Депутатский запрос на имя Премьер-Министра РК А.А. Смаилова депутата Шайдарова С.Ж. членов Комитета по экономике, о состоянии автодорог общего пользования и улиц населенных пунктов
Премьер-Министру Республики Казахстан
СМАИЛОВУ А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
Состояние автодорог общего пользования и улиц населенных пунктов регулярно подвергается справедливой критике со стороны населения страны.
Глава государства не раз отмечал низкий уровень качества автомобильных дорог в стране и еще в апреле 2021 года поручил принять комплекс мер по усилению контроля за неукоснительным соблюдением стандартов в сфере строительства дорог.
Хотим ещё раз обратить Ваше внимание на существующие проблемы в этой сфере:
1. Управление республиканской дорожной сетью осуществляется Министерством индустрии и инфраструктурного развития. На строительство и реконструкцию республиканских дорог ежегодно из бюджета направляются сотни миллиардов тенге. Дороги местного значения и улицы населенных пунктов находятся в сфере ответственности местных исполнительных органов, испытывающих постоянную нехватку финансирования для их развития и содержания. На местном уровне слабо организован контроль качества дорожных работ. Планирование ремонтов производится без надлежащего анализа и финансируется по «остаточному принципу».
Для обеспечения сбалансированного развития и содержания местных дорог, по качеству которых, в основном, и судят об эффективности работы всей дорожной системы в стране, необходимо создание единого администратора по управлению всеми дорогами общего пользования. Улицы населенных пунктов необходимо оставить за местными исполнительными органами.
2. Несмотря на наличие всех необходимых материалов для строительства и ремонта дорог в нашей стране, до сих пор потенциал отечественного производства используется не в полной мере. Дефицит битума в летний период доходит до 500 тыс.тонн. В разгар строительного сезона цена битума увеличивается в три раза. Производители реализуют битум только посредникам, которые скупают весь объем и перепродают подрядчикам. Аналогичная ситуация наблюдается и с ценами на дизельное топливо.
Необходима выработка и реализация эффективных мер по недопущению сезонных скачков цен, в том числе:
- привлечение инвесторов и срочный запуск строительства специализированного нефтеперерабатывающего завода, продукция которого также поможет выправить ситуацию с дизельным и авиационным топливом;
- развитие сети хранилищ на действующих производствах для возможности создания стратегических запасов «чувствительных» ресурсов с целью восполнения дефицита и сдерживания цен в пик строительного сезона;
- исключение непродуктивных посредников из цепочки поставок ресурсов на местном рынке – обязать НПЗ к заключению прямых договоров с подрядчиками;
- снятие ограничений на поставку битума из Российской Федерации;
- как крайняя мера – введение разумных сезонных ограничений на экспорт казахстанского битума наряду с мерами внутреннего ценового регулирования.
3. Из-за резкого скачка цен на основные дорожно-строительные и горюче-смазочные материалы работы на многих объектах в данное время приостановлены в ожидании корректировки цен, предусмотренной условиями заключенных договоров. Процедура корректировки занимает от нескольких месяцев до года, что приводит к срыву запланированных сроков завершения работ.
Для решения проблемы необходимо срочное внедрение во все дорожные проекты, в том числе, финансируемые из средств республиканского и местных бюджетов, стандартных условий международного контракта FIDIC, которые используются в более, чем 120 странах мира.
Необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, Закон «О государственных закупках», Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», в части включения норм удорожания стоимости без проведения корректировки ПСД и ТЭО с ежегодным рассмотрением на РБК.
Предлагаемые меры повысят привлекательность казахстанских автодорожных проектов для крупных «международных игроков», что, безусловно, будет способствовать сокращению сроков и повышению качества работ.
4. В последние годы на ремонт улиц населённых пунктов в рамках программы «Ауыл - Ел бесігі» выделяются значительные финансовые средства. Выделяемые средства в основном направляются на финансирование работ по среднему ремонту, качество которого оставляет желать лучшего.
Причина в том, что сметная документация не проходит ни государственную вневедомственную экспертизу, ни ведомственную экспертизу. Конкурсы выигрывают компании со скидкой до 40%, что отражается на качестве. Необходимо подзаконными актами внести обязательную ведомственную экспертизу ремонта улиц населенных пунктов.
5. Контроль качества со стороны РГП «Центр качества и дорожных активов» на местные дороги не распространяется. Необходимо расширение сферы ответственности данного предприятия с заключением единого договора на контроль качества всех дорожно-ремонтных работ, включая улицы городов и сел.
На основании изложенного, принимая во внимание высокую актуальность и социальную значимость поднимаемого вопроса, уважаемый Алихан Асханович, просим поручить уполномоченным государственным органам тщательно изучить имеющиеся проблемы и обеспечить их решение.
В соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим Вас дать письменный ответ о результатах рассмотрения депутатского запроса в установленные сроки.
С уважением,
С. ШАЙДАРОВ
Д. АДИЛЬБЕКОВ
Е. СУЛТАНОВ
С. АЛДАШЕВ
Б. КАНИЕВ
С. ЛУКПАНОВ
Е. МАМЫТБЕКОВ
Л. РЫСБЕКОВА