Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

Сенатор выступил с содокладом на заседании Комитета

05.11.2021 0

Уважаемый Али Абдикаримович, уважаемые депутаты!

На Ваше рассмотрение представлены проекты Законов «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы».

Как уже было сказано основным докладчиком размер гарантированного трансферта из средств национального фонда за период с 2022 по 2024 годы составит 6,6 трлн.тенге (по годам: 2022 год-2400 млрд.тенге, 2023 год- 2200 млрд.тенге, 2024 год- 2000 млрд.тенге). Данные средства будут направлены на выплату солидарных пенсий, государственные базовые пенсионные выплаты из республиканского бюджета. Согласно нормам Конституции РК, наша страна позиционирует себя как социальное государство, правовыми аспектами которого являются отношения в социальной сфере, в том числе реализация требований законодательства о социальной защищенности населения, пенсионного законодательства. Еще в 2006 году Елбасы-Первый Президент Нурсултан Назарбаев четко обозначил роль Национального фонда, призванного обеспечить стабильность финансового рынка, поддержание необходимой гибкости реального обменного курса для снижения отрицательных последствий роста инфляции и, одновременно, стимулирования экономического роста. Глава Государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивает о необходимости ограничений трансфертов из Национального фонда и о четком контроле со стороны Правительства за эффективным формированием и использованием средств Фонда. При этом, согласно проведенному анализу Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, отказ от финансирования госрасходов посредством Нацфонда приведет к увеличению внутреннего и внешнего долга, к потере контроля над долгом и долговому кризису. Казалось бы, поддержка экономики средствами Нацфонда растет ежегодно, но при этом и рост внешнего госдолга не останавливается. Только за 10 месяцев текущего года госдолг вырос более чем на 12 млрд долларов и составил в общей сумме 148 млрд долларов США, что составляет 7,7 тысяч долларов на каждого гражданина нашей страны.

Крупнейшими должниками являются госкомпании, агрохолдинги, из Нацфонда выделяются средства Фонду проблемных активов на погашение долговых обязательств за несостоятельных заемщиков. В 2019 году Президент страны объявил мораторий на создание новых госпредприятий, который был продлен до конца текущего года.  Но при этом, государство несет бремя долгов за действующие госкомпании, за их неэффективный менеджмент и провальную финансовую политику.

В связи с этим, на государственном уровне необходимо провести ревизию внешних долгов всех госкомпаний, подключить кризис-менеджеров, финансовых аналитиков для решения вопросов по оптимизации расходов данных предприятий, что в значительной мере может повлиять на уменьшение внешнего долга как перед государством, так и перед кредиторами.

Основными задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики при формировании проекта бюджета на 2022-2024 годы остаются: формирование потенциала устойчивого развития экономики страны и повышение качества жизни населения. Объем расходов на 2022 год превышает уровень расходов текущего года практически на 600 млрд.тенге. На 37% увеличены расходы в сфере образования, на 27,6% обслуживание госдолга, на 19,7%- направляются на оборону страны, на 8,6 % - финансирование социальной помощи и социального обеспечения. При этом снижение расходов на 27,4% наблюдается по направлению «сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство», на 22,9% в сфере ЖКХ, в здравоохранении на 9,1%.

В течение последних лет кризис, спровоцированный пандемией Ковид, обострил проблемы в экономике страны и, в частности, в сфере сельского хозяйства, поэтому основные задачи развития сельскохозяйственного производства требуют первоочередного решения. В рамках программы «Ауыл-Ел бесігі» за счет целевых текущих трансфертов, а также за счет трансфертов из Национального фонда, областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах будет выделено 100 млрд.тенге. На создание условий для развития животноводства, растиениводства - 36 млрд.тенге, с ростом показателей текущего года на 12%, а также целевые текущие трансферты местным бюджетам на субсидирование финансовых инструментов субъектов АПК в сумме 46,2 млрд.тенге. При этом, профильному министерству необходимо четко отслеживать так называемых конечных получателей для предотвращения коррупционных схем и мошенничества с государственными деньгами.

В рамках реализации поручения Главы государства К.Токаева по поступательному переходу к декарбонизированной экономике по направлению стабилизации и улучшения качества окружающей среды, сокращению выбросов парниковых газов, содействие ускоренному переходу Казахстана «к зеленой экономике» определены расходы в сумме 4196,6 млн.тенге, с ростом в 8,2 раза. 83 % от выделенных средств будут направлены только в 2 региона  страны (Атыраускую и Мангистаускую области) на рекультивацию хвостохранилищ и очистку пруда-испарителя для сточных вод. По данным Бюро национальной статистики, за восемь месяцев текущего года капитальные инвестиции, направленные на охрану окружающей среды, составили 107,8 млрд тг, половина же из них пришлась также всего на два региона страны (Жамбылскую - 38,8 млрд тенге) и Актюбинскую -16 млрд тенге области). Доля инвестиций же в Северо-Казахстанской и Кзылординской областях равна нулю. В связи с этим, профильному министерству необходимо обратить внимание на регионы с большой концентрацией промышленных предприятий, где из-за высокой стоимости технологий, используемых на предприятиях для сокращения выбросов CO2, инновационные процессы декарбонизации внедряются медленно.

В целом, уважаемые депутаты:

1) по законопроекту Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022 – 2024 годы» предлагаю направить заключение в головной Комитет без замечаний и предложений;

2) по законопроекту Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» все предложения членов нашего Комитета сведены в сравнительную таблицу. Предлагаю направить в головной комитет.

 

 

 

 

Поделиться