Тема: внесение поправок в Кодекс о недрах и недропользовании, обеспечивающих местное содержание в нефтесервисных контрактах.
ПРОТОКОЛ
Конференции (ZOOM)
у депутата Сената Парламента Сафинова К.С.
(8 января 2021 года, 11-30).
Участники конференции:
Сафинов Канатбек Бейсенбекович, (депутат Сената Парламента, секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам)
Представители сервисных компаний:
Жумагулов Нурлан, Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана
Жаксылыков Рашид Председатель Президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана
Абытов Фархат Хакымжанович, Управляющий директор - Директор Департамента базовых отраслей и экологии НПП "Атамекен"
Кудайберген Алмас, член Президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана, Председатель Правления Centrasia Group
Куангалиев Танат,
Орынгалиев Аслан,
Иманжупар Ж., Ихсанов Е. (помощники депутата).
Тема: внесение поправок в Кодекс о недрах и недропользовании, обеспечивающих местное содержание в нефтесервисных контрактах.
Выступали: Абытов Ф., Жумагулов Н., Сафинов К.С.
Нефтесервисные компании предлагают обеспечить местное содержание в работах и услугах путем внесения изменений в пункт 1 статьи 131 Кодекса о недрах и недропользовании, установив, что казахстанскими организациями должны признаваться только организации, в которых половиной доли владеют государство или граждане Республики Казахстан, а также рядом других мер.
Разработчики пытались включить данные нормы в проект Закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс о недрах по вопросам добычи урана в период его рассмотрения в Мажилисе Парламента, но их предложение не было принято.
В настоящее время МИИР РК готовит концепцию законопроекта о внесении изменений и дополнений в Кодекс о недрах, однако когда он будет разработан – неизвестно.
Резюме:
- включить поправки в законопроект по урану на стадии его рассмотрения в Сенате Парламента не представляется возможным, поскольку Сенат может исправлять законопроект только в случае его противоречия Конституции или законодательству.
- в настоящее время необходимо учитывать требования, вытекающие из членства Казахстана в ВТО и Евразийском экономическом союзе. В частности, что по закупкам товаров отменены условные скидки.
- Также необходимо учитывать что 80 % всех закупок недропользователей приходится на три крупных проекта (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак), контракты (соглашения) по которым предусматривают свой отдельный механизм закупок.
- оставшиеся 20 % закупок приходятся на контракты, большинство из которых имеют стабилизированные условия (защищены от изменения законодательства).
- предложение нефтесервисных компаний о 50 % участии казахстанских граждан в уставном капитале может быть обойдено путем включение в число участников подставных (фиктивных) участников, обладающих гражданством.
- предложение о требовании 10-15 летнего опыта работы на рынке отсечет многие добросовестные казахстанские компании, а также вызовет подозрение в лоббировании определенных компаний.
-
Необходимо:
- создать рабочую группу по выработке реально работающих предложений;
- в том числе предусмотреть, чтобы правила о закупках и о местном содержании распространялись не только на самого недропользователя, но и на его подрядчиков. Пункт 30 статьи 278 Кодекса в настоящее время плохо работает;
- в первую очередь необходимо унифицировать и детализировать понятийный аппарат, содержащий определение понятий «подрядчик» и т.д.
- необходимо разработать меры, позволяющие придать обратную силу, а также распространить положения закона на стабилизированные контракты и СРП исходя из принципа баланса интересов.
- включить предложения сервисных компаний в общий проект закона о поправках в Кодекс о недрах и недропользовании, окончательная разработка которого планируется к марту 2021 года.
- на завершающем этапе обсудить проект с компаниями недропользованиями (ТШО, NCOC и другими).
- предложения по рабочей группе будут даны КазСервисом.