Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения
Сенат Парламента
Республики Казахстан

Новости

Работа по адвокатуре

09.04.2021 0

Ниже таблица, которая обсуждалась на рабочих группах

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»

 


п/п
Структура нормативного
правового акта
 
Редакция статей проекта закона, одобренного Мажилисом
 
Предлагаемые изменения, дополнения и инициаторы
 
Решение и обоснование
1 2 3 4 5
 
9. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»
 
1.  Статья 1
пункт 9
подпункт 4)
 
новая
часть третья
статья 24
Закона
4) статью 24 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи передаются в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии юридических консультантов в порядке, установленном Законом «О государственном имуществе».»;
Изложить в следующей редакции:
4) статью 24 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи может передаваться в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии юридических консультантов в порядке, установленном Законом «О государственном имуществе».»;
 
 
В статью 24 Закона вносится новая часть третья, который предусматривает, что «Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи передаются в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии юридических консультантов в порядке, установленном Законом «О государственном имуществе».
Данная новелла противоречит действующему законодательству по целому ряду оснований.
Во-первых, как было выяснено в ходе обсуждения законопроекта, единая информационная система юридической помощи была создана АО «НИТ» и находится на его балансе, то есть относится к частной, а не государственной собственности (хотя бы и субъекта квазигосударственного сектора), в связи с чем законом не может быть решен вопрос о ее передаче в доверительное управление.
Во-вторых, норма права (в том числе и нормы рассматриваемого законопроекта) это - общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений (подпункт 18) статьи 1 Закона «О правовых актах»). Норма права представляет собой не конкретное, а абстрактное, обезличенное правило, распространяющееся равным образом на всех субъектов. В данном же случае речь идет о конкретном имуществе (информационное системе как объекте имущественных прав), передаваемых конкретным лицам (республиканским коллегиям) и на основе конкретного основания (доверительного управления). Такой вопрос не может быть предметом регулирования правовой нормы и, тем более, нормы закона.
В-третьих, даже при отнесении информационной системы юридической помощи к государственной собственности, вопрос о ее передаче не может быть разрешен законом, поскольку в соответствии с подпунктом 4) статьи 66 Конституции Республики Казахстан управление государственной собственностью организуется Правительством Республики Казахстан.
В-четвертых, хотя пункт 2 статьи 883 Гражданского кодекса допускает различные основания возникновения (учреждения доверительного управления (сделки, судебные и административные акты и т.д.), но Закон «О государственном имуществе», к которому отсылает рассматриваемая норма, предусматривает только договорный способ учреждения доверительного управления государственным имуществом. Договор же заключается лицами по своему усмотрению (статья 380 ГК), в связи с чем закон не может обязать две негосударственные, некоммерческие организации заключить договор доверительного управления.
В-пятых, в представленном Министерством юстиции обосновании вообще говориться не о доверительном управлении, а о некоем договоре «дарения».
До конца не ясно, что именно планируется передать – Информационную систему, как указывается в различных обоснованиях Министерства юстиции, или «объекты информатизации единой информационной системы», как указывается в законопроекте. Из понятийного аппарата Закона «Об информатизации» вытекает, что это различные объекты.
В этой связи предлагается иная редакция.
2.   Статья 1
пункт 9
подпункт 22)
абзац второй
проекта
 
пункт 2
статьи 67
Закона
Подпункты 10), 11), 12), 13), 14) и 17) исключить;
 
Изложить в следующей редакции:
«подпункты 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17) и 20) 21) исключить;»;
 
(Отдел по взаимодействию с Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам, Отдел законодательства)
 
Проектом Закона расширяются полномочия президиума Республиканской коллегии адвокатов за счет сокращения исключительной компетенции республиканской конференции (подпункты 22) и 23) пункта 9 статьи 1 законопроекта).
При этом некоторые полномочия такие как: утверждение стандартов повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом; порядка повышения квалификации адвокатов; положения о дисциплинарной комиссии адвокатов; положения о дисциплинарной комиссии адвокатуры не исключены из исключительной компетенции республиканской конференции, но переданы президиуму Республиканской коллегии адвокатов, которые не учтены в законопроекте.
 
МЮ: поддерживается
 
3.  Статья 1
пункт 9
подпункт 29)
абзац третий
проекта
 
пункт 1
новой статьи 78-1
Закона
1. «Республиканская коллегия юридических консультантов – единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан и ее уставом».Изложить в следующей редакции:
«1. «Республиканская коллегия юридических консультантов – единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан и ее уставом».
 
(депутат Сафинов К.Б.)
В пункте 1 новой статьи 78-1 Закона предусматривается, что «Республиканская коллегия юридических консультантов – единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан и ее уставом».
По несогласию с данной нормой обращались многочисленные юридические консультанты со всего региона страны (более 140 обращений поступил в Сенат).
В этой норме содержится, как минимум, одно внутреннее противоречие. С одной стороны, законопроект исходит из обязательного членства палат юридических консультантов в республиканской коллегии. Об этом свидетельствует, в частности, определение «единая» (то есть одна).
Вместе с тем, буквальное толкование данной нормы дает основание для вывода, что обязательным членство является не для всех палат, а только для палат юридических консультантов, «представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы». На сегодняшний день – это 17 регионов (14 областей, столица и два города республиканского значения), две трети от которых составляют, соответственно, 12 регионов.
Такое толкование порождает целый ряд вопросов.
В частности, является ли обязательным членство в республиканской коллегии для палат, представляющих остальные 5 регионов (областей и городов)?
В случае, если в республиканскую коллегию вступает палата от региона, в котором действует несколько палат (например, в городе Алматы более 40 палат юридических консультантов), то возникает вопрос, будет ли считаться данное требование закона выполненным и для остальных палат юридических консультантов этого региона членство становится не обязательным, либо необходимо обязательное членство всех палат, представляющих данный регион?
Если закон предусматривает обязательное членство палат юридических консультантов в республиканской коллегии, то, полагаем, эта обязательность должно быть одинаковой и общей для всех палат, исходя и общеправового принципа равенства.
 
МЮ: не поддерживается
4.. Статья 1
пункт 9
подпункт 29)
абзац пятнадцатый проекта
 
пункт 6
новой статьи 78-1
Закона
6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок ежемесячных взносов, осуществляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого юридического консультанта и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.»;Слово «одного» заменить цифрами «0,5»
 
(депутаты Волков В.В.,
Сулеймен Л.Ж. )
 
 
Согласно статьи 88 действующего Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» определены размеры взносов юридических консультантов в палату юридических консультантов в сумме от 15 до 75 МРП в год.
Вместе с тем, законопроектом предлагается ежемесячно уплачивать взносы каждым юридическим консультантом в размере не менее 1 МРП на общие нужды в Республиканскую коллегию юридических консультантов. 
Следовательно, каждый консультант должен оплачивать в год не менее 15 МРП в региональную палату и не менее 12 МРП Республиканскую коллегию.
 Таким образом, при взаимозачете членских взносов (как предлагает уполномоченный орган) на функционирование региональной палаты остается всего 3 МРП в год. 
Предлагается размер и порядок ежемесячных взносов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов определять самостоятельно на съезде Республиканской коллегии юридических консультантов.
5.  Статья 2 
пункт 1
подпункт 2)
проекта
 
 
2) абзаца четвертого подпункта 6) пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 июля 2021 года.
 
Исключить.
 
 
(Отдел по взаимодействию с Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам)
В целях приведение в соответствии с нормами законопроекта.
В законопроекте предусмотрено, что поправка об исключении слов «или ее структурные подразделения» в частях третьей и четвертой статьи 68 УПК РК, вводятся в действие с 1 июля 2021 года.
Данная поправка должна вводится в действие в общем порядке т.е. по истечению десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
 
МЮ: поддерживается
 
6.  Статья 2 
новый пункт 4 проекта
Отсутствует.Дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:
«4. Создание Республиканской коллегии юридических консультантов, предусмотренной подпунктом 29) пункта 9 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется на учредительном съезде, проводимом не ранее чем через шесть месяцев после введения настоящего Закона в действие, организованном заинтересованными лицами с обязательным приглашением для участия в съезде всех палат юридических консультантов, внесенных в реестр палат юридических консультантов на день направления такого приглашения. Учредительный съезд является правомочным при условии участия в нем палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы.».
 
(депутат Сафинов К.Б.)
В законопроекте не предусмотрен срок, в течение или по истечении, которого должна быть создана республиканская коллегия.
Вместе с тем, данный вопрос имеет важное значение, поскольку наряду с созданием республиканской коллегии законопроект содержит еще ряд новелл, затрагивающих палаты юридических консультантов.
Одно из существенных нововведений – это увеличение минимального количества членов палаты с 50 до 200 человек.
По данным Министерства юстиции, 73% палат (63 из 86) объединяют не более 80 юридических консультантов.
Пунктом 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что «палаты юридических консультантов, внесенные в реестр палат юридических консультантов, приводят свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона».
Очевидно, что существующие палаты не могут просто «набрать» дополнительное число членов. Таким образом, речь идет о том, что палаты будут реорганизовываться путем слияния или присоединения. Возможно также, что отдельные палаты будут ликвидированы, а их члены вступят другие палаты юридических консультантов.
Полагаем, что не имеет никакого смысла создавать республиканскую коллегию до того, как палаты приведут свою деятельность в соответствие с законом, поскольку если палаты вступят в республиканскую коллегию сейчас, то через полгода в ней будут совершенно другие члены.
При создании Республиканской коллегии сейчас, те палаты, которые отвечают требованиям нового закона и уже фактически готовы к созданию Республиканской коллегии, окажутся в преимущественном положении при создании коллегии, формировании его руководящих органов, выработке внутренних положений и т.п., по сравнению со вступившими после перерегистрации, которым останется только «присоединиться» к уже созданной другими коллегии. Это, помимо прочего, также не отвечает принципу равенства. Такое положение приведет к негативным последствиям.
 
МЮ: не поддерживается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Служебная записка на имя руководства

 

 

АБДИРОВУ Н.М.

 

На заседании головного Комитета был концептуально одобрен  проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – Законопроект). Вместе с тем в ходе обсуждения Законопроекта на рабочих группах, в связи с многочисленными обращениями палат юридических консультантов, имелись замечания, касающиеся внутренних противоречий.

17 февраля состоялась рабочая группа с участием Министра юстиции Бекетаева М.Б. с разработчиками и членами Комитета. По итогам заседания рабочей группы, ознакомившись с аргументами, высказанными Минюстом и АО «НИТ», разработчики пришли к следующим решениям:

1.Министр согласился о необходимости внесения ряда изменений, носящих неконцептуальный характер. Ст. 67 п.2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»и ст. 68 УПК РК (пункт 2 и 5 Таблицы).

По ряду концептуальных позиций Министр высказал свои аргументы.

2.В статью 24 Закона вносится новый пункт 3, который предусматривает, что «Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи передаются в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии юридических консультантов в порядке, установленном Законом «О государственном имуществе». Разработчики согласились с замечаниями, высказанными в ходе рабочих групп (п. 1 Таблицы).

Министр не согласен с этими замечаниями на основании следующих аргументов:

а) МЮ считает имущество в виде информационной системы (далее – ИС), находящееся на балансе АО, государственной собственностью. Вместе с тем, только после принятия данного Закона будет произведена передача указанного имущества на баланс Комитета госимущества.

б) Ранее ИС были переданы аналогично в доверительное управление ряду республиканских объединений (нотариальным палатам и судебным исполнителям). Поэтому есть прецедент, не вызвавший правовых возражений.

в) МЮ возражает против смягчения императивной формулировки «передаются» на менее жесткую «могут передаваться». При этом считая, что в законе Парламент может императивно устанавливать норму о распоряжении государственным имуществом, несмотря на конституционную норму (ст.66) о таком исключительном праве Правительства.

г) по мнению Министра, в случае передачи ИС во вновь создаваемую Единую республиканскую коллегию юридических консультантов (далее - ЕРКЮК), у юридических консультантовчленов палаты не возникает обязательство использовать ИС в императивном порядке. Однако, аргументов, подтверждающих такие выводы в Законопроекте, нет.

По мнению разработчиков контраргументы МЮ являются спорными, но вместе с тем, аргумент о необходимости на современном этапе, использовать высококачественные ИС в работе юридических консультантов бесспорен.  Однако это требование должно строиться на договорной, равноправной основе, а не на обязательстве, исходящей из норм закона. По мнению ряда палат юридических консультантов министерство преследует цель перенести финансовую нагрузку и передать недоработанную и дорогостоящую ИС.

Разработчики законопроекта считают, что создание республиканского объединения на недемократических началах может привести к понуждению заключения договора о доверительном управлении ИС. Такая сделка безусловно повлияет на удорожание юридических услуг населению.

При условии внесения изменений, предусмотренных п.3 и п. 6 Таблицы, исключающих недемократичное создание единой палаты и с учетом того, что ИС будет передаваться в соответствии с гражданским договором о доверительном управлении, замечания по ст. 24 можно снять.

 

3. В отношении вопросов, касающихся создания ЕРКЮК.

Министр согласен с предложением по ст.78-1, в части разделить ее на нормы, дающие признаки юридического лица (п.3), такие как единая палата, обязательное членство и т.д., а также на нормы об организационных требованиях по созданию юридического лица (п.6 Таблицы). Вместе с тем, Министр категорически против создания ЕРКЮК после регистрации всех палат в предусмотренные законопроектом сроки в шесть месяцев.

Правительство подтвердило заключением АРВ о том, что увеличение членства в палатах с 50 до 200 не повлияет на региональное представительство палат, которое должно оставаться не менее 2/3 от всех регионов. Однако Министр считает, что такое представительство может быть не обеспечено в связи с объединением региональных палат и в ряде регионов (более 1/3 областей) не будут существовать палаты юридических консультантов. Поэтому ЕРКЮК необходимо создать сразу после выхода Закона, т. к. в настоящий момент есть конкретная Палата, отвечающая требованиям законопроекта, которая готова создать необходимое юридическое лицо. После регистрации к ней обязаны присоединится другие палаты.

Разработчики законопроекта обратили внимание Министра, что этот концептуальный момент вызвал многочисленные жалобы и вносит раскол в существующие палаты юридических консультантов. При таком подходе не соблюдаются демократические и равноправные принципы создания саморегулирующей организации (СРО), предусмотренные действующим законом. По предложенной редакции ст.78-1 имеется возможность создать ЕРКЮК простым меньшинством представителей палат (2/3 от 14 областей от каждой по одной палаты (9) и плюс 3 города республиканского значения, итого 12 палат при допустимом возражении большинства из 86 действующих палат. При проведении рабочих групп, как минимум, порядка 30 палат были против редакции ст.78-1). Поэтому разработчики считают небохдимым включить предлагаемые концептуальные поправки, предусмотренные п.3 и п.6 Таблицы.

 

4. По пункту 4 в части снижения размера ежемесячного взноса с 1 МРП до 0,5 МРП.

Министр обратил внимание на снижение эффективности республиканских коллегий в случае отсутствия должного финансирования. С этими аргументами разработчики в целом согласны, но вместе с тем расчеты о необходимости на содержание аппарата и выполнения усеченных функции для ЕРКЮК министерство не представило.

Разработчики считают, что большая часть членских взносов пойдет на покрытие дорогостоящей ИС. Ранее такие расчеты предоставлял АО «НИТ», являющийся оператором этой системы. Также представлена информация МЮ, что передача этой системы из госимущества в доверительное управление значительно снизит государственные расходы. Вместе с тем, если ЕРКЮК будет создана по принципам, которые предлагают разработчики, т. е. на демократических началах самоуправления и контролируемыми расходами за заключаемыми контрактами, то вопрос распределения полученных взносов и оплат руководства будет принят не навязываемыми сверху решениями, а корпоративными решениями палат участников. В случае принятия предложений по п.3 и п.6 вопрос снижения размера членских взносов можно снять.

 

По итогам совещания с Министром, разработчиками была согласована Таблица замечаний.

Представляя разработчиков как докладчик законопроекта, мною было озвучено Волкову В. В., что в случае неучета вышеуказанных концептуальных замечаний (п.3 и п.6 Таблицы) и принятие на заседании Комитета законопроекта в предложенной редакции Мажилиса, я буду вынужден выйти из состава разработчиков и не смогу докладывать по Законопроекту на пленарном заседании. Считаю, что без учета предлагаемых концептуальных изменений в Законопроект, могут наступить негативные правовые последствия в вопросах оказания квалифицированной, юридической помощи населению.

 

Приложение: на 8 л.

 

Сафинов К.Б.

 

 

Ниже Сравнительная таблица, принятая на заседании Сената

 

«Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне адвокаттық қызмет және заң көмегі мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Заңының жобасына Қазақстан Республикасы Парламенті Сенатының өзгерістер мен толықтырулар енгізуі бойынша

САЛЫСТЫРМА КЕСТЕ

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по внесению Сенатом Парламента Республики Казахстан изменений и дополнений в проект Закона

Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»

 

р/с№
 

п/п
Нормативтік құқықтық актінің құрылымы
 
Структура нормативного
правового акта
Мәжіліс мақұлдаған заң жобасы баптарының редакциясы
 
 
Редакция статей проекта закона, одобренного Мажилисом
Ұсынылатын өзгерістер мен толықтырулар, олардың бастамашылары
 
 
Предлагаемые изменения и дополнения, их инициаторы
Қабылданған шешім және оның негіздемесі
 
 
 
Принятое решение и его обоснование
1 2 3 4 5
 
1. 2014 жылғы 4 шілдедегі Қазақстан Республикасының Қылмыстық-процестік кодексі
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года
 
1. Жобаның
1-бабының
1-тармағы
6) тармақшасы-ның
бірінші, екінші және төртінші абзацтары
 
Кодекстің                 68-бабының үшінші және төртінші бөліктері
 
 
 
Cтатья 1
пункт 1
подпункт 6)
абзац четвертый
проекта
 
 
части третья и четвертая
статьи 68
Кодекса
6) 68-бапта:
екінші бөлік мынадай редакцияда жазылсын:
........
үшінші және төртінші бөліктердегі «немесе оның құрылымдық бөлімшелері» деген сөздер алып тасталсын; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6)      в статье 68:
часть вторую изложить в следующей редакции:
…….
в части третьей и четвертой слова «или ее структурные подразделения» исключить;
 
1) бірінші және екінші абзацтар мынадай редакцияда жазылсын:
«6) 68-баптың екінші бөлігі мынадай редакцияда жазылсын:»; 
 
2) төртінші абзац алып тасталсын.
 
(Бас комитет)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1)         абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
«6) часть вторую статьи 68 изложить в следующей редакции:»;
 
2)         абзац четвертый исключить.
 
(Головной комитет)
ҚАБЫЛДАНСЫН
Заң жобасының нормаларына сәйкес келтіру мақсатында.
«Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» ҚР Заңының                         62-бабына сәйкес азаматтардың заң көмегіне қол жеткізуін қамтамасыз ету үшін адвокаттар алқасының төралқасы заң консультацияларын құрады. Заң консультациясы адвокаттар алқасының құрылымдық бөлімшесі (филиалы) болып табылады.
Заң жобасына сәйкес заң консультациялары институты сақталады.
 
ПРИНЯТЬ
В целях приведения в соответствие с нормами законопроекта.
Согласно статье 62 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» для обеспечения доступа граждан к юридической помощи президиум коллегии адвокатов создает юридические консультации. Юридическая консультация является структурным подразделением (филиалом) коллегии адвокатов.
Согласно законопроекту институт юридических консультаций сохраняется.
 
9. «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» 2018 жылғы 5 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңы 
Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»
2. Жобаның
1-бабы
9-тармағының 6) тармақшасы
 
 
Заңның                   32-бабының  2-тармағы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 6)
проекта
 
 
пункт 2
статьи 32
Закона
6) 32-баптың 2-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
«2. Сот әрекетке қабілетсіз не әрекет қабілеті шектеулі деп таныған адам адвокат бола алмайды.
Мыналар:
бұрын сотталған не қылмыс жасағаны үшін қылмыстық жауаптылықтан Қазақстан Республикасы Қылмыстық-процестік кодексінің 35-бабы бірінші бөлігінің 3), 4), 9), 10) және 12) тармақтарының немесе 36-бабының негізінде босатылған;
қылмыстық теріс қылық жасағаны үшін өзіне қатысты соттың айыптау үкімі шығарылған немесе қылмыстық теріс қылық жасағаны үшін қылмыстық жауаптылықтан Қазақстан Республикасы Қылмыстық-процестік кодексінің 35-бабы бірінші бөлігінің 3), 4), 9), 10) және 12) тармақтарының немесе 36-бабының негізінде босатылған адам – осындай оқиғалар басталғаннан кейін үш жыл бойы;
теріс себептер бойынша мемлекеттік және әскери қызметтен, өзге де құқық қорғау органдарынан, арнаулы мемлекеттік органдардан, соттардан шығарылған адам – шығарылған күннен бастап үш жыл бойы;
әкімшілік сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылық жасаған адам – осындай оқиғалар басталғаннан кейін үш жыл бойы;
қасақана қылмыс жасағаны үшін адвокатқа қатысты соттың айыптау үкімінің шығарылуына байланысты лицензиясының қолданысы тоқтатылған;
осы Заңның 44-бабы                            4-тармағының 1) және                             2) тармақшаларында көзделген негіздер бойынша адвокаттық қызметпен айналысуға арналған лицензиядан айырылған адам – сот шешімі заңды күшіне енген күннен бастап үш жыл бойы;
осы Заңның 44-бабы                                4-тармағының 1) және                         2) тармақшаларында көзделген негіздер бойынша лицензиядан қайта айырылған;
теріс себептер бойынша заң консультанттары палатасының тізілімінен шығарылған адам шығарылған күннен бастап үш жыл бойы адвокат бола алмайды.»;
 
 
6) пункт 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«2. Адвокатом не может быть лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным.
Адвокатом не может быть также лицо:
ранее судимое либо освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда за совершение уголовного проступка или которое освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, – в течение трех лет после наступления таких событий;
уволенное по отрицательным мотивам с государственной и воинской службы, из иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов, – в течение трех лет со дня увольнения;
совершившее административное коррупционное правонарушение, – в течение трех лет после наступления таких событий;
действие лицензии которого прекращено в связи с вынесением обвинительного приговора суда в отношении адвоката за совершение умышленного преступления;
лишенное лицензии на занятие адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 44 настоящего Закона, – в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного решения;
лишенное лицензии повторно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 44 настоящего Закона;
исключенное из реестра палаты юридических консультантов по отрицательным мотивам, – в течение трех лет с даты исключения.»;
 
Мынадай редакцияда жазылсын:
6) 32-баптың 2-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
«2. Сот әрекетке қабілетсіз не әрекет қабілеті шектеулі деп таныған не заңда белгіленген тәртіппен жойылмаған немесе алынбаған сотталғандығы бар адам адвокат бола алмайды.
Мыналар:
қылмыс жасағаны үшін қылмыстық жауаптылықтан Қазақстан Республикасы Қылмыстық-процестік кодексінің 35-бабы бірінші бөлігінің 3), 4), 9), 10) және 12) тармақтарының немесе 36-бабының негізінде босатылған  осындай оқиғалар басталғаннан кейін үш жыл бойы;
теріс себептер бойынша мемлекеттік және әскери қызметтен, өзге де құқық қорғау органдарынан, арнаулы мемлекеттік органдардан, соттардан шығарылған адам – шығарылған күннен бастап үш жыл бойы;
әкімшілік сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылық жасаған адам – осындай оқиғалар басталғаннан кейін үш жыл бойы;
осы Заңның 44-бабы 4-тармағының 1) және 2) тармақшаларында көзделген негіздер бойынша адвокаттық қызметпен айналысуға арналған лицензиядан айырылған адам – сот шешімі заңды күшіне енген күннен бастап үш жыл бойы;
теріс себептер бойынша заң консультанттары палатасының тізілімінен шығарылған адам шығарылған күннен бастап үш жыл бойы адвокат бола алмайды.»;».
 
(Бас комитет)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изложить в следующей редакции:
«6) пункт 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
 «2. Адвокатом не может быть лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость.
Адвокатом также не может быть лицо:
освобожденное от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, – в течение трех лет после наступления таких событий;
уволенное по отрицательным мотивам с государственной и воинской службы, из правоохранительных, специальных государственных органов, а также освобожденное от должности судьи, – в течение трех лет со дня увольнения (освобождения);
совершившее административное коррупционное правонарушение, – в течение трех лет после наступления таких событий;
лишенное лицензии на занятие адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 44 настоящего Закона, – в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного решения;
исключенное из реестра палаты юридических консультантов по отрицательным мотивам, – в течение трех лет с даты исключения.»;».
 
(Головной комитет)
ҚАБЫЛДАНСЫН
Соттылықтың құқықтық салдарына қатысты норманың қолданыстағы редакциясын қалпына келтіру ұсынылады.
Қылмыс жасағаны үшін сотталған адам соттың айыптау үкімі заңды күшіне енген күннен бастап сотталғандығы жойылған немесе алып тасталған кезге дейін сотталған болып есептеледі. Өмір бойына тағайындалған жазаның қосымша түрімен белгіленген шектеулерді қоспағанда, соттылықты жою немесе алып тастау ҚР Қылмыстық кодексінде көзделген барлық қылмыстық-құқықтық салдарлардың күшін жояды
(ҚР Қылмыстық кодексінің
79-бабының бірінші және тоғызыншы бөліктері).

Кәсіптік қызметке өмір бойы тыйым салуға алып келетін нормалар алып тасталады.
Кәсіптік қызметке тыйым салу белгілі бір лауазымды атқаруға немесе белгілі бір қызметпен айналысуға тыйым салуды белгілейтін Қылмыстық кодекстің нормаларын негізге ала отырып, сондай-ақ «Рұқсаттар және хабарламалар туралы» ҚР Заңының 32-бабы 1-тармағының                                          5) тармақшасын ескере отырып қолданылатын болады.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
В отношении правовых последствий судимости предлагается восстановить действующую редакцию нормы.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все уголовно-правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом РК, за исключением ограничений, установленных назначенным пожизненно дополнительным видом наказания (части первая и девятая статьи 79 Уголовного кодекса РК).
Исключаются нормы, влекущие за собой пожизненный запрет на профессиональную деятельность.
Запрет на профессиональную деятельность будет применяться исключительно исходя из норм Уголовного кодекса, устанавливающих запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также с учетом подпункта 5) пункта 1 статьи 32 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях».        
3. Жобаның
1-бабы
9-тармағының
22) тармақшасы     
 
Заңның
67-бабының
2-тармағы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 22)
проекта
 
пункт 2
статьи 67
Закона
22) 67-баптың                                       2-тармағында:
10), 11), 12), 13), 14) және 17) тармақшалар алып тасталсын; 
«22) Республикалық адвокаттар алқасының жалпы мұқтаждықтарына адвокаттар алқалары аударатын ай сайынғы жарналардың мөлшері мен тәртібін айқындау жатады, бұл ретте жарналардың мөлшері әрбір адвокат үшін есептелуге және тиісті қаржы жылына республикалық бюджет туралы заңда белгіленген кемінде бір айлық есептік көрсеткішті құрауға тиіс;»;
 
 
 
 
 
 
 
 
22) в пункте 2 статьи 67:
подпункты 10), 11), 12), 13), 14) и 17) исключить;
подпункт 22) изложить в следующей редакции:
«22) определение размера и порядка ежемесячных взносов, отчисляемых коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого адвоката и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;»;
 
Мынадай редакцияда жазылсын:
«22) 67-баптың 2-тармағының 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17), 20) және 21) тармақшалары алып тасталсын;».
 
(Бас комитет)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изложить в следующей редакции:
«22) подпункты 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17), 20) и 21) пункта 2 статьи 67 исключить;».
 
(Головной комитет)
ҚАБЫЛДАНСЫН
1) Заң жобасымен республикалық конференцияның ерекше құзыретін қысқарту есебінен республикалық адвокаттар алқасы төралқасының өкілеттіктері кеңейтіледі (Заң жобасының 1-бабы 9-тармағының 22) және 23) тармақшалары).
Бұл ретте республикалық конференцияның ерекше құзыретінен: уәкілетті органмен келісу бойынша адвокаттардың біліктілігін арттыру стандарттарын; адвокаттардың біліктілігін арттыру тәртібін; адвокаттардың тәртіптік комиссиясы туралы ережені; Республикалық адвокаттар алқасының төралқасына берілетін адвокатураның тәртіптік комиссиясы туралы ережені бекіту сияқты кейбір өкілеттіктер алып тасталмайды;
2) үшінші және төртінші абзацтарды салыстырма кестенің
9-позициясын қабылдау туралы ұсынысқа байланысты алып тастау ұсынылады.

 
 
ПРИНЯТЬ
1) проектом Закона расширяются полномочия президиума Республиканской коллегии адвокатов за счет сокращения исключительной компетенции республиканской конференции (подпункты 22) и 23) пункта 9
статьи 1 законопроекта).
При этом из исключительной компетенции республиканской конференции не исключены некоторые полномочия, такие как утверждение: стандартов повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом; порядка повышения квалификации адвокатов; положения о дисциплинарной комиссии адвокатов; положения о дисциплинарной комиссии адвокатуры, которые передаются президиуму Республиканской коллегии адвокатов;
2) абзацы третий и четвертый предлагается исключить в связи с обоснованием принять позицию 9 сравнительной таблицы.
4. Жобаның                   1-бабының
9-тармағы
29) тармақшасы-ның үшінші абзацы

 
Заңның жаңа 78-1-бабының 1-тармағы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 29)
абзац третий
проекта
 
пункт 1
новой статьи 78-1
Закона
1. Республикалық заң консультанттары алқасы – кемінде үштен екі облыстан, республикалық маңызы бар қаладан және астанадан өкілдік ететін заң консультанттары палаталарының міндетті мүшелігіне негізделген, қызметі мен өкілеттіктері Қазақстан Республикасының заңнамасында және өзінің жарғысында айқындалатын бірыңғай коммерциялық емес ұйым.
 
 
 
 
 
 
1. Республиканская коллегия юридических консультантов единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан
и ее уставом.

 
Мынадай редакцияда жазылсын:
«1. Республикалық заң консультанттары алқасы – қызметі мен өкілеттіктері Қазақстан Республикасының заңнамасында және оның жарғысында айқындалатын, заң консультанттары палаталарының міндетті мүшелігіне негізделген бірыңғай коммерциялық емес ұйым.
Республикалық заң консультанттары алқасын облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың кемінде үштен екісінің атынан өкілдік ететін заң консультанттары палаталары өкілдерінің құрылтай съезі құрады.».
 
(Бас комитет)
 
Изложить в следующей редакции:
«1. Республиканская коллегия юридических консультантов – единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан и ее уставом.
Республиканская коллегия юридических консультантов образуется учредительным съездом представителей палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы.».
 
(Головной комитет)
 
ҚАБЫЛДАНСЫН
Республикалық заң консультанттары алқасы ұғымының және оны құрудың ұйымдастырушылық рәсімдерінің аражігін ажырату мақсатында.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
В целях разграничения понятия Республиканской коллегии юридических консультантов и организационных процедур ее создания.
5. Жобаның
1-бабының
9-тармағы
29) тармақшасы-ның он бесінші абзацы

 
Заңның жаңа 78-1-бабының 6-тармағы
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 29)
абзац пятнадцатый
проекта
 
пункт 6
новой
статьи 78-1
Закона
6. Республикалық заң консультанттары алқасының съезі заң консультанттары палаталары Республикалық заң консультанттары алқасының жалпы мұқтаждықтарына жүзеге асыратын ай сайынғы жарналардың мөлшері мен тәртібін айқындайды, бұл ретте жарналардың мөлшері әрбір заң консультанты үшін есептелуге және тиісті қаржы жылына республикалық бюджет туралы заңда белгіленген кемінде бір айлық есептік көрсеткішті құрауға тиіс.»;
 
6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок ежемесячных взносов, осуществляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого юридического консультанта и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.»;
 
Мынадай редакцияда жазылсын:
«6. Республикалық заң консультанттары алқасының съезі заң консультанттары палаталары Республикалық заң консультанттары алқасының жалпы мұқтаждықтарына жүзеге асыратын ай сайынғы жарналардың мөлшері мен тәртібін айқындайды.»;».
 
(Бас комитет)
 
 
 
 
 
 
Изложить в следующей редакции:
«6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок ежемесячных взносов, осуществляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов.»;».
 
 (Головной комитет)
 
ҚАБЫЛДАНСЫН
Салыстырма кестенің                                9-позициясын қабылдау туралы ұсынысқа байланысты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
В связи с предложением принять позицию 9 сравнительной таблицы.
6. Жобаның
1-бабының
9-тармағы
29) тармақшасы-ның жаңа он алтыншы және он жетінші абзацтары

 
Заңның жаңа 78-1-бабының жаңа 7 және
 8-тармақтары

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 29)
новые абзацы
шестнадцатый и семнадцатый
проекта
 
новые
пункты 7 и 8
новой статьи 78-1
Закона
Жоқ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отсутствуют.
Мынадай мазмұндағы жаңа он алтыншы және он жетінші абзацтармен толықтырылсын:
«7. Республикалық заң консультанттары алқасының басқармасы барлық түсімдер мен шығыстар туралы ақпаратты қамтитын, Республикалық заң консультанттары алқасының қаржылық-шаруашылық қызметі туралы жылдық есепті жасайды және оны Республикалық заң консультанттары алқасының интернет-ресурсында орналастырады.
8. Республикалық заң консультанттары алқасының ревизиялық комиссиясы (ревизоры) Республикалық заң консультанттары алқасының қаржылық-шаруашылық қызметі туралы жылдық есепті тексеруді жүргізеді және оның нәтижелерін Республикалық заң консультанттары алқасының интернет-ресурсында орналастырады.»;».
 
(Бас комитет)
 
Дополнить новыми абзацами шестнадцатым и семнадцатым следующего содержания:
«7. Правление Республиканской коллегии юридических консультантов составляет годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии юридических консультантов, включающий информацию обо всех поступлениях и расходах, и размещает его на интернет-ресурсе Республиканской коллегии юридических консультантов.
8. Ревизионная комиссия (ревизор) Республиканской коллегии юридических консультантов  проводит проверку годового отчета о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии юридических консультантов и размещает ее результаты на интернет-ресурсе Республиканской коллегии юридических консультантов.»;».
 
(Головной комитет)
 
ҚАБЫЛДАНСЫН
Осы нормалар Республикалық заң консультанттары алқасының қаржылық-шаруашылық қызметінің ашықтығы мен есептілігін қамтамасыз ету мақсатында ұсынылады.
Республикалық адвокаттар алқасына қатысты осыған ұқсас нормалар «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Заңның 68-бабы 3-тармағының 14) тармақшасында және 70-бабының 5-тармағында қамтылған.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
Данные нормы предлагаются в целях обеспечения открытости и отчетности финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии юридических консультантов.
Аналогичные нормы в отношении Республиканской коллегии адвокатов содержатся в подпункте 14) пункта 3 статьи 68 и пункте 5 статьи 70 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
7. Жобаның
1-бабы
9-тармағы
30) тармақшасы
 
Заңның
83-бабының
1-тармағы
жетінші бөлігінің
жаңа
6) тармақшасы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
подпункт 30)
проекта
 
новый
подпункт 6)
части седьмой пункта 1
статьи 83
Закона
30) 83-баптың 1-тармағының жетінші бөлігі 5) тармақшасындағы «адамдар аттестаттаудан өтуден босатылады.» деген сөздер «адамдар;» деген сөзбен ауыстырылып, мынадай мазмұндағы 6) тармақшамен толықтырылсын:
«6) теріс себептермен шығарылғандарды қоспағанда, заң мамандығы бойынша кемінде он жыл жұмыс өтілі болған жағдайда әділет органдарынан шығарылған адамдар, сондай-ақ мемлекеттік органдардың заң қызметтерінде кемінде он жыл жұмыс істеген адамдар аттестаттаудан өтуден босатылады.».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30) часть седьмую пункта 1 статьи 83 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
«6) лица, уволенные из органов юстиции, при наличии стажа не менее десяти лет работы по юридической специальности, а также лица, проработавшие в юридических службах государственных органов не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.».
Алып тасталсын.
 
(Бас комитет)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исключить.
 
(Головной комитет)
ҚАБЫЛДАНСЫН
Қазақстан Республикасының заңнамасын білуді тексеретін кешенді тесттеуден тұратын осы санаттағы адамдарды аттестаттаудан босату негізсіз және дұрыс емес.
Әділет органдарының әртүрлі функциялары бар – бұл заң жобалау жұмысын жүргізу, заңнаманы жетілдіру, халықаралық шарттарды құқықтық қамтамасыз ету, шетелдік заң көмегін үйлестіру, сонымен қатар сот-сараптама қызметі, ұйымды мемлекеттік тіркеуді жүзеге асыру және заң көмегін көрсету, құқықтық насихат, зияткерлік меншік құқықтарын сақтау және қорғау саласындағы мемлекеттік саясат аясындағы функциялар  және өзге де функциялар.
Егер ұсынылған норма қабылданса, мәселен, әділет органдарының актілерін тіркеу жөніндегі маман аттестаттаудан өтпейтін болады. Сонымен қатар, оның кәсіптік қызметі бойынша атқаратын функциялары заңгерлік кеңес беру үшін қажетті білім мен дағдыларының болуын талап етеді.
Бұл норманы қабылдау «мемлекеттік органның заң қызметтері» ұғымына заңнамалық тұрғыдан түсініктеме беруді қажет етеді.
 
ПРИНЯТЬ
Освобождение указанной категории лиц от прохождения аттестации, которая заключается в комплексном тестировании на знание законодательства РК, не представляется обоснованным и целесообразным.
Органы юстиции имеют разные функции – это ведение законопроектной работы, совершенствование законодательства, правовое обеспечение международных договоров, координации иностранной правовой помощи, а также функции в сферах судебно-экспертной деятельности, осуществления государственной регистрации организации и оказания юридической помощи, правовой пропаганды, государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и иные функции.
В случае принятия предлагаемой нормы, к примеру, специалист по регистрации актов органов юстиции не будет проходить аттестацию. Между тем, выполняемые им функции по профессиональному содержанию не сопоставимы с необходимыми знаниями и навыками для проведения юридических консультаций.
Принятие данной нормы требует законодательного разъяснения понятия «юридические службы государственного органа».
8. Жобаның
1-бабы
9-тармағы
жаңа
31) тармақшасы
 
 
Заңның
88-бабы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 1
пункт 9
новый
подпункт 31)
проекта
 
 
статья 88
Закона
Жоқ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отсутствует.
Мынадай мазмұндағы жаңа                       31) тармақшамен толықтырылсын:
«31) 88-бап мынадай редакцияда жазылсын:
«88-бап. Заң консультанттары палатасының жарналары
Заң консультанттары палатасында жыл сайынғы мүшелік жарналар белгіленеді.
Жыл сайынғы мүшелік жарналардың мөлшері тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы заңда белгіленген айлық есептік көрсеткіштің он бес еселенген мөлшерінен кем болмауға және жетпіс бес еселенген мөлшерінен аспауға тиіс.
Жүктілігі және босануы бойынша не бала үш жасқа толғанға дейін оның күтіміне байланысты демалыста болған кезеңде заң консультанттары және еңбекке уақытша қабілетсіздігі салдарынан қатарынан екі айдан астам кәсіптік қызметті жүзеге асырмаған заң консультанттары мүшелік жарна төлеуден босатылады.
Кәсіптік қызметін ауылдық елді мекендерде жүзеге асыратын не бір жылдан аз кәсіптік қызмет өтілі бар заң консультанттары мүшелік жарналарды белгіленген мөлшерлеменің елу пайызы мөлшерінде төлейді.
Кіру жарналарына тыйым салынады.».».
 
(Бас комитет)
 
Дополнить новым подпунктом 31) следующего содержания:
«31) статью 88 изложить в следующей редакции:
«Статья 88. Взносы палаты юридических консультантов
 В палате юридических консультантов устанавливаются ежегодные членские взносы.
Размер ежегодных членских взносов должен составлять не менее пятнадцатикратного и не более семидесятипятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
От уплаты членского взноса освобождаются юридические консультанты на период нахождения в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и юридические консультанты, не осуществляющие профессиональную деятельность более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности.
Юридические консультанты, осуществляющие профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах либо имеющие стаж профессиональной деятельности менее одного года, уплачивают членские взносы в размере пятидесяти процентов от установленной ставки.
Вступительные взносы запрещены.».».
 
(Головной комитет)
ҚАБЫЛДАНСЫН
Белгілі бір жағдайларда заң консультанттарына қаржылық жүктемені азайту мақсатында.
Адвокаттарға қатысты осындай нормалар «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 54-бабы
2-тармағының 6) тармақшасында және 55-бабы 2-тармағының
6) тармақшасында қамтылған.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
В целях снижения финансовой нагрузки на юридических консультантов при определенных условиях. 
Аналогичные нормы в отношении адвокатов содержатся в подпункте 6) пункта 2 статьи 54 и подпункте 6) пункта 2 статьи 55 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
9. Жобаның
2-бабы
1-тармағы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 2
пункт 1
проекта
2-бап.
1. Осы Заң:
1) 2021 жылғы                                       11 қаңтардан бастап қолданысқа енгізілетін                     1-баптың 8-тармағын;
2) 2021 жылғы                                  1 шілдеден бастап қолданысқа енгізілетін 1-баптың 1-тармағы                          6) тармақшасының төртінші абзацын қоспағанда, алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.
2. Осы Заң қолданысқа енгізілгенге дейін заң консультанттары палаталарының тізіліміне енгізілген заң консультанттарының палаталары осы Заң қолданысқа енгізілген күннен бастап алты ай ішінде өз қызметін осы Заң талаптарына сәйкес келтіреді.
3. Заң консультанттарының палаталары осы баптың                    2-тармағының талаптарын орындамаған жағдайда заң консультанттары палаталарының тізілімінен алып тасталуға тиіс.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования,
за исключением:
1) пункта 8 статьи 1, который вводится в действие с 11 января 2021 года;
2) абзаца четвертого подпункта 6) пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 июля 2021 года.
2. Палаты юридических консультантов, внесенные в реестр палат юридических консультантов до введения в действие настоящего Закона, приводят свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.
3. Палаты юридических консультантов в случае невыполнения требований пункта 2 настоящей статьи подлежат исключению из реестра палат юридических консультантов.
Мынадай редакцияда жазылсын:
«2-бап.
1. Осы Заң 2021 жылғы 11 қаңтардан бастап қолданысқа енгізілетін 1-баптың
8-тармағын қоспағанда, алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.
2. Осы Заң қолданысқа енгізілгенге дейін заң консультанттары палаталарының тізіліміне енгізілген заң консультанттары палаталары осы Заң қолданысқа енгізілген күннен бастап алты ай ішінде өз қызметін осы Заң талаптарына сәйкес келтіреді.
3. Заң консультанттары палаталары осы баптың 2-тармағының талаптарын орындамаған жағдайда заң консультанттары палаталарының тізілімінен алып тасталуға тиіс.
4. «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңы 67-бабының
2-тармағы 22) тармақшасының қолданысы 2026 жылғы 1 қаңтарға дейін тоқтатыла тұрсын,
тоқтатыла тұру кезеңінде осы тармақша мынадай редакцияда қолданылады деп белгіленсін:
«22) адвокаттар алқалары Республикалық адвокаттар алқасының жалпы мұқтаждықтарына аударатын ай сайынғы жарналардың мөлшері мен тәртібін айқындау жатады, бұл ретте жарналардың мөлшері әрбір адвокат үшін есептелуге және кемінде тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы заңда белгіленген бір айлық есептік көрсеткішті құрауға тиіс.
Адвокат «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 55-бабы
2-тармағының 6) тармақшасына сәйкес адвокаттар алқасына мүшелік жарна төлеуден босатылған жағдайда, ол үшін
 Республикалық адвокаттар алқасына ай сайынғы жарнаның мөлшері есептелмейді. Адвокат «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының
54-бабы 2-тармағының
6) тармақшасына сәйкес белгіленген мөлшерлеменің елу пайызы мөлшерінде жарна төлеген кезде ол үшін Республикалық адвокаттар алқасына ай сайынғы жарнаның мөлшері белгіленген жарнаның елу пайызы мөлшерінде есептеледі
.».
5. Осы Заңның 1-бабының
9-тармағы 29) тармақшасы он бесінші абзацының қолданысы
2026 жылғы 1 қаңтарға дейін тоқтатыла тұрсын,
тоқтатыла тұру кезеңінде осы абзац мынадай редакцияда қолданылады деп белгіленсін:
«6. Республикалық заң консультанттары алқасының съезі заң консультанттары палаталары Республикалық заң консультанттары алқасының жалпы мұқтаждықтарына жүзеге асыратын ай сайынғы жарналардың мөлшері мен тәртібін айқындайды, бұл ретте жарналардың мөлшері әрбір заң консультанты үшін есептелуге және кемінде тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы заңда белгіленген бір айлық есептік көрсеткішті құрауға тиіс.
Заң консультанты «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының                88-бабына сәйкес заң консультанттары палатасына мүшелік жарна төлеуден босатылған жағдайда, ол үшін Республикалық заң консультанттары алқасына ай сайынғы жарнаның мөлшері есептелмейді. Заң консультанты «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 88-бабына сәйкес белгіленген мөлшерлеменің елу пайызы мөлшерінде жарна төлеген кезде ол үшін Республикалық заң консультанттары алқасына ай сайынғы жарнаның мөлшері белгіленген жарнаның елу пайызы мөлшерінде есептеледі.».
 
 (Бас комитет)
 
Изложить в следующей редакции:
«Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 8 статьи 1, который вводится в действие с 11 января 2021 года.
2. Палаты юридических консультантов, внесенные в реестр палат юридических консультантов до введения в действие настоящего Закона, приводят свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.
3. Палаты юридических консультантов в случае невыполнения требований пункта 2 настоящей статьи подлежат исключению из реестра палат юридических консультантов.
4. Приостановить до 1 января 2026 года действие подпункта 22) пункта 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:
«22) определение размера и порядка ежемесячных взносов, отчисляемых коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого адвоката и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае освобождения адвоката от уплаты членского взноса в коллегию адвокатов в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 55 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию адвокатов за него не исчисляется. При уплате адвокатом взноса в размере пятидесяти процентов от установленной ставки в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 54 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию адвокатов исчисляется за него в размере пятидесяти процентов от установленного взноса.».
5. Приостановить до 1 января 2026 года действие абзаца пятнадцатого подпункта 29) пункта 9 статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:
«6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок ежемесячных взносов, осуществляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого юридического консультанта и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае освобождения юридического консультанта от уплаты членского взноса в палату юридических консультантов в соответствии со статьей 88 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» размер взноса в Республиканскую коллегию юридических консультантов за него не исчисляется. При уплате юридическим консультантом взноса в размере пятидесяти процентов от установленной ставки в соответствии со статьей 88 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию юридических консультантов исчисляется за него в размере пятидесяти процентов от установленного взноса.».».
 
 (Головной комитет)
 
ҚАБЫЛДАНСЫН
1) заң жобасының 2-бабы
1-тармағының 2) тармақшасы салыстырма кестенің
1-позициясының қабылдануына байланысты алынып тасталады;

2) «Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» Қазақстан Республикасы Заңы 67-бабының
2-тармағы 22) тармақшасының қолданысын 2026 жылғы 1 қаңтарға дейін тоқтата тұрып, заң жобасының 2-бабын жаңа 4-тармақпен толықтыру ұсынылады. Осы кезеңге Республикалық адвокаттар алқасының жалпы мұқтаждықтарына адвокаттар алқалары аударатын ай сайынғы жарналардың ең аз мөлшері әрбір адвокат үшін кемінде 1 АЕК мөлшерінде белгіленеді.

Бұдан басқа,  адвокаттардың кейбір санаттарына мүшелік жарналарды төлеу кезінде жеңілдіктер белгілеу ұсынылады;
3) Осы заң жобасының 1-бабы
9-тармағының 29) тармақшасы он бесінші абзацының қолданысын 2026 жылғы 1 қаңтарға дейін тоқтата тұрып, заң жобасының 2-бабын
5-тармақпен толықтыру ұсынылады. Осы кезеңге Республикалық заң консультанттары алқасының жалпы мұқтаждықтарына жүзеге асыратын ай сайынғы жарналардың ең аз мөлшері әрбір заң консультанты үшін кемінде 1 АЕК мөлшерінде белгіленеді.

Сонымен қатар, заң консультанттарының кейбір санаттарына мүшелік жарналарды төлеу кезінде жеңілдіктер белгілеу ұсынылады.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТЬ
1) подпункт 2) пункта 1 статьи 2 законопроекта исключается в связи с принятием позиции 1 сравнительной таблицы;
2) предлагается статью 2 законопроекта дополнить новым пунктом 4, приостановив действие подпункта 22) пункта 2 статьи 67 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» до 1 января 2026 года. На этот период установить минимальный размер ежемесячных взносов коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов в размере не менее 1 МРП за каждого адвоката.
Кроме того, предлагается установить льготы некоторым категориям адвокатов при уплате членских взносов;
3) предлагается статью 2 законопроекта дополнить новым пунктом 5, приостановив действие абзаца пятнадцатого подпункта 29) пункта 9 статьи 1 законопроекта до 1 января 2026 года. На этот период установить минимальный размер ежемесячных взносов палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов в размере не менее 1 МРП за каждого юридического консультанта.
Вместе с тем, предлагается установить льготы некоторым категориям юридических консультантов при уплате членских взносов.
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее была создана Согласительная комиссия.

 

Мажилис согласился с 8 позициями Сената и 1 позиция была вынесена на рассмотрение согласительной комиссии.

По итогам работы, согласительная комиссия приняла совместное решение по пункту 1 статьи 78-1, в котором регламентированы вопросы образования Республиканской коллегии юридических консультантов.

В частности, Республиканская коллегия юридических консультантов основывается на добровольном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы. 

Мажилис и Сенат согласились с решением согласительной комиссии.

 

«Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне адвокаттық қызмет және заң көмегі мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Заңының жобасы бойынша Қазақстан Республикасының Мәжілісі мен Сенаты арасындағы келіспеушілікті еңсеру жөніндегі келісім комиссиясының

САЛЫСТЫРМА КЕСТЕСІ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

согласительной комиссии по преодолению разногласия между Мажилисом и Сенатом Парламента

Республики Казахстан по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»

 

Р/ с
Құрылымдық элементі
 
Жобаның Мәжіліс
мақұлдаған редакциясы
Сенат енгізген өзгеріс Келісім комиссиясының шешімі
 
п/п
Структурный элемент Редакция проекта,
одобренного Мажилисом
Изменение,
внесенное Сенатом
Решение согласительной комиссии
1 2 3 4 5
«Адвокаттық қызмет және заң көмегі туралы» 2018 жылғы 5 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңы
 
Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»
1 Жобаның                   1-бабының
9-тармағы
29) тармақшасы-ның үшінші абзацы

 
Заңның жаңа 78-1-бабының 1-тармағы 
 
 
 
1. Республикалық заң консультанттары алқасы – кемінде үштен екі облыстан, республикалық маңызы бар қаладан және астанадан өкілдік ететін заң консультанттары палаталарының міндетті мүшелігіне негізделген, қызметі мен өкілеттіктері Қазақстан Республикасының заңнамасында және өзінің жарғысында айқындалатын бірыңғай коммерциялық емес ұйым. Мынадай редакцияда жазылсын:
«1. Республикалық заң консультанттары алқасы – қызметі мен өкілеттіктері Қазақстан Республикасының заңнамасында және оның жарғысында айқындалатын, заң консультанттары палаталарының міндетті мүшелігіне негізделген бірыңғай коммерциялық емес ұйым.
Республикалық заң консультанттары алқасын облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың кемінде үштен екісінің атынан өкілдік ететін заң консультанттары палаталары өкілдерінің құрылтай съезі құрады.».
 
Мынадай мазмұндағы бірлескен редакцияда қабылдансын:
«1. Республикалық заң консультанттары алқасы – облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың кемінде үштен екісінің атынан өкілдік ететін заң консультанттары палаталарының ерікті мүшелігіне негізделген, қызметі мен өкілеттіктері осы Заңда, Қазақстан Республикасының өзге де заңнамасында, алқа жарғысында айқындалатын және мүшелері болып табылатын заң консультанттары палаталарына қатысты және олардың мүдделерінде жүзеге асырылатын коммерциялық емес ұйым.
Республикалық заң консультанттары алқасын облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың кемінде үштен екісінің атынан өкілдік ететін заң консультанттары палаталары өкілдерінің құрылтай съезі құрады.».
 
Абзац третий
подпункта 29)
пункта 9
статьи 1
проекта
 
Пункт 1
новой статьи 78-1
Закона
1. Республиканская коллегия юридических консультантов единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан
и ее уставом.
Изложить в следующей редакции:
«1. Республиканская коллегия юридических консультантов – единая некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве палат юридических консультантов, деятельность и полномочия которой определяются законодательством Республики Казахстан и ее уставом.
Республиканская коллегия юридических консультантов образуется учредительным съездом представителей палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы.».
 
Принять в совместной редакции следующего содержания:
«1. Республиканская коллегия юридических консультантов – некоммерческая организация, основанная на добровольном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан, уставом коллегии и осуществляются в отношении и интересах палат юридических консультантов, являющихся ее членами.
Республиканская коллегия юридических консультантов образуется учредительным съездом представителей палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы.»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться