Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Выступление на Парламентских слушаниях «Повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора в условиях ЕАЭС и ВТО – законодательное регулирование и его практическая реализация»

29.04.2016 0
Ж

Выступление на Парламентских слушаниях

«Повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора в условиях ЕАЭС и ВТО – законодательное регулирование и его практическая реализация»

 

Құрметті Қасым-Жомарт Кемелұлы,

Құрметті әріптестер және қатысушылар!

         Ауыл шаруашылығы саласы біздің еліміз үшін экономиканың негізгі саласы болып саналады және халықты азық-түлікпен қамтамасыз етуде баламасы жоқ сала екені айқын. Сондықтан да бүгінгі Парламенттік тыңдаулардағы көтеріліп отырған мәселелер аса маңызды деп атауға болады.

Для любой страны обеспечение рынка продовольствием является важнейшим фактором стабильности.

В Казахстане же, имеющем громадный агропромышленный потенциал, вопросы развития сельского хозяйства – это качество и доступность продуктов питания, экспортный потенциал страны, рабочие места и решение многих других вопросов, направленых на улучшение благосостояния граждан и укрепление экономики.

Поэтому повестку дня сегодняшних Парламентских слушаний можно смело рассматривать несколько шире обозначенной темы.

В связи с этим хочу поблагодарить Вас, уважаемый Косым-Жомарт Кемелевич, за поддержку проведения мероприятия в таком важном формате, а так же за личное участие в нем.

Сегодня для более глубокого осмысления проблем в системе сельского хозяйства республики требуется определить особо важные и основные причины, которые в случае их структурного упущения могут отрицательно отразиться на продовольственной и экономической безопасности страны.

На мой взгляд, есть 4 основополагающих фактора, влияющих на стабильное развитие агропромышленного комплекса, на которые мы можем активно влиять.

Во-первых – законодательная и нормативно правовая база.            То есть необходимо четкое обозначение понятий и правил действия всех участников сельскохозяйственного рынка – государства, сельхозтоваропроизводителей, переработчиков сырья, импортеров и экспортеров.

Здесь необходимо отметить, что за годы независимости в сельскохозяйственной отрасли страны сформирована серьезная законодательная база.

Так, были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы, Законы о производстве органической продукции, о сельскохозяйственных кооперативах, о регулировании зернового рынка, а также ряд законодательных актов для развития сельского хозяйства.

Причем вся законотворческая работа Парламента всегда основывается на тщательной проработке.

Комитетом по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сената Парламента, на постоянной основе проводятся «круглые столы», встречи и другие мероприятия по вопросам регулирования земельных отношений, развития сельского хозяйства, в том числе по вопросам кооперации, налогообложения и субсидирования. Данная практика показала свою действенность, так как в последующем решение проблемных вопросов, которые поднимались в ходе обсуждения на круглых столах, нашли свое отражение во вносимых на рассмотрение в Парламент законопроектах.

         К примеру, требует своего разрешения в новых нормативно-правовых актах - вопрос страхования сельскохозяйственного производства.

Проблемы в этой сфере достаточно известны. Полагаем, что Правительству необходимо готовить стратегию страхового развития по каждому региону отдельно. Страхование от всей группы рисков, вдобавок по единым тарифам независимо от регионов, фактически вынуждает сельхозпроизводителей вкладывать значительную часть на страхование тех рисков, которые не несут для них серьезной угрозы

Второй фактор это наличие финансовой поддержки в основных секторах сельскохозяйственной отрасли.

Данный вопрос  значительно влияет на развитие АПК. Мы знаем, что из года в год государство вкладывает огромные средства для развития сельского хозяйства в виде субсидий, но давать объективную оценку эффективности проведения этой политики достаточно рано.

К сожалению, эти средства не всегда используются рационально и по целевому назначению. Глава государства не раз подчеркивал, что «субсидии должны получать лишь те товаропроизводители, внедряющие передовые технологии, выращивают востребованную сельскохозяйственную продукцию, которую нам надо». Поэтому  шаги,  предпринимаемые МСХ в данном направлении, можно считать своевременными.

         Для информации, хочу отметить, что в январе текущего года данный вопрос был рассмотрен на заседании Комитета с участием руководства МСХ, где были представлены основные направления реформирования системы субсидирования.

Необходимо отметить, что рассредоточение собственности по мелким хозяйствам является «ахиллесовой пятой» всего сельского хозяйства страны.

Мелкие, и даже средние крестьяне и фермеры из-за отсутствия залогового имущества и финансовых ресурсов не имеют возможности внедрять новые технологии в развитие своего производства.      Процесс укрупнения мелких крестьянских хозяйств идет уже не первый год, однако о действенных результатах говорить еще не приходится.

         Думается, что недавно принятый Закон «О сельскохозяйственных кооперативах» позволит снять законодательные и психологические барьеры на пути создания таких кооперативов.

Третий фактор -  это эффективность научных разработок, их практическая направленность и наличие механизма внедрения в производства.

Здесь надо прежде всего отметить, что Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».

Он учитывает внедрение заинтересованности ученных и научных коллективов в инновационной и применимой на практике научной деятельности, востребованной реальными секторами экономики.

Кроме того, есть запрос государства, на инновации и научные разработки, готовые к внедрению в производство.

Остается вопрос как этими возможностями воспользуются научные коллективы, высшие учебные заведения и в частности Национальный аграрный научно-образовательный центр.

Кроме того, от высших учебных заведений мы ждем не только научных разработок, а прежде всего подготовку высококвалифицированных специалистов.

И четвертое – это кадровое обеспечение всех уровней сельхопроизводства и переработки продукции.

Наличие квалифицированных работников, обладающих знаниями и навыками в технической, агрономической, ветеринарной и экономической сферах – это важное условие формирования эффективной системы сельскохозяйственной отрасли.

Поэтому, как и в других областях, в сфере сельского хозяйства должна усиленными темпами практиковаться интеграция сельскохозяйственных ВУЗов с предприятиями АПК.

ВУЗам, следует налаживать устойчивые связи с сельхозпредприятиями, заключать договоры на целевую подготовку специалистов, в которых должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок, получения стипендии за счет будущего работодателя, одним словом – создавать возможности и условия для усовершенствования знаний и навыков будущего специалиста.

Здесь на официальный уровень необходимо вывести государственно-частное партнерство в рамках ВУЗ – хозяйство.

Причем представители бизнеса, в рамках этого партнерства должны активно влиять на содержание учебных программ.

В целом, системно решая эти задачи государство может реально влиять на повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора.

Уважаемые коллеги и приглашенные!

Новые реалии, возникшие на мировом продовольственном рынке, заставляют многие государства пересматривать цели и направления аграрной политики. Так, в странах ЕС в 2007 г. срочно были приняты меры по вовлечению в производство законсервированных земель и поиску новых резервов в государствах, вновь принятых в ЕС.

Казахстану тоже необходимо предпринимать адекватные меры реагирования на мировые тенденции производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Полагаю, что ряд предложений, которые сегодня прозвучали и прозвучат, послужат именно достижению этих целей и смогут лечь в основу новых законопроектов.

В связи с этим хочу поблагодарить коллег Сенаторов за принятие участие в обсуждении важного для нашей страны вопроса – условий повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора.

 

НАЗАРЛАРЫҢЫЗҒА   РАХМЕТ.

 

Поделиться