Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Текст выступления Спикера Сената Маулена Ашимбаева на Международной конференции «Нурсултан Назарбаев: политик глобального масштаба»

30.11.2020 0

Құрметті конференцияға қатысушылар! Қадірлі достар!

Ең алдымен, баршаңызды келе жатқан мемлекеттік мереке – Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президенті күнімен құттықтаймын!

Осыдан 29 жыл бұрын Қазақстан халқы тарихи таңдауын жасап, еліміздің Тұңғыш Президентін сайлады.

Бұл Тәуелсіздік жолындағы ең маңызды қадамдардың бірі болды деп айтуға толық негіз бар.

Тәуелсіздік жылдарында Қазақстан ғасырға жүк болар үлкен жетістіктерге қол жеткізді.

Ата-бабаларымыз аңсаған арман-мұраттар орындалып, егемен ел болып толық қалыптастық.

Қазақстан еңсесі тік, іргесі берік, нағыз тәуелсіз мемлекетке айналды.

Мұның бәрі Елбасымыз, егемен еліміздің Тұнғыш Президенті Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың ерен еңбегінің нәтижесі екені сөзсіз.

Нұрсұлтан Әбішұлы ел тізгінін қолға алған тұста Қазақстанның ішкі ахуалы өте күрделі болғанын бәріміз жақсы білеміз.

Біздің сол кездегі жағдайымызды ескеріп, болашағымызға сенімсіздікпен қарағандар да аз болмады.

Тұңғыш Президентіміз сол тығырықтан шығар жолды тауып қана қоймай, өзіне жүктелген тарихи миссияны артығымен орындады.

Тәуелсіз Қазақстан мемлекетін құрып, егемендіктің ең басты тұғырларын тас-түйін бекітіп берді.

Ең алдымен, шекарадай күрделі мәселе кемеңгерлікпен шешіліп, халықаралық құжаттармен біржола шегенделді.

Нұрсұлтан Әбішұлы бір сөзінде «Жер тағдыры – ел тағдыры» деген еді.

Шекара мәселесі түпкілікті шешілмесе мемлекеттің тәуелсіздігі баянсыз, болашағы бұлыңғыр болады. Оны бүгінде бәріміз көріп отырмыз.

Сондықтан Елбасымыз бұл істе дау-дамайға емес, салиқалы дипломатияға арқа сүйеді.

Тұңғыш Президентіміздің осындай көрегенділігінің арқасында шекарамыз біржола анықталып, бекітілді.

Бабаларымыздан аманат болған ұлан-байтақ жер мәңгілікке қазақтың басты байлығына айналды.

Тұңғыш Президентіміз мемлекеттік басқару институттарының заманауи үлгісін қалыптастырды.

Ел дамуына тың серпін берген ата заңымыз – Конституциямыз қабылданды.

Соған сәйкес, билік тармақтары қалыптасып, қос палаталы кәсіби Парламент, Үкімет, тәуелсіз сот жүйесі құрылды.

Жергілікті әкімдіктердің жұмысы жолға қойылды.

Сол арқылы мемлекеттік басқару институттары жүйеленіп, әрқайсысының мақсат-міндеттері нақтыланды.

Егемендігіміз бен елдігіміздің берік қалғаны болған Қарулы Күштеріміз жасақталды.

Экономика саласында кешенді реформалар жасалып, экономикалық өсімнің жоғары деңгейі қамтамасыз етілді.

Елбасымыз бұл бағытта да аса маңызды және тарихи шешімдер қабылдады.

Осылайша, Тұңғыш Президентіміз бүкіл әлем мойындаған дамудың «Қазақстандық жолын» айқындап берді.

Елбасымыздың кемеңгер шешімдерінің бірі – астананы Арқа төсіне көшіру екені даусыз.

Сол кездегі экономикалық қиындықтарға қарамастан қабылданған бұл шешім – нағыз стратегиялық қадам болды.

Нұрсұлтан Назарбаев астананы көшіру арқылы Қазақтың жаңа замандағы ұлы көшін бастап берді.

Расымен, елорданың өсіп-өркендеуі тұтас Қазақстанның дамуына даңғыл жол ашты.

Отанымыздың абыройын асқақтатып, беделін өсірді, бүкіл қазақстандықтарды жаңа мақсат-мұраттарға жетеледі.

Бүгінде елордамыз Отанымыздың жүрегі, Тәуелсіздігіміздің тірегі, мемлекеттік дамудың нағыз темірқазығына айналды.

Жаңа астананы Тұңғыш Президентіміздің табандылығы мен батылдығының жарқын көрінісі деуге әбден болады.

«Тарихты тарлан тұлғалар жасайды» деген сөз бар.

Шын мәнінде, Елбасының елдік мүдде жолында қабылдаған әр шешімі ұлт тарихының жаңа тарауы болып жазылады.

Солардың ішінде Түркістан облысын құрып, Түркістан шаһарына жаңа мәртебе беру туралы шешімнің маңызы зор.

Түркістан – қазақ үшін ежелден құт дарып, кие қонған қастерлі мекен және ұлттық рухтың өзегі.

Ел дамуының жаңа кезеңінде оның қайта түлеуі тұтас Қазақстанның өркендеуіне тың серпін берері анық.

Қазірдің өзінде оның нәтижесін көріп те, сезініп те отырмыз.

Түркістанды түлету – өткеннен өнеге ала отырып, кемел келешекке ұмтылудың озық үлгісі.

Осы жолдағы «Мәдени мұра», «Рухани жаңғыру» бағдарламалары да айрықша мәнге ие.

Тарихтан тағылым алу кейін шегіну емес, ол – ұлттық кодты сақтаудың жарқын көрінісі.

Расында, ұлттық кодсыз мемлекет болмайды.

Сол себепті, бұл салада Елбасы ұлттық тұтастықтың кепілі ретінде батыл шешімдер қабылдаудан қаймыққан жоқ.

Нұрсұлтан Әбішұлының жасампаздық пен жаңашылдықты тоғыстарған осындай стратегиялық қадамдары сыртқы саясатымызда да аз болмады. 

Уважаемые участники конференции!

Известно, что мировую историю пишут конкретные личности. Путь побед и достижений целых стран – это, прежде всего, история личного мужества, смелости и принятых решений их лидеров.

В начале 90-х годов мы стояли перед сложным вызовом построения независимого государства. Социальные катаклизмы и гражданские конфликты сотрясали постсоветское пространство. Ничто не гарантировало нам сохранения территориальной целостности и независимости.

Готовых формул построения успешных государств в мировой практике нет. Поэтому Казахстану предстояло выработать и реализовать собственную стратегию развития. Ее главная цель состояла в укреплении нашей независимости.

Как показывает мировая история, тяжелые времена рождают сильных лидеров.

И таковым для нашей страны стал, безусловно, Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Елбасы присущи стратегическое видение, огромная воля и способность принимать в сложных ситуациях нестандартные и правильные решения.

Личные качества Елбасы и его внутренние убеждения стали основой для ряда решений, ставших судьбоносными для молодого государства.

В сегодняшнем выступлении я уже говорил о некоторых внутриполитических новеллах Нурсултана Назарбаева.

Важно отметить, что Елбасы внес огромный вклад и в построение новой архитектуры международной безопасности на рубеже XX и XXI веков.

Прежде всего, Первый Президент Казахстана в начале 90-х годов сумел сформулировать новую парадигму безопасности молодого независимого государства.

Вопреки устоявшимся подходам времен «холодной войны», она основалась не на наращивании военного потенциала и вооружений, не на бряцании оружием. Ее фундаментальными принципами стали открытость, диалог, меры доверия и поиск общей платформы для взаимовыгодного сотрудничества.

Именно поэтому Казахстан добровольно отказался от четвертого в мире ядерного потенциала. Такому шагу предшествовало закрытие Семипалатинского ядерного полигона.

Эти стратегические решения Первого Президента страны во многом определили наше дальнейшее развитие.

Они ясно продемонстрировали всему миру, что Казахстан является ответственным членом мирового сообщества, цивилизованным и надежным партнером.

Как результат, у нашей страны сформировались доверительные и партнерские отношения с Россией, Китаем, США и другими странами.

Казахстан получил гарантии безопасности от ведущих мировых держав.

Наша страна первой из государств постсоветского пространства провела делимитацию границ с соседями, включая границу с Россией и Китаем.

В последующие годы Первый Президент Казахстана вышел с рядом новых инициатив в сфере ядерного нераспространения и разоружения. Все они направлены на последовательное движение к миру, свободному от оружия массового уничтожения.

Новая парадигма безопасности, предложенная Елбасы, воплотилась в масштабных инициативах в этой сфере – Шанхайской Организации Сотрудничества и Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В основе этих организаций лежат именно принципы доверия и сотрудничества.

Все эти годы Нурсултан Назарбаев последовательно реализовывал политику сближения конфликтующих сторон и целых государств.

Миротворческие усилия Елбасы в Центральной Азии, СНГ, Сирии и в других регионах получили высокую оценку со стороны международного сообщества.

Новаторские подходы Первого Президента страны легли в основу еще одной важной внешнеполитической инициативы – Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Напомню исторический контекст этих событий. Террористический акт 11 сентября 2001 года в США вызвал всплеск антиисламских настроений во многих странах. В дальнейшем начались военные действия в Афганистане, Ираке. Мир был в состоянии неопределенности и хаоса. Повсеместно распространялись идеи о неразрешимых противоречиях между христианской и мусульманской цивилизацией.

В этих условиях Елбасы в очередной раз предпринял важный и стратегический шаг. Он призвал лидеров всех конфессий к диалогу и поиску совместных ответов на глобальные угрозы и вызовы.

Казахстан обладал для этого моральным правом. Ведь наша страна построила действенную модель межнационального и межрелигиозного согласия в многоэтническом обществе.

Инициатива Елбасы о созыве Съезда получила поддержку со стороны многих конфессий и религиозных организаций. Первый съезд в нашей столице прошел в 2003 году.

В работе форума приняли участие авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма и других религий.

На сегодняшний день уже проведены шесть Съездов. Площадка стала востребованной для распространения в мире идей межрелигиозной толерантности, диалога и взаимодействия.

Видение, новаторство Нурсултана Назарбаева позволили также осуществить «перезагрузку» экономических отношений стран постсоветского пространства.

В 90-х годах территория СНГ оставалась зоной серьезных проблем и дезинтеграции. Для изменения этих тенденций еще в 1994 году Елбасы предложил свое видение развития нового евразийского проекта на постсоветском пространстве.

Были сформулированы ключевые принципы интеграции. Это реальное равноправие, уважение суверенитета, независимости и экономический прагматизм.

Время показало, что инициативы Нурсултана Абишевича Назарбаева соответствуют долгосрочным интересам евразийских стран. Эти идеи воплотились в ряде договоренностей и соглашений. В том числе в создании в 2014 году Евразийского Экономического Союза.

По итогам пяти лет работы ЕАЭС можно сделать вывод об эффективности организации.

Растут показатели торговли между нашими странами, объемы инвестиций, реализуются совместные проекты в различных сферах.

Безусловно, еще многое предстоит сделать в рамках ЕАЭС. При этом важно следовать основополагающим принципам равноправного и прагматичного сотрудничества, заложенным Первым Президентом Казахстана.

Сегодня в мире, к сожалению, продолжаются конфронтация крупных держав и санкционные войны. Происходит слом сложившейся системы и механизмов безопасности. Возобновляется на новом витке и в новых формах гонка вооружений.

В этих условиях парадигма безопасности, предложенная Елбасы, остается актуальной для современного мира.

Безопасность должна обеспечиваться не за счет вооружений, силовой конфронтации, а за счет открытости, диалога и поиска общей платформы для сотрудничества.

Важно работать над дальнейшим продвижением этих принципов на международном уровне.

В целом нет сомнений, что глобальные инициативы Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева в долгосрочной перспективе продолжат работать на формирование прочного фундамента глобальной безопасности в XXI веке.

Құрметті жиынға қатысушылар!

Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың сарабдал саясатының нәтижесінде Қазақстан бүкіл әлемге экономикасы қуатты, ынтымағы жарасқан, жауапкершілігі жоғары ел ретінде танылды.

Тұңғыш Президентіміз салған осы сара жолдан айнымай, Тәуелсіз елімізді мәңгілік ету, сабақтастықты сақтау – бәріміздің абыройлы міндетіміз.

Осы жолда баршаңызға табыс пен сәттілік тілеймін!

Мереке құтты болсын!

Тәуелсіз Қазақстан жасай берсін! 

Поделиться