Цвет сайта
Расстояние между буквами
Шрифт
Изображения

Новости

проект Доклада Шайдарова С.Ж. на 10:00 часов, 17.02.2023г. (последний вариант текста на государственном языке) Парламентские слушания на тему «Эффективная региональная политика – основа устойчивого социально-экономического развития страны» в рамках реализации Послания Президента народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество»

17.02.2023 0

Проект доклада Шайдарова С.Ж.

на Парламентские слушания от 17.02.2023

 

 

Уважаемый Маулен Сагатханулы!

Уважаемые коллеги, участники Парламентских слушаний!

 

Как вы знаете, в ходе своего выступления на церемонии инаугурации Президент Касым-Жомарт Кемелевич обозначил приоритет по приданию нового импульса к развитию каждого региона страны.  

Поэтому сегодня перед нашим государством стоит задача по выстраиванию сбалансированной региональной политики, основной акцент которой должен быть направлен
на сглаживание наиболее острых социальных
и экономических диспропорций между регионами страны.

В ходе подготовки к Парламентским слушаниям нашим Комитетом было проведено порядка 20 рабочих встреч
с уполномоченными государственными органами, акиматами, научным сообществом и экспертами.

Это позволило выявить и определить системные проблемы регионального развития, на которые хотелось
бы обратить ваше внимание.

В первую очередь, это инфраструктурные проблемы регионов.

Несмотря на принимаемые государством меры, сегодня главными проблемами на протяжении уже ряда лет остаются высокий износ систем тепло-, энерго-
и водоснабжения, плохие дороги, нехватка и недоступность жилья для большинства населения, отсутствие газа
в отдельных регионах, некомфортные условия жизни сельчан
и связанный с этим нерегулируемый уровень миграции.

Более того данные проблемы могут существенно обостриться уже в самое ближайшее время, если своевременно не будут приняты меры по их решению. Остановлюсь на каждой из этих проблем.

Первое. Эффект «снежного кома» приобретают проблемы в сфере тепло- и электроснабжения.

Сегодня каждое звено этих сфер находится практически
в удручающем состоянии.

Так, износ основного оборудования электростанций составляет 57%. А в отдельных регионах этот показатель достигает 88% (Уральская, Кентауская ТЭЦ).

66-процентный износ электрических сетей приводит
 к тому, что потери электрической энергии при транспортировке в региональных сетях достигают 11%.

Отмечается существенный разрыв в уровне износа сетей в разрезе регионов. К примеру, если данный показатель
в городе Астане составляет 29,5%, то в области
Ұлытау -
70
%, Костанайской области - 85,3%.

Критического уровня достигла ситуация в сфере производства, передачи и снабжения тепловой энергией.

Средний износ оборудования ТЭЦ, который увеличивается с каждым годом, достиг 66%.

Износ каждой второй теплоэлектроцентрали страны
(19 из 37) превышает среднереспубликанский показатель
и в отдельных регионах достигает 92%.

Аналогичная ситуация складывается и в секторе теплоснабжения.

В настоящее время замены требуют более 3 тысяч километров тепловых сетей, то есть порядка 30%
от их общей протяженности
(всего - 12 тысяч км).

При этом наблюдается тенденция недофинансирования проектов по модернизации тепловых сетей.

Нарастает проблема дефицита тепловой энергии.

Так, в ходе недавнего совещания по развитию столицы
на эту проблему обратил внимание Глава государства, отметив, что дефицит тепловой энергии в г.Астана превышает 300 гигакалорий. Аналогичная проблема характерна
и для таких городов, как Жезказган, Семей, Тараз, Павлодар.

Хочу отметить, что одной из главных причин всех этих проблем являются олигополия и аффилированность предприятий тепло- и электроэнергетики.

Практически 60% ТЭЦ (22 из 37)находятся в частной собственности, многие из которых были приобретены
за бесценок
в ходе приватизации в 1990-е годы.

Кроме того, 64% генерации электроэнергии в Казахстане
формируют всего 5 компаний. Это Самрук-Энерго
(28%), Евразийская группа (17%), Kazakhmys Energy (7%), Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация (6%) и казахстанские коммунальные системы (6%).

Для решения вышеуказанных проблем Правительством разработан проект Закона «О теплоэнергетике».

Данный документ, несмотря на наличие ряда важных новелл, к сожалению, не включает в себя реальные меры
по исправлению сложившегося критического положения.
То есть, нет четкого законодательного понимания
по решению всех актуальных проблем данной сферы.

Министерство энергетики пытается урегулировать ситуацию через разработку акиматами мастер-планов развития теплоэнергетики, повышение тарифов
и выделение бюджетных средств.

Поэтому считаем, что необходимо обеспечить максимальную адаптацию данного законопроекта
к текущим вызовам с учётом необходимости демонополизации экономики страны.

Второе. Принятые государственные программы,
так и не решили основную задачу по достижению полного охвата населения питьевой водой.

Сегодня даже городское население не в полной мере обеспечено данной базовой потребностью.

Несмотря на то, что доступ к услугам водоснабжения имеют чуть более 98% городского населения страны, в 9 регионах этот показатель ниже среднереспубликанского (Жамбылская, Павлодарская, Акмолинская, ВКО, Жетісу, ЗКО, Костанайская, гг.Астана и Шымкент).

При этом даже в тех регионах, где уровень обеспеченности достигает 100%, имеются проблемы с качеством и нехваткой питьевой воды. К примеру, в таких городах как Актау
и Жезказган
(г.Актау - население испытывает проблемы
с дефицитом и напором воды; г.Жезказган - низкое качество воды,
не произведен полный переход на водоснабжение из подземных источников ввиду устаревшей системы очистки воды с Кенгирского водохранилища)
.

Еще хуже обстоят дела с сельским водоснабжением.
Так как в сёлах 10 регионов
(Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Жамбылская, ЗКО, Карагандинская, Костанайская, СКО, Жетісу и Абай) показатель доступа к питьевой воде ниже среднего уровня по стране.

Анализ показывает, что проблемы водоснабжения и водоотведениятакже усугубляет ведомственное разделение в Законах единой системы питьевого водоснабжения населенных пунктов – а это комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений на нормы «в населенном пункте» и «за пределами населенного пункта».

Поэтому необходимо пересмотреть эти нормы и рассмотреть другие механизмы.

Также одной из насущных проблем является отсутствие эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и изношенность материально-технической базы действующих предприятий.

В результате построенные водопроводные сети остаются на балансе аппаратов акимов либо передаются
в доверительное управление непрофильным предприятиям или организациям, которые не выполняют свои прямые обязательства.

Учитывая это считаем, что следует в кратчайшие сроки определить оптимальный механизм деятельности эксплуатирующих организаций. А именно - путём передачи их в конкурентную среду или же посредством создания
при КГП эксплуатирующих групп, укомплектованных за счёт средств бюджета.

Чтобы узнать ситуацию полностью необходимо провести инвентаризацию водопроводных сетей в регионах, в особенности, в сельских населенных пунктах.

Справочно: в соответствии со статьёй 18-1 Закона
«О государственном имуществе» аппараты акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа по согласованию
с собранием местного сообщества принимают решение о создании, реорганизации, изменении наименования и ликвидации коммунальных юридических лиц местного самоуправления по согласованию с акимом района. Однако на практике антимонопольные органы не позволяют (запрещают) реализовывать данную норму.

Третье. Экономическое развитие регионов, как и страны
в целом, напрямую зависит от состояния дорожной сети,
в первую очередь, республиканского значения.

Сегодня только чуть более половины (52%, 12,8 из 22,5 тысяч км) республиканских автодорог находится в хорошем состоянии.

При этом порядка двух третей (66%) дорог (в т.ч. 39% дорог международного значения) имеют III-V технические категории
с одной полосой движения
в каждом направлении.

Более того, большие вопросы вызывают сроки реализации многих значимых проектов. К примеру, таких
как «Талдыкорган - Усть-Каменогорск», «Караганда - Балхаш», «Калбатау - Майкапшагай», «Мерке - Бурылбайтал», «Кызылорда - Жезказган», «Караганда - Жезказган» и «Жезказган - Аркалык».

Данную проблему мы поднимали буквально в конце прошлого года, направив соответствующий депутатский запрос на имя Премьер-министра страны.

Поэтому, хотелось бы в очередной раз обратить внимание Правительства на необходимость принятия надлежащих
мер по своевременному и качественному завершению
всех проектов по реконструкции и строительству дорог республиканского значения. 

Не лучше и ситуация с местными дорогами, 20% которых(14 из 70 тысяч км), по данным министерства индустрии
и инфраструктурного развития, находятся в ненормативном состоянии.  

Несмотря на единые для всех регионов подходы к ремонту дорог, отмечается существенный разрыв в их состоянии
в разрезе областей.

К примеру, если в Мангистауской области в нормативном состоянии находятся 95% дорог, то в Западно-Казахстанской этот показатель в 2,5 раза ниже - только 39%.

В целом, ситуация по развитию дорог привела к тому,
что в рейтинге стран с лучшими и худшими дорогами
по версии Индекса глобальной конкурентоспособности Казахстан занимает только 93 место, уступая даже Азербайджану, Таджикистану, Грузии и Армении.

Поэтому нами предлагается провести диагностику (обследование) и паспортизацию всех участков местных дорог.

Это важно для определения текущего состояния
и выработки оптимального механизма финансирования ремонтных работ.

При этом данный механизм должен исходить только
от реальных потребностей регионов. И, как отмечал Глава государства
(в Послании от 1 сентября 2021 года), не должен зависеть от «пробивной силы» акимов, каких-то личных предпочтений и прочих субъективных факторов.

Кроме того, в целях совершенствования работы
по содержанию и эксплуатации местных дорог, нами предлагается рассмотреть вопрос создания Единого оператора с усилением дорожно-эксплуатационных управлений, выполнение работ которых будут контролировать и принимать местные исполнительные органы
(по аналогии
с механизмом проекта «Комфортная школа»)
.   

Четвёртое. Несмотря на принимаемые меры,
по-прежнему сохраняется «цифровой разрыв» между городом и селом.

В настоящее время мобильный интернет отсутствует более чем в 1 320 селах, из которых порядка 40% приходятся на три северных региона - Акмолинскую, Костанайскую
и Северо-Казахстанскую области. При этом уровень обеспеченности сёл интернетом в разрезе регионов колеблется от 55% в области
Ұлытау до 94% в Жамбылской области.

Правительство планирует решить данную проблему
в рамках
пилотного национального проекта «Доступный Интернет».

Поэтому считаем, что реализация данного проекта должна быть акцентирована, в первую очередь, на устранение «цифрового неравенства» в проблемных регионах страны.

Все вышеперечисленные проблемы постоянно являются главной темой для обсуждения на встречах сенаторов
с населением
, а также в ходе заседаний депутатской группы «Өңір» Сената Парламента.

Учитывая, что Главой государства поставлена задача
по трансформации Сената в Палату, реально представляющей интересы регионов, инфраструктурные проблемы областей будут находиться в зоне особого внимания сенаторов.

Нужно понимать, что изношенность инфраструктуры наряду с нехваткой рабочих мест в регионах приводят
к усилению миграционных процессов.

Так, в период с 2010 по 2020 годы рост населения за счет миграционного притока был отмечен в Актюбинской области, городах Астана, Алматы и Шымкент, где уже сегодня проживает 36% населения страны.

В то же время, системный отток населения происходит
в Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях.

Все это, в конечном итоге, приводит не только
к существенным социальным и экономическим диспропорциям между регионами, но и к возникновению угроз национальной безопасности ввиду слабой заселенности населенных пунктов, особенно, в приграничных областях.

Поэтому создание рабочих мест и развитие инженерной инфраструктуры в регионах должно стать приоритетной задачей для центральной и местных властей на ближайшее время.

При этом данная работа должна проводится, в первую очередь, с привязкой к системе региональных стандартов
и нацеленной на обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг социальной и инженерно-технической инфраструктур для городского и сельского населения.

В свою очередь, считаем, что, действующая с 2019 года, система региональных стандартов требует пересмотра, так как утверждённый перечень объектов и услуг для сельских населенных пунктов не предусматривает такие значимые локации, как ветеринарный пункт, скотомогильники
и полигоны ТБО
(25% районных центров не имеют полигонов ТБО).

Следующий блок вопросов, связан с неэффективностью действующих региональных институтов развития.

Согласно Концепции Правительства, социально-предпринимательские корпорации определялись как региональные институты развития, стимулирующие экономическую активность в точках роста региона.

Вместе с тем, на практике получилось все по-другому.

Опираясь на данные местных исполнительных органов, можно констатировать, что СПК в последние годы, в большей
степени, были задействованы в реализации отдельных правительственных инициатив. Среди которых -
создание микрофинансовых организаций, обеспечение продовольственной безопасности и другое.

При этом, все финансовые издержки и риски ложились
на СПК, а зачастую - и местные бюджеты.

Более того, согласно информации Антикоррупционной службы СПК зачастую оказывают финансовую помощь корпоративным фондам, различным компаниям под видом выдачи льготных займов.

К примеру, за 2019-2021 годы СПК «Жетісу» была оказана беспроцентная помощь ТОО «Ақсу қант» на 3,3 млрд. тенге,
из которых 2,7 млрд. тенге так и не возвращены в срок
по договору
.

Большая часть СПК являются убыточными.
Так, совокупный убыток
(за 2019-2021 годы) десяти СПК составил около 17,4 млрд. тенге (СПК «Kokshe», «Актобе», «Атырау», «Каспий», «Тараз», Aqjaiyq, «Солтүстік», «Сарыарка», «Astana», «Павлодар»).

А прибыльность других СПК является сомнительной,
так как в основном образуется за счет процентов
по размещенным бюджетным средствам на депозитах, а также от реализации переданного на баланс госимущества.

То есть, фактическая деятельность СПК не соответствует их целям и задачам их создания.

Более того, сегодня на центральном уровне нет четкого понимания касательно направлений деятельности СПК.

Так, Агентство по защите и развитию конкуренции отстаивает позицию по снижению деятельности СПК на рынке свободной конкуренции. В то же время, министерства сельского хозяйства, торговли и интеграции ставят
задачу по увеличению присутствия СПК на рынке продовольственных товаров.

Считаем, что такая ситуация возникла, в первую очередь, из-за отсутствия единого государственного подхода, законодательного регулирования и должного контроля
за деятельностью СПК со стороны Правительства и местных властей.  

Решить все эти проблемы Правительство пытается
с помощью Комплексного плана развития СПК до 2025 года,
(утвержден в 2021 году) который не предусматривает конкретных мер по совершенствованию деятельности СПК.

Для трансформации в действенные региональные институты развития считаем целесообразным разработку отдельного Закона по регулированию деятельности СПК.

Кроме того, необходимо законодательное урегулирование механизма предоставления земельных участков через СПК, так как именно в этой сфере имеются большие коррупционные риски.

Также стоит рассмотреть вопрос переформатирования
специальных экономических
и индустриальных зон.

Проблемные вопросы и барьеры, характерные
для деятельности данных зон, неоднократно поднимались
в депутатских запросах сенаторов.

Требует внимания диспропорция при создании специальных экономических и индустриальных зон в разрезе регионов.

Как известно, одной из целей создания СЭЗ является привлечение инвестиций.

Вместе с тем, сегодня СЭЗ отсутствуют в 9 регионах страны, на которые приходится более 30% от общего объема инвестиций в основной капитал (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЗКО, Костанайская, Кызылординская, Абай
и Ұлытау)
.

При этом СЭЗ отсутствует даже в Актюбинской области, входящей в ТОП-5 регионов страны по объему инвестиций
за 2022 год.

В тоже время, в области Жетіcу, где этот показатель
в 3,5 раза ниже чем в Актюбинской области и является самым низким по стране, функционируют две СЭЗ. 

Аналогичная ситуация и с индустриальными зонами.

Сегодня 80% (25 из 31) всех индустриальных зон сосредоточены в южной части Казахстана (Алматы, Жамбылская, Жетісу - по 1, Алматинская - 3, Шымкент - 4, Кызылординская - 6, Туркестанская - 9). Только в Туркестанской области функционирует 9 таких зон.

При этом в северной (Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и СКО) и западной частях страны (Актюбинская, Атырауская, ЗКО, Мангистауская), а это 8 областей, действуют лишь по одной индустриальной зоне - в Костанайской
и Актюбинской областях.

В трёх регионах страны нет ни специальных экономических, ни индустриальных зон. Это Ұлытау, Акмолинская и Западно-Казахстанская области.

Необходимо принять меры по повышению эффективности работы СЭЗ с учетом специализации регионов.

Кроме того, предлагаем провести ревизию действующих индустриальных зон, в том числе на предмет
их эффективности и наличия перспективных проектов.

Сегодня одним из основных показателей конкурентоспособности регионов является развитие малого
и среднего предпринимательства
.

Стоит признать, что основной потенциал для развития бизнеса, в большей степени, сконцентрирован в крупных городах. А сельские населенные пункты, малые и моногорода имеют крайне ограниченный потенциал для развития
в данном направлении.

Так, сегодня на города Астана и Алматы приходится почти треть всех занятых в данном секторе страны, а также практически половина (46%) от общего объема выпуска продукции МСП.

В целом же, в настоящее время в городах расположены
86% микро, 85% малых и 90% средних предприятий.

Поэтому важно активизировать работу по развитию бизнес-инициатив в сельской местности, малых и моногородах, обеспечив доступность льготных кредитных ресурсов.

Причём на необходимости диверсификации экономики моногородов, производящих порядка 40% промышленной продукции страны, обратил своё внимание Глава государства (в ходе совещания по развитию моногородов от 4 ноября 2021 года).

Учитывая, что именно в моногородах сосредоточена большая часть крупных предприятий горнорудной, нефтегазовой, металлургической, химической отраслей, нужно повысить их ответственность за судьбу моногородов.

Так, считаем необходимым предусмотреть для данных предприятий обязательства и механизмы по разработке среднесрочных и долгосрочных планов по расширению ассортимента выпускаемой продукции высоких
переделов с учётом внутристрановой ценности
и экспортоориентированности.

Условия для этого уже созданы - принят Закон
«О промышленной политике».

Это имеет первоочередное значение для повышения занятости, доходов, уровня жизни населения, и, в конечном итоге, будет способствовать справедливому распределению национальных богатств для всех казахстанцев.

Уважаемые участники Парламентских слушаний!

Экономическое развитие страны в целом зависит
от конкурентоспособности ее регионов.

В свою очередь, конкурентоспособность региона определяется степенью и эффективностью использования
его потенциала.

К сожалению, местные исполнительные органы зачастую не в полной мере используют имеющиеся возможности.

А центральные государственные органы попросту
не ориентированы на тесное взаимодействие с регионами.
 

Свидетельством отсутствия должной коммуникации между «центром» и регионами является сложившаяся практика по решению многих проблем постфактум или, как говорят,
в «пожарном» порядке.

На региональные проблемы Правительство зачастую обращает внимание только после критики Главы государства или общественного резонанса.

Необходимо усилить работу по сбалансированному распределению полномочий между уровнями управления.

Местные исполнительные органы должны обладать достаточными полномочиями для решения проблем
на местах. А межрегиональные вопросы должны решаться
на центральном уровне. 

Нужно понимать, что масштабность и глубина имеющихся проблем представляют угрозу для обеспечения дальнейшего эффективного развития регионов.

Поэтому важно принятие оперативных и рациональных
мер по совершенствованию региональной политики.

Наша конечная цель - это поступательное развитие страны, главной движущей силой которой должны стать сильные регионы с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни населения.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Поделиться