Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

Заседание Совета Ассоциации

27.01.2021 0

Уважаемый Тимур Аскарович, участники заседания! Хотел выразить искрению признательность за приглашение принять участие в работе Совета Ассоциации  Казэнержи и пожелать вам успехов.

 

Құрметті Тимур Асқарұлы, отырысқа қатысушылар! Қазэнерджи қауымдастығы кеңесінің жұмысына қатысуға шақырылғаным үшін ризашылығымды білдіремін және істеріңізде сәттілік тілеймін.

 

Имея достаточный опыт работы в нефтегазовом секторе и работая сейчас в законодательном органе Парламенте страны, хотел бы высказать пару своих соображений по вопросам итогов и перспектив по вопросам нормотворчества по ключевым вопросам налогообложения, недропользования и экологии в части совершенствования инвестиционного климата на предстоящий период.

 

Я не буду дежурно описывать все проблемы, которых немало. Большинство из них вы и сами хорошо знаете.

Но сегодня я хотел бы отметить следующее. К сожалению,  проблемы поднимаемые на заседании не решаются во многом из год в год, а зачастую – даже усугубляются. Многие из них настолько, можно сказать, обострились, что привлекли внимание Главы государства.

В середине ноября состоялась под его председательством заседания Совета иностранных инвесторов, где поднимались проблемы, мешающие привлечению инвестиций в нефтегазовый сектор страны, особенно в нынешних непростых условиях, кризиса, затронувшего отрасль.

А буквально вчера, 26 января, под председательством Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева состоялось расширение заседание Правительства, на котором он поднял по меньше мере три вопроса, напрямую относящихся к недропользованию.

1.Так, еще год назад я обращал внимание на тенденцию «размножения» различных операторов и нацоператоров в сфере недропользования. Изначально в Кодексе о недрах их было предусмотрено пять или шесть.

В конце 2019 года появился еще один – оператор электронных аукционов в области предоставления прав недропользования по углеводородам.

Сейчас в Сенате обсуждаются поправки в Кодекс о недрах по урану, и в них также закладывается еще один новый оператор – оператор экспертизы проектов по урану.

Очевидно, что эта тенденция стала распространенной не только в недропользовании, и вчера Президент обратил внимание, что созданные государством операторы оказывают негативное влияние на экономику, поручил провести анализ целесообразности продолжения деятельности подобных структур, а до того момента запретил создание частных и государственных операторов.

Со своей стороны, ассоциация также должна принять участие в этом анализе.

Я считаю что это вопросы бизнеса, самих предпринимателей разрабатывать и утверждать стандарты всевозможных профессиональных экспертиз и определять экспертов. Следует учитывать, что помимо «операторов», которые так названы в законе, существуют и другие формы – различные комиссии и т.д. Или разного рода коммерческие организации, которых компетентные органы привлекают на договорной основе к решению задач, относящихся к компетенции самих госорганов. Все это надо анализировать.

 

Второе, на что обратил внимание Глава государства, это необходимость защиты местных производителей, неудовлетворительность работы по увеличению местного содержания в закупках.

Как Вы знаете, данная проблема является одной из ключевых в сфере недропользования. Здесь объемы закупок исчисляются триллионами тенге.

Понятно, что в новых условиях, в связи с общими тенденциями глобализации, участием в ВТО, Евразийском экономическом союзе и так далее, решение проблемы обеспечения местного содержания будет иметь определенную специфику.

Важно учитывать и ту особенность, что в сфере недропользования, в частности, по углеводородам, 80 % всех закупок товаров, работ и услуг приходятся на три наши крупнейшие проекта – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. А контракты по ним предусматривают свои правила закупок.

Тем не менее, эту проблему решать надо. В том числе и по трем этим контрактам, можно искать и находить взаимоприемлемые условия с учетом баланса интересов.

Недавно Ассоциация нефтесервисных компаний подготовило поправки в Кодекс, однако, честно говоря, уровень проработки их предложений оставляет желать лучшего. Нужен более глубокий, комплексный подход, с участием всех заинтересованных сторон – недропользователей, подрядчиков, сервисных компаний.

Глава государства дал поручение разработать Единый закон о закупках, для госорганизаций, квазиогоссектора, недропользователей и который должен приниматься и крупными стабилизированными контрактами.

Нужно в принципе определиться, какие способы являются действенными в деле защиты местного содержания. Например, регламентированные закупки недропользователей, сложные и забюрократизированные, давно превратились в элемент давления на недропользователей и, будем говорить откровенно, в некое коррупционное поле. Но служат ли они вообще защите местного содержания или только позволяют уполномоченным органом выискивать, где и кто какую-то бумажку приложил не на двух языках, а на одном.

 

И третье, наверное, самое главное.

Президент в очередной раз обратил внимание на необходимость минимизации воздействия государства на бизнес. Речь идет уже даже не о давлении, каком-то необоснованном вмешательстве, о чем Глава государства говорит постоянно.

Вчера он сказал, что даже простое «чрезмерное присутствие государства» заставляет страдать экономику страны.

Мы приняли административно процедурно процессуальный кодекс, где в ст 47 устанавливает принципы передачи центральных и местных органов в конкурентную среду. Кодекс вступает в силу с июня 2021 г. Считаю, что функции по проведению государственных закупок, закупок недропользователей в том числе и крупных должны быть переданы самим предпринимателям, государство должно только мониторить условия проведения конкурсов. Функциям многочисленных операторов госэкспертиз должны быть переданы саморегулируемым организациям.

Мы не раз говорили о необходимости либерализовать законодательство о недрах и недропользовании, минимизировать воздействие государства, компетентных и иных органов на недропользователей, свести их только к тем вопросам, где есть угроза жизни, здоровью, окружающей среде. Мелочный контроль совершенно не нужен.

Например, недропользователь выполнил этап разведки, в согласованные сроки, и в полном физическом объеме. Но часть работ выполнил не в этом году, а в следующем. Компетентный орган тут же бежит с иском и взыскивает штраф в размере чуть ли не половины стоимости всего проекта. За невыполненные обязательства того года. Но кто от этого пострадал? Общие результаты не изменились.

Необходимо пересмотреть принципы работы нашего законодательства и декриминализовать его. Посмотрите на НК, ЭК, Кодекс недропользования они сплошь и рядом устанавливают государственные рамки и санкции за их нарушения. Сплошь и рядом вмешательство в дела предпринимателей.

Говорилось вчера и о многих частных вопросах, например, о необходимости кардинального упрощения и смягчения налогового администрирования.

Этот вопрос также имеет к недропользованию самое прямо отношение. В сфере налогообложения есть очень много вопросов. Это и подписной бонус, и исторические затраты и многое другое. Если мы хотим привлечь инвестиции, то надо разрешить уплачивать налоговые платежи за недропользователя иным лицам.

Государство же идет по пути усиления администрирования. Например, в конце 2020 года приняты ежегодные поправки в Налоговый кодекс. Они коснулись и так называемого альтернативного налога. Раньше было – если ведешь работы на море, то применяешь альтернативный налог. А сейчас надо доказать, что месторождение целиком (!) находится в границах казахстанского сектора, ни на миллиметр не выходит ни на сушу, ни в сектора других государств. Не доказал – нет льготы.

 

Понятно, что чрезмерное администрирование имеет мультипликативный негативный эффект. Это усложняет, удорожает бизнес. Это создает возможности для коррупции.

И все эти проблемы нужно решать комплексно.

 

На деле же получается наоборот.

Новый Кодекс о недрах, как вы знаете, пошел по пути различных режимов, различного регулирования по видам полезных ископаемых.

Частно эти отличия были ничем не оправданы.

Сейчас вносятся различные точечные изменения – по добыче твердых полезных ископаемых, по аукциону по углеводородам, по газу, по урану и т.д.

 

Полагаю, что необходимо выработать концептуальные и комплексные поправки в законодательство о недрах.

Для этого нужно:

- не только говорить о проблемах, но и предпринять практические шаги, в частности, создать рабочую группу на базе ассоциации. Я мог бы возглавить данную работу, поскольку мое нынешнее положение позволяет мне говорить независимо от государственных органов или, наоборот, недропользователей.

- необходимо выработать комплексное решение проблем, взаимоувязанных и согласованных.

- к работе следует привлечь все заинтересованные стороны.

 

Считаю, что только так эти проблемы могут быть решены.

Поделиться