 16372,0 18517,3 19667,6 30,4%

     

    За тот же период (2015-2019 гг.) экспорт отечественных товаров в страны-партнеры увеличился на 23,4% (с 5,1 млрд. долл. США в 2015 году до 6,3 млрд. долл. США в 2019 году), среднегодовой темп роста экспорта Казахстана в страны ЕАЭС составил 7,5%.

     

    Динамика экспорта РК в страны ЕАЭС

     

    Экспорт в ЕАЭС   2015 2016 2017 2018   2019 2019/2015
    Всего   5120,3 3930,2 5262,6 6046,8   6317,2 23,4%
    Армения   0,7 0,6 5,6 4,9   9,1 рост в 13 р.
    Беларусь   53,5 47,2 101,2 105,1   101,5 89,7%
    Кыргызстан   518,6 437,2 516,7 656,9   604,0 16,5%
    Россия   4547,6 3445,2 4639,0 5279,9   5602,5 23,2%

     

    Доля обработанных товаров в общем объеме казахстанского экспорта в страны ЕАЭС выросла с 51,3% до 62,1%. Это свидетельствует о качественном улучшении структуры нашего экспорта.

     

    Динамика импорта РК из стран ЕАЭС

     

    Импорт из ЕАЭС 2015 2016 2017 2018 2019 2019/2015
    Всего 11203,6 9863,6 12518,2 14097,4 14978,8 33,7%
    Армения 4,3 4,8 5,0 9,0 7,0 63,4%
    Беларусь 488,0 339,0 531,7 607,3 654,8 34,2%
    Кыргызстан 182,0 231,4 248,4 243,6 251,9 38,4%
    Россия 10529,3 9288,3 11733,0 13237,5 14065,1 33,6%

     

    Импорт из стран ЕАЭС увеличился на 33,7% (3,8 млрд. долл. США) с 11,2 млрд. долл. США в 2015 году до 15 млрд. долл. США в 2019 году, среднегодовой темп роста импорта Казахстана из стран ЕАЭС составил 8,5%.

    Вместе с тем, за 7 лет количество совместных предприятий неуклонно возросло, если в 2014 году количество совместных предприятий РК со странами ЕАЭС составило 6272 предприятия, то по состоянию на декабрь 2020 года это число увеличилось более чем в два раза (12939).

    В 2019 году численность рабочей силы ЕАЭС составила 93,6 млн. человек, что на 5,2% больше, чем в 2015 году (88,9 млн. человек). В 2019 году в экономике государств-членов ЕАЭС было занято 89,1 млн. человек, что составило 95,2% общей численности рабочей силы ЕАЭС.

    Уровень занятости населения в Казахстане, Беларуси и России составил выше 70%. В Кыргызстане 59,5% населения заняты трудовой деятельностью, в Армении – 51%.В ЕАЭС сохраняется устойчивая тенденция превышения численности мужчин, занятых в экономике. В 2019 году в экономике государств-членов ЕАЭС было занято 46 млн. мужчин, или 51,6% занятого населения, в том числе в Казахстане – 51,7%, в Кыргызстане – 61,6%, в Армении – 56,2%, в России – 51,3%. В Беларуси сложилось практически равное распределение численности мужчин и женщин, занятых в экономике.

     

     

     

     

     

Поделиться