Депутат Сената Сауле Айтпаева выступила с докладом на заседании Палаты 26.09.2019г.
Уважаемый Бектас Абдыханович!
Уважаемые коллеги!
Поддерживая данный законопроект концептуально, благодарю коллег-депутатов за работу, отмечая, что предлагаемые изменения и дополнения в ряд кодексов и законов касаются повышения эффективности работы государственных служащих, их ответственности, противодействия коррупции, стабильности общества и создания условий для защиты прав граждан и их безопасности.
В этой связи в случае одобрения законопроекта в первом чтении, полагаю, в дальнейшей над ним есть возможность проработать поручение Президента Республики Казахстан в Послании народу Казахстана от 2 сентября текущего года касательно приоритетности вопросов защиты прав ребенка и противодействия их насилию, совершенствования законодательства о митингах.
В статье 32 Конституции Республики Казахстан предусмотрено право граждан собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право не может быть абсолютным, поскольку в Казахстане возможность свободного проведения митингов предусмотрена Законом Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан».
Вместе с тем в последнее время участились митинги, в которых вместе со взрослыми участвуют малыши и подростки. Мы с вами видим, как маленькие дети вынуждены стоять часами под палящим солнцем или дождем, и родители даже не понимают или намеренно своими действиями нарушают права своего ребенка.
Кроме того, участие в несанкционированных митингах и акциях сопряжено с повышенным риском быть вовлеченным в массовые беспорядки, правонарушения и преступления, что опасно для жизни и здоровья детей.
Согласно ратифицированной Казахстаном Конвенции о правах ребенка: «Государства–участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».
Таким образом, государство должно действовать в интересах защиты ребенка.
При этом необходимо иметь в виду, что свобода волеизъявления и собрания должна означать осознанность и юридическую дееспособность субъекта правоотношений.
В соответствии с гражданским законодательством дееспособность возникает с 18 лет. То есть именно с этого возраста можно говорить об осознанности действий участников публичного мероприятия.
Полагаю, в этой связи назрела потребность в новых законодательных изменениях для предотвращения опасного для детей пребывания на таких мероприятиях.
В дальнейшей работе над этим законопроектом мы можем использовать и проработать данную возможность.
Благодарю за внимание!